Клятва Скарлетт О Хара

Давно смотрел, но почему-то сегодня вспоминается кинофильм «Унесённые ветром». Красочные съёмки: добротная вывеска «Двенадцать дубов», жизнь помещиков - уютная, но обреченная на слом, а потом объятый огнём город и убегающая от столбов пламени повозка и сатанинский облик Ретта, и поле боя, заваленное тлеющими в мушиных роях телами... Но это всё были цветочки. Ягодки созрели в непреклонном стремлении отдельной личности и североамериканского общества в целом переустроиться и сохраниться свойственным ему образом.
Вот Скарлетт торжественно подъемлет руку и перед пылающим закатным небом произносит свою страшную клятву:
«Бог свидетель, они меня не одолеют. Я скорее солгу, украду, обману, убью, но никогда больше я не буду голодать, никогда. Ни я, ни мои близкие»*.
И вот тут-то стоит призадуматься. С одной стороны, сказано искренне и честно. Тем и берёт это произведение. Но можно ясно представить основы рождённого тогда общественного строя. В своём чернозёме слова означают готовность на любое преступление ради выживания. А где выживание и где нажива потом уже не разберёшь.
Кто нынче голодает в Соединённых Штатах? Как будто бы никто. Но зачем тогда сеять горе и ненависть среди других народов, разделять и властвовать обманом, кнутом и пряником, огнём и мечом? Ради большей сытости и вселенского могущества? Может быть, это из опасения, что скоро все мировые богатства закончатся, и тогда все будут голодать и вымирать? Если народам суждено вымирать, то кому угодно, только не им!?
Непонятный случай. Так помыслить и жить не захочется. Соответствующая строка в книге тоже имеется, вот она: я не хочу думать об этом сегодня, я подумаю об этом завтра.
И всплывает в воображении ещё одно событие кинофильма: роковое падение девочки с лошади. И становится горько и печально, почему так… Ради чего вся книга, все события, если потомство, плод примирения и союза двух главных действующих лиц погибает? Или в этом проявилась непредвзятость писательницы к своему произведению, ибо страшная, преступная клятва оборачивается самым худшим злом и для тех, кто её произнёс.
На что же рассчитывать в бедствиях, как уберечься от преступных мыслей в крайности? Человеку свойственно верить в божественный промысел, надеяться на чудо, когда больше надеяться не на что, и в этом, возможно, единственный путь выживания для всех на прекрасной, благодатной Земле, летящей в нежилом и бескрайнем пространстве.
А зори алые, что бывают зловещи на закате, тогда же на другом краю земли видятся в радостных цветах восхода.

/01.06.2014/

* Scarlett: As God is my witness, as God is my witness they’re not going to lick me. I’m going to live through this and when it’s all over, I’ll never be hungry again. No, nor any of my folk. If I have to lie, steal, cheat or kill.


Рецензии
Однажды я услышал нечто подобное от мужчины. Он вряд ли был знаком с этим произведением. Он не голодал, всегда имел денежные работы. Немножко приворовывал на них, и имел такую философию. При этом был отзывчив и совершал поступки, которые можно назвать человечными. Наверно в этом и заключается драматургия жизни, что в человеке и светлое и темное перемешано. А драматургия жизни проецируется в художественную драматургию. И тут уж зависит от таланта автора выразить ее.
А еще человеческое общество устроено так, что кто-то живет за счет другого. Это относится и к государствам. США навязывают и укрепляют свою систему, чтобы жить, хорошо жить за счет других. Разрушают государства. Потом кредитуют их восстановление. Большую часть экономики присваивают себе.
Спасибо.
С уважением, Александр.

Александр Козловцев   09.04.2016 21:37     Заявить о нарушении
Благодарю за отзыв!
Как сказал Уильям наш, Шекспир: "Весь мир - театр, а люди в нём - актёры".

С улыбкой,
Геннадий

Геннадий Валерьевич Дмитриев   10.04.2016 09:21   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.