Тени великой любви часть1 глава4

Агнесса Сорель
Возлюбленная короля




Это была самая молодая и самая
прекрасная среди всех женщин мира.

Жан Шартье.



Ее называли куртизанкой XV века, Дамой Красоты, «красивейшей из красивейших», и даже Пий II после ее смерти с грустью признавался: «У нее было самое прекрасное лицо, какое только может быть на этом свете». Эти слова папы римского не стоит расценивать лишь как невинный комплимент. О ее красоте ходили легенды, ей посвящали стихи. В нее влюблялись знатные особы, и король Франции, безнравственный, вероломный, трусливый, проницательный и жестокий Карл VII не стал исключением. Звали эту легендарную особу Агнесса Сорель.

Она родилась в семье дворянина Жана Соре, прирожденного воина, и Катерины де Майнелай, в герцогстве Турень, в родовом замке неподалеку от деревни Фроманто. История ее жизни легендарна. Одни упрекали ее в распутстве, другие – в расточительности, злые языки обвиняли ее в неуважении, поскольку она открыто признавала любовную связь с королем. Ее неординарное и смелое поведение при дворе вызывало бурю негодования, но ей прощалось это и многое, многое другое…  Она была под защитой короля и своей совершенной красоты.

Родилась Агнесса Сорель в 1421 году, под созвездием Рыб, самого загадочного и жертвенного знака. Именно под сиянием Рыб появляются на свет люди, которые становятся зеркалом эпохи, вместилищем всех ее достоинств и недостатков. В то время астрология была популярна, аристократия и шагу не могла ступить без гороскопа, так что приглашенный астролог незамедлительно составил гороскоп новорожденной девочке. Пророчество, данное астрологом, до глубины души поразило родителей. «Когда-нибудь, - сказал он, - это дитя заслужит любовь самого короля».

Стоит ли говорить, что родители сделали все, чтобы подрастающая Агнесса попала в свиту королевы? Ее отец, Жан Соре, будучи приближенным знатного графа Клермона, постарался, чтобы дочь стала фрейлиной при дворе Изабеллы Лотарингской, королевы Сицилии. Изабелла была супругой Рене Анжуйского, на сестре которого, Марии Анжуйской, был женат король Франции Карл VII. Изабелла по достоинству оценила расцветающую красоту юной Агнессы, и вскоре пленительная красавица находилась при дворе самой Марии Анжуйской. К этому времени ей исполнилось 20 лет.

Именно теперь пророчество, данное астрологом, стало исполняться; ярко мерцали над головой Агнессы звезды, определившие ее судьбу. Ее будут боготворить и превозносить; именно Агнесса станет первой в Европе официально признанной фавориткой короля,  а так же дизайнером - создаст необычное и шокирующее декольте, целиком обнажающее одну грудь, станет автором платья с огромным шлейфом, которое церковь назовет «хвостом дьявола» и предаст анафеме. Именно Агнессе хватит смелости надеть бриллианты, право на которые имели лишь коронованные особы, и исключительно мужчины. Поведение Агнессы не оставляло равнодушным никого.

Но Карл VII, любивший ее, закрывал глаза на невинные «шалости». Он был очарован ею, Повелительницей Красоты, совершенством мира.

В красоте Агнессы было нечто мистическое. С точки зрения современного понимания красоты, ее нельзя назвать таковой. Хрупкая, белокурая, с ясными голубыми глазами, крупным носом, безвольным подбородком и очень бледной кожей без намека на румянец, она полностью соответствовала анемичному идеалу красоты того времени. Она обладала глубоким интуитивным пониманием вещей, чувственностью и способностью к небесной, жертвенной любви.

Мужчины, огрубевшие на полях сражений Столетней войны, хотели видеть в женщинах воплощение ангелов, и когда Агнесса, слишком хрупкая, чтобы быть обычной земной женщиной, в платье цвета морской волны, в вуали glamour, покрывающей голову, представала перед ними, их рыцарские сердца начинали пылать любовью. О, Агнесса со своей прекрасно развитой интуицией, очень хорошо все понимала. 

