Штрихи к портрету. Александр Пушкин

1. Поэзия

Александр Пушкин – гений поэтической красоты.

Пушкин достигает в поэзии идеальной гармонии между правдой и красотой.

Пушкин перевоплощает прозу жизни в возвышенную поэзию.

Пушкин – поэт мудрого слова и святой простоты.

Поэзия Пушкина – это гимн молодости, дружбы, любви и красоты.

2. Всечеловек

Александр Пушкин высказывает мысль, что «Библия всемирна». Безусловно, Книга книг содействует формированию русского всечеловеческого сознания. Кроме самого Пушкина оно свойственно Достоевскому, Толстому, Соловьёву, Мережковскому, Бердяеву. Для каждого из них Святое Писание – неисчерпаемый источник мудрости.

Пушкин наделён вселенским разумом!

Пушкин – всечеловек, вынужденный жить в грязной татарской России.

Пушкин – символ молодости. В его сердце – обострённое чувство достоинства и чести, а в голове – всеохватывающий ум.

3. Издержки характера

Александр Пушкин – заморская птица в клетке русского царизма.

Пушкин – великий поэт, окольцованный трагической любовью.

Кто знает, какие муки претерпевает Пушкин из-за несправедливости, творимой им, гением, «маленькому человеку», скажем, собственной жене Наталье? Вызывая на дуэль Дантеса, он, быть может, бросает вызов не «подлецу», а самому себе?

Глупо видеть в каждой женщине свою Музу: Пушкин любит многих женщин, но Муза у него – одна!

Для приятелей Пушкин - «живой» человек, для недругов – «вертлявое» существо. На самом деле, у Пушкина более широкая амплитуда нравственных колебаний, чем полагают его друзья и враги: в нём сосуществуют Бог, человек и обезьяна!

4. Писатели

Стихи Александра Пушкина глубоки, как псалмы Давида.

Архилох – отец ямба, Пушкин – его достойный преемник.

Пушкин обладает язвительным языком Вольтера, но только не многогранностью французского просветителя!

В поэтическом творчестве Пушкин не уступает олимпийцу Гёте.

Сегодня доказано, что Сальери не отравлял Моцарта, но Пушкин словно змея выбрасывает яд в сторону Сальери: яд вымысла опаснее настоящего яда.

Пушкин творит по-новому и, главное, думает по-новому. Пушкин несёт раскрепощённую мысль – такую, какой обладают Наполеон, Байрон, Бальзак. Почему они столь мало живут? Судите сами: Наполеон – 51, Байрон – 36, Бальзак - 51,Пушкин –37 лет. Казалось бы, высокий интеллект человека должен продлевать его земной век, как это происходит, например, с Гёте и Толстым? На самом деле всё не так: скоротечные гении источают пламенную мысль, долголетние – светоносную, первые быстро сгорают, вторые – сияют долгие годы.

В стихах Пушкина мечется байроновский дух.

Джоаккино Россини называют «солнцем Италии», Александра Пушкина «солнцем русской поэзии». Однако оба гения рано исчезают с небосклона творчества: Россини перестаёт создавать оперы, а Пушкин гибнет на дуэли в 37 лет!

Пушкин – пирамидальный тополь, Баратынский – плакучая ива.

Пушкин, Брюллов, Глинка – гении изящества и красоты.

Пушкин, Иванов, Глинка – недосягаемые вершины гармонии и красоты.

Пушкин, Айвазовский, Репин – творцы истины, красоты и правды.

Николай Гоголь высказывает замечательные слова об Александре Сергеевиче Пушкине: «Пушкин – есть явление чрезвычайное, и, быть может, единственное явление русского духа: это русский человек в конечном его развитии, в каком он, может быть, явится через 200 лет». Прошло два столетия, и оказывается, что русский народ недостоин великого имени Пушкина!

Творчество Пушкина – бокал шампанского, Лермонтова – кружка пива, Толстого – ведро сивухи!

Для Уайльда изящное слово выше истины. Это относится и к Пушкину.

Пушкин и Брюссов – ангелы красоты в поэзии.

Пушкин и Блок пишут небесные стихи, хотя совсем не богоугодные. Они живут развратно, но страдают, как христианские мученики, не верят в Бога, но умирают с молитвой на устах.

Пушкин и Цветаева владеют магией слова.

Естественно не принимать новое и противоестественно отвергать старое. Почитатели Пушкина, отрицающие Маяковского, наивны, поклонники Маяковского, списывающие со счетов Пушкина, – глупы!

Начинается русская классическая литература с любовной поэзии Пушкина, завершается – любовной прозой Бунина: любовный восторг духа уступает место любовному восторгу плоти.

Начало русской классической поэзии – это восходящее золотое солнце Пушкина, конец её – чёрное солнце Мандельштама.

Александр Пушкин, Фёдор Достоевский, Владимир Соловьёв, Алексей Лосев – духовные поводыри русского народа.

Не только «каждый крупный поэт России имеет своего Пушкина», как утверждает литературовед Дмитрий Лихачёв. Нет! Каждый русский человек имеет своего Пушкина. Без преувеличения можно сказать, что Пушкин – это самое ценное достояние русского народа.

5. Смерть

Существует хрестоматийный и живой Пушкин: гений русской поэзии и человек с беспокойной душой, рвущейся к любви и счастью.

Творческие люди умирают после точки наивысшего напряжения духовных сил. У одних этот момент приходится на молодые годы (Пушкин, Лермонтов), у других – на зрелые (Некрасов, Достоевский), у третьих – на старость (Толстой). Каждый живёт ровно столько, сколько необходимо для полного творческого самовыражения: росинка на траве высыхает тогда, когда встаёт солнце.

В преждевременной смерти Александра Пушкина больше смысла, нежели в долгой жизни Льва Николаевича Толстого. Разгадает ли когда-нибудь Россия эту тайну?

Александр Пушкин – золотой ключик к ларцу русской словесности.
 
Столетие со дня смерти Александра Сергеевича Пушкина отмечается в 36 странах мира! Сегодня, в XXI веке продолжается торжество поэзии гения русской литературы!


Рецензии
Виталий Константинович, я очень рада тому, как Вы пишете о Пушкине! Сейчас, к сожалению, классическую поэзию читают немногие, но стоит взять в руки знакомый томик, и ты понимаешь, как велико влияние, которое оказывают на нас строки, знакомые с детства и юности.
Спасибо Вам за Ваши мудрые эссе о великих писателях!
Перечитываю Вашу книгу о женщинах - открываю на любой странице и не могу оторваться.

Тамара Залесская   03.06.2014 22:39     Заявить о нарушении