Спасение собаки

(фрагменты из повести)

У Ирины Одоевцевой (книга воспоминаний "На берегах Невы") есть рассказ о Ф. Сологубе. Пришёл к нему Н. Гумилёв за стихами для нового альманаха (ещё до революции), а известный поэт неожиданно заломил высокую цену за свои стихи, а когда не сговорились, то предложил старые стихи из залежавшихся и не очень удачных:

"    – Вот эти могу могу дать по семьдесят пять (копеек за строчку-А.К.). А остальные, извините…
Опешившие Гумилёв и Городецкий поспешно откланялись и покинули квартиру Сологуба…»

По ходу разговора Сологуб поит молоком из блюдечка крохотного котёнка и рассказывает, как он у него в доме появился. Поднимался по лестнице, а там уборщица топила в ведре с водой котят. Четверых уже утопила, а один успел отползти в сторону. Его-то и подобрал поэт и принёс домой. Пока нёс, малыш сосал его палец, приняв его за материнский сосок. И это так разжалобило сугубого материалиста, что он оставил котёнка в своём доме.

В свою очередь меня разжалобил рассказ Сологуба, и простил я ему его жлобство и его неуёмные устремления к пошлой роскоши. Один штрих – спасённый котёнок, но как он изменил представление о человеке!

Мне тоже удалось как-то спасти животное от верной смерти. Мы проходили мимо санатория «Украина», и ещё издали я увидел тревожную сцену: несколько человек стояли у ворот и напряжённо всматривались во двор санатория.

 Подошли ближе и услышали взволнованный женский голос:
    – Господи! Да она же утонет!
Стоящий по другую сторону ворот молодой охранник спокойно согласился:
    – Конечно, утонет. А куда она денется?

Теперь и мы увидели: в бездействующем фонтане, представляющем собой довольно обширный бассейн, заполненный водой, барахтался здоровенный рыжий пёс. Он жалобно и даже обречённо повизгивал, пытаясь выбраться из бассейна, но это ему не удавалось: гладкие бетонные стенки водоёма не позволяли ему зацепиться лапами и когтями, чтобы выскочить, а плавать в воде долго он не мог по причине небольшого мороза (ноябрь-месяц во дворе).

 Водная поверхность была покрыта «салом» – рыхлым мокрым льдом, и это создавало трудности для собаки – в холодной ледяной массе она не могла долго продержаться.
 
Не задумываясь, я бросился во двор. Охранник нам не препятствовал. Друзья бежали сзади, а один из них кричал на бегу:
    – А что мы можем сделать?
Я и сам не знал, что буду делать, но надо было спасать собаку, и мы в несколько секунд добежали до бассейна.

Умный пёс сообразил – из последних сил подплыл к нам поближе. Я тоже сообразил, и здесь всё как-то само собой получилось, словно каждый день приходилось спасать собак. Наклонившись, насколько это было возможно, правой рукой в перчатке крепко схватил пса за холку и сильным рывком выдернул его из ледяного крошева.

 Пёс громко взвизгнул от боли и успел на весу, находясь в моей руке, повернуть голову и цапнуть меня за руку в районе кистевого сгиба. Я бросил собаку на асфальт, и она, энергично отряхнувшись, большими прыжками умчалась вглубь санаторного двора.

Осмотрел руку: спасла меня тёплая куртка – собака не смогла прокусить толстый с подкладкой рукав, но рваный след от зубов на куртке оставила. Пёс укусил спасающую руку, но сделал он это инстинктивно – я ведь причинил ему боль, а он просто отреагировал так, как и был запрограммирован Создателем.

12.09.2013


Рецензии