Клоун на обочине

                КЛОУН НА ОБОЧИНЕ.

                Рассказ.

                «Вместо того чтобы убивать своего соседа, пусть даже глубоко ненавистного,
                следует, с помощью пропаганды, перенести ненависть к нему на ненависть
                к какой-нибудь соседней державе — и тогда ваши преступные побуждения, 
                как по волшебству, превратятся в героизм патриота».
                Бертран Рассел


Путь ведет к цели той дорогой, которую выбираешь сам. Цель может оказаться призрачной или неверной, но виновата не она в том, а ты сам. Признать подобное непросто и очень хочется,  чтобы виной всем твоим бедам был кто-нибудь другой, чтобы себе казаться умней, чем о том подсказывает твой выбор дороги.

Но какой бы ни была твоя дорога - на ней всегда найдется своя обочина. Они разные настолько, насколько разные дороги, по которым прокладываешь свой путь. Использовать обочину можно для самых разных целей.

Иногда нужно просто  перевести дух, оглянуться и собрать разбежавшиеся во время пути мысли. Порой, даже нужно сойти с пути, чтобы набраться мужества продолжать путь. Часто обочина помогает признать, что твой путь на самом деле ведет в никуда, и тогда она помогает тебе развернуться и начать движение назад к твоему началу пути.

Часто, устроив привал на обочине, стоит немного уйти с дороги и уже кажется со стороны, что есть путь значительно ровней, короче и быстрей. Тогда выбираешь для пути бездорожье, уверовав в то, что отныне твой путь станет значительно лучше, нежели был до этого.

Так порой и случается. И в таком случае радость от прозрения смешивается с разочарованием в том, что не додумался ранее до столь простого и верного выбора.

Но значительно чаще, потеряв много сил и времени заходишь в тупик, из которого разумнее всего вернуться назад на свою старую дорогу. Тут приходит то самое отчаяние, что может лишить разума, чтобы  продолжать свой путь дальше. Если такое случается, то понимаешь, что лишился мужества на время, а может быть навсегда.

Среди нас есть много таких людей, с которыми подобного не случается никогда – мужество всегда с ними. Мы глядим на таких людей с восхищением, когда они идут мимо нас и уважительно  уступаем им дорогу, отступая на обочину. Герои – так называем мы людей, что гордо шествуют мимо, а ничего более не остается, как с обочины радостно приветствовать их уникальную исключительность громкими криками «У-р-р-р-р-а-а-а-а!». Радуясь героям, мы мало обращаем внимания на тех, кто рядом с нами приветствуют колонны победителей. А стоило бы!

Праздник радует всех. Вот почему очень мало среди нас тех, кого-бы не увлекло феерическое действие и красочное яркое шоу. Каждый праздник требует своих клоунов. Чаще всего они стоят рядом с нами на обочине, изредка их можно даже увидеть в строю героев. Вот только героизма в этих людях не больше, чем в нас самих.

«Невозможно всегда быть героем, но всегда можно оставаться человеком».  Столь великим и мудрым людям, каким для мировой элитой признается Гёте, нужно верить на слово. Очевидно, немецкие поэты хорошо разбирались в героях, раз каждый из них нашел,  что про них не только сказать, но и предостеречь: «Когда уходят герои, на арену выступают клоуны»  (Генрих Гейне).

Так ли уж нам необходимы герои? Вся жизнь каждого из нас в большей степени проходит в ритме, который никак не назовешь экстремальным, а раз так, то и мужества не требуется, как и героизма, чтобы изо дня в день переживать обычное событие одно за другим.  Мы лишь удивляемся тому, как в историческом прошлом иные люди в иное время могли жить иначе, чем живем мы. И наш образ жизни в мирное и обычное время мало соотносится с героями. Другое дело, когда наступают времена, когда опасность входит в нашу жизнь тем явлением, без которого уже не обойтись.

Тогда уж часто нужно делать такой выбор, при котором может потребоваться цена в саму жизнь. Только тогда, мы внезапно осознаем, что героизм – это род смерти, а не образ жизни. И отнюдь не каждый из нас полон мужества настолько, чтобы начать говорить со смертью на «ТЫ».  Так и выходит, что герои нам всем нужны в минуты опасности.

Когда же ты сам понимаешь, что не можешь быть героем, то остается сойти на обочину, чтобы уступить дорогу тем, кто может. И так продолжается до той поры, когда время опасностей и испытаний уходит и возвращается обычная жизнь, в которой герои скорее опасны, нежели востребованы.

И вот тут в свет огней на сцену выходят те клоуны, что до этого стояли рядом на обочине дороги, по которой гордо  в лаврах и лучах славы шествовали истинные герои. А еще чаще бывает так, что среди героев, достойных нашего восхищения, успевали стать клоуны с обочины, умеющие предстать в любом образе, сулящим им лично выгоду. Они то, лучше других осведомлены, что за героизм не платят – за него расплачиваются.

Другое дело – геройство!  Немногие замечают разницу между героизмом и геройством, наивно полагая, что ее нет и что без мужества и силы духа нельзя обойтись в обоих случаях. Но это совсем не так.

                «Герой — это муж, знающий, что есть блага,  которые дороже жизни;
                муж, посвятивший свою жизнь служению государству, себя одного —
                служению многим» - трудно что-либо добавить к емкому определению
                Готхольда Лессинга.

Внимательные обыватели давно уже для себя отметили, что в геройстве всегда слышится отзвук горечи и печали. Иначе не может быть, когда приходится видеть в одно время две абсолютно разные морали в поведении людей.

Можешь, едва включив телевизионные новости, сразу же узнать про пенсионера, который не смог усидеть дома, и как офицер по своему призванию и образу жизни, добровольно ушел в ополчение.   А там, забыв про  свой садик возле сельского дома, вступил в войну с тем террором, который коварно заполз на его землю от старых друзей, каким он служил всю жизнь и кого привык считать ближе братьев. В минуту, когда в окоп упала граната, офицер 61 года от роду не раздумывая накрыл ее своим телом, чтобы спасти пятерых воинов рядом  веком моложе, чем он сам.

А следующий кадр на экране новостей тебе уже показывает депутата от народа, который ради  престижа  надел новенькую форму и в окружении отряда собственных телохранителей демонстрирует за их спинами отвагу и удаль воина, ставя себя в пример тем, кто встал впереди него. На самом же деле он ни дня не был воином, благополучно избежав обязательной службы путем хитрых ссылок и документов.

Так уживается в соседних кадрах героизм и геройство.  Самоотверженность, преодоление превосходящих сил, следование своим принципам и идеям, - с одной стороны,  и  бессмысленность, позерство, холодный расчет, безответственность и предательство – с другой стороны.


Рецензии
Просто, доступно и увы правильно.

Чиполино Новый Пк   03.06.2014 21:03     Заявить о нарушении