***


Увидев однажды в свите королевы девушку с голубыми глазами, в облике которой читалась некая отрешенность от мира, Карл был сражен этим неземным очарованием. В тот же вечер доверенные лица короля сделали так, что юная фрейлина оказалась в спальне его величества. Когда к ней вошел король, она бросилась ему в ноги, умоляя отпустить ее. Но тот, верный своей страстной, темпераментной натуре, признался ей во внезапно возникших чувствах. Не ожидая такой откровенности от короля, смущенная фрейлина выбежала из королевских покоев, а он, неожиданно для себя, отпустил ее.

Но Карл был достаточно проницателен, чтобы понять, что она вернется.

До встречи с Агнессой, у короля были фаворитки, о каждой из них Мария Анжуйская была осведомлена, а так же знала натуру своего супруга: отлично образованный, нечувствительный к чужой боли, трусливый и жестокий, он шел на все ради удовлетворения своих желаний. Побег Агнессы сделал это желание безудержным. Но фрейлина избегала монаршего внимания.

Король потерял покой и сон, он все думал о ней, о ее странном поведении. Что это: смущение или продуманный ход вероломной женщины? Он не мог разгадать ее тактику. Но точно знал: Агнесса Сорель ему нужна. Так прошел месяц; на притязания короля фрейлина отвечала вежливым отказом. И Карл, доведенный до отчаяния, совершил то, на что не решались его предшественники. Он официально объявил Агнессу своей фавориткой. Это был высокий статус. Отныне о ней заботились не хуже, чем о королеве.

Об интимной связи короля и Агнессы Сорель говорил весь двор: открыто – аристократия, в укромных уголках – слуги. Смелый (или безрассудный) поступок короля шокировал многих. Но ее величество оставалась невозмутима. Создавалось впечатление, что королева Мария Анжуйская не замечает того, что творится у нее под носом. Как потом оказалось, это было не так.

Мария выбрала свою тактику. Это была женщина весьма неглупая и объективная, а выдержке и дипломатии девочек королевских кровей учили едва ли не с пеленок. Итак, она поняла, что даже если ей и удастся прогнать Агнессу Сорель, свою бывшую фрейлину, найдется другая, кто займет постель короля. А потому решила смирить гордыню и наладить отношения с фавориткой. Они вместе проводили время, гуляли, беседовали, ездили на охоту. Это устраивало Карла. Таким образом, мир в монаршей семье был сохранен.

Вскоре Агнесса забеременела. Когда «интересное положение» уже невозможно было скрыть, королева прекратила встречи с фавориткой. Тем более, что и сама была беременна чуть не каждый год. В день родов Агнессы король так волновался, что это не могло не броситься королеве в глаза, и не вызвать ее ревности. Разгневанная, она несколько дней провела в слезах, а потом… воспитание чувств взяло верх, и она снова стала подругой любовницы своего царствующего супруга. Видя, какую власть имеет Агнесса над Карлом, Мария стала материально подкреплять их дружбу: дарила сопернице драгоценности и наряды.

Справедливости ради следует сказать, что до знакомства с Агнессой Карл длительное время находился в глубокой депрессии, выйти из которой ему помогло общение с новой возлюбленной. У нее было очень сильное и благотворное влияние на короля. Пользуясь этим, Агнесса боролась с недостойными благосклонности придворными, любимцами, а так же заботилась о назначении на высокие должности заслуженных лиц. А это уже были политика. Этим, а так же экстравагантными вкусами и смелым поведение при дворе, она обрела немало могущественных врагов. С ее приходом в Шинонском замке – резиденции короля – многое изменилось.

Несмотря на свое высокое положение, Агнесса вела себя достаточно осмотрительно, но это не помогло ей избежать деятельной ненависти в лагере завистниц и ханжей. Обладая художественным вкусом и незаурядным воображением, она изменила придворную моду. Знаменитое декольте Агнессы было более чем необычно: одна грудь целомудренно прикрыта, другая – вызывающе обнажена. Еще до возникновения дружбы, Мария Анжуйская встретила в одном из залов королевского замка Шинон свою бывшую фрейлину в столь неприличном виде, что это до глубины души возмутило благонравную королеву. 
Мадам Сорель называли безрассудной женщиной, распутной и бесстыдной, придворные фрейлины шипели от зависти, а замужние дамы, замечая пристальные и откровенные взгляды своих супругов в сторону Агнессы, требовали немедленного наведения порядка, демонстративно отказываясь присутствовать в обществе развратной королевской фаворитки. Но короля это только забавляло. Он награждал свою любимую титулами дама Боте-сюр-Марн, Вернон, Рукесезьер. А под титулом Мадам Боте (Дама Красоты) Агнесса вошла в историю.
***
Характер Карла VII, который так самозабвенно любил Агнессу, состоял буквально из крайностей.  Он был пятым сыном короля Карла VI Безумного и Изабеллы Баварской. Все его четыре брата умерли в юности, 15-летний Карл, получив титул дофина, бежал из Парижа в мае 1418 года, так как бургундцы захватили город. Шла Столетняя война, приходилось быть искусным дипломатом, чтобы соблюсти свои интересы.
В юности Карл был храбр и стремился к власти. Зато в зрелые годы он будет отличаться нерешительностью, граничащей с крайней степенью трусости.  Например, его фобия, связанная с мостами. В июле 1419 года он пытался заключить соглашение с герцогом Бургундии на мосту в Пойли. Переговоры ничего не дали, и они снова встретились 10 сентября на мосту в Монтеро. Герцог оказал доверие юному дофину, а люди последнего убили его. Это предательство наложило отпечаток на психику Карла: до конца жизни он боялся мостов.
К сожалению, это не единственный пример вероломства этого человека. С октября 1428 года Орлеан находился под осадой. Регент Англии, Джон Ланкастерский, с войсками продвигался к герцогству Бруск, правителем которого был шурин Карла, Рене Анжуйский. Карл терял Францию, а феодалы и войска, лояльные Карлу, теряли веру. Именно в этот критический момент появляется девушка из деревни Домреми, на границе Лотарингии и Шампани. Зовут ее Жанна д’Арк. Родом из обедневших дворян, воспитанная в духе патриотизма и строгих религиозных догм, в 13-летнем возрасте она уверовала в то, что именно ей поручена божественная миссия освободить Францию и возвести на престол дофина Карла. 
Жанна потребовала от герцога Лотарингии солдат и средства, необходимые для поездки в Шинон, к дофину. Сначала над ней посмеялись, но потом предоставили требуемое. Время было такое – французы хватались за соломинку. С эскортом численностью пять ветеранов, и письмом к Карлу от герцога, Жанна прибыла в Шинон 10 марта 1429 года.
Момент встречи Жанны с дофином вошел в историю и стал легендой. Будучи извещен о прибытии Жанны д’Арк, считающей себя избранной богом, Карл решил испытать её. Скрывшись в толпе придворных, он хотел увидеть, действительно ли она подойдет к трону, где вместо дофина сидит простой придворный? Войдя в зал, Жанна в недоумении остановилась и стала оглядываться по сторонам. В толпе прокатился ропот. Наконец, она увидела Карла, поклонилась ему и сказала: «Господь даровал Вам счастливую жизнь, милый дофин!». Ее пытались убедить, что настоящий дофин сидит на троне, но она отказывалась даже слушать. Карл поверил, что Жанна – избранная, но и раскрыл свою истинную гнусную сущность. Однако этот случай придал ему уверенности, и он решился отправиться в Реймс для коронации, которая и состоялась 17 июля 1429 года в Реймском соборе.
Несмотря на невероятные трудности, Жанне д’Арк удалось снять осаду с Орлеана, это обеспечило ей известность на всю Францию. На пути к Реймсу, важнейшие города сдавались без боя - слава Жанны бежала впереди. Ей, 17-летней девушке, удалось провести дофина Карла в Реймс для коронации через земли, оккупированные англичанами.
Позже, в одном из сражений, Жанна была захвачена бургундцами, которые продали её англичанам. 30 мая 1431 года в Руане она была сожжена по обвинению в ереси. Карл VII не сделал ничего для её спасения.
Как я уже упоминала, в юности Карл отличался смелостью и проявлял лидерские качества. Но два события 1421 года подорвали его уверенность в собственных силах. Во-первых, он был вынужден с позором отступить в сражении против Генриха V; а, во-вторых, родители Карла отменили его права на корону, как законного наследника трона. Причиной явилось утверждение, что он на самом деле является бастардом, одним из внебрачных детей его матери. Оскорбленный и просто сраженный таким поворотом дел, да, к тому же, опасаясь за свою жизнь, дофин просил защиты у Иоланды Арагонской, «королевы четырех королевств» в южной Франции. Он был принят королевой, а впоследствии женился на её дочери, Марии Анжуйской, которая станет матерью 20-ти его детей.
***
В 1435 году Карл VII и Филипп Добрый, герцог Бургундии, заключили договор в Аррасе, по которому Бургундия переходила на сторону Франции в Столетней войне с Англией. В течение следующих двадцати лет французские воска освободили от английской оккупации практически всю территорию Франции, за исключением порта Кале, который Англия удерживала вплоть до 1558 года.
Мадам Сорель родила от Карла трех дочерей: Марию, Шарлотту и Жанну, получивших титул filles de France. Своих детей-бастардов Карл VII признал и, несмотря на протесты приближенных, даровал родовые титулы Валуа.
Несмотря на свою значимость при дворе и защиту короля, Агнесса Сорель старалась не переходить опасную черту. Но, однажды все же зашла слишком далеко. Это стоило ей жизни. Случайно фаворитка узнала о готовящемся заговоре против короля. В это время шел последний военный конфликт Столетней войны 1429 – 1453 годов, Карл находился в ставке, далеко от Парижа. Обеспокоенная за жизнь возлюбленного, Агнесса, беременная своим 4-тым ребенком, несмотря на зимние ледяные дожди и пронизывающий ветер, мчится в ставку короля, чтобы предупредить об ударе, грозящем обрушиться внезапно. Вот тут-то и проявилась ее способность к состраданию и жертвенной любви, которой одарили ее мистические Рыбы.
Уже в военном лагере белокурая Агнесса тяжело заболела, но все же, сумела предупредить короля о тайном заговоре. Заговорщики были раскрыты, расправа последовала незамедлительно. Однако фаворитке это не помогло. Холодным утром 9 февраля 1450 года Агнессы Сорель, белокурой Мадам Боте не стало. Ей не было и 28-ми лет.  По официальной версии причиной смерти стала дизентерия, однако Карл был уверен, что его любимую отравили с какой-то неизвестной целью. Возможно, это была месть завистников за успех при дворе, возможно – за раскрытие заговора. Как бы там ни было, а Агнесса Сорель стала жертвой предварительно спланированного убийства. Кстати, версии отравления ртутью придерживаются и современные исследователи.
Столетняя война закончилась в 1453 году. В результате многочисленных военных столкновений, убийств, разбоя, эпидемий, повсеместного голода и хронической нищеты, население Франции сократилось на две трети. Для Англии последствия этой войны были еще более страшными и разрушительными: она лишилась своих владений на континенте, обширных территорий на юго-западе Франции, которыми английские монархи владели с XII века. Безумие английского короля Генриха VI ввергло вконец разоренную страну в анархию и яростные междоусобицы, центральными действующими лицами которых выступили враждующие дома Ланкастеров и Йорков. По сути, Англия находилась в состоянии гражданской войны; казна была пуста; уже не было сил и средств, чтобы вернуть свои территории на континенте. Для Англии они оказались потерянными навсегда. 
Реформы во Франции, о которых мечтала и к которым подводила короля Агнесса Сорель, завершились, несколько поправив экономику послевоенной Франции. При дворе понимали, что этому они обязаны белокурой Агнессе, женщине, которая изменила королевство и вдохновила нерешительного короля на смелые решения.
Карл VII был буквально сражен смертью Агнессы. Однако, к удивлению придворных, утешился довольно быстро. В том же 1450 году он уже развлекался с другой фавориткой, кузиной Агнессы — Антуанеттой. Новая фаворитка оказалась полной противоположностью своей сестры; не обремененная умственной деятельностью, Антуанетта оказалась отличной любовницей и прекрасным организатором развлечений, праздников и балов.
Страстно влюбившись в Антуанетту, и не желая расставаться с ней ни на минуту,  50-летний король нашел весьма оригинальный выход. Он женил на собственной фаворитке одного из своих придворных и поселил супругов в собственном замке. Новоиспеченный супруг, Андре де Виллекье, знал об интимной связи его жены и короля, но предпочитал не обращать на это внимания, тем более, что король щедро платил за «моральный ущерб».
Но «аппетит приходит во время еды». Вскоре престарелому монарху уже было недостаточно одной Антуанетты, и проницательная, и столь же развратная любовница собрала вокруг короля несколько десятков прекраснейших девушек Парижа. По разоренной, буквально лежащей в руинах Франции поползли слухи о том, что Карл VII сошёл с ума и предался ужасному разврату. Народ, а так же придворные возмущались и негодовали, а тем временем доверенные лица короля ездили по стране и собирали новых кандидаток в королевские любовницы. Несчастная Мария Анжуйская с горечью и глубокой печалью смотрела на распутство супруга, моля Бога лишь об одном, чтобы тот даровал Карлу разум, хотя вряд ли молитвы помогут, когда в дело вступают психические расстройства.
Поведение короля развращало подданных. Благородные мужи и даже католические священники впали в разврат; в Париже  считалось своеобразным шиком иметь хотя бы пару любовниц, это было модно. Послевоенный Париж утонул в похоти.
Последние годы властвования Карла VII были отмечены враждебностью между ним и его наследником, Людовиком, которая росла год от года. Началом к такому отчуждению явилось требование Людовика большей власти, чтобы поддерживать свой титул дофина. Карл отказал наследнику. Тогда Людовик решил уйти в глубокую оппозицию, стал  развивать инакомыслие, волновавшее народ. Это раскачивало и без того неустойчивую французскую лодку. Людовик подготавливал заговоры, пытаясь дестабилизировать власть отца, убедить придворных в том, что Карл больше не способен править. В ответ на это Карл выслал дофина из Парижа. В 1456 году Людовик бежал под защиту Филиппа Доброго, герцога Бургундии.
В 1458 году Карл тяжело заболел. Рана на его ноге – признак сифилиса - не заживала, и развившаяся инфекция вызвала лихорадку. Король призвал Людовика к себе; он готов был простить сына и вернуть из изгнания. Однако дофин отказался приехать. Его интересовал точный час смерти отца, чтобы узнать это, он нанял астрологов. Но король продолжал жить еще почти 3 года.
Умирал Карл очень тяжело. К концу жизни, у него развилась паранойя. Маниакальная идея, что его непременно отравят по приказу сына – он, кстати, подозревал, что Агнессу Сорель отравили именно люди Людовика – делала его поступки нелогичными. Под давлением болезни Карл лишился рассудка. Из страха быть отравленным, он отказывался принимать пищу, в итоге у него образовалась опухоль, не дававшая ему возможности есть. И 22 июля 1461 года он умер от голода.
Король умер, да здравствует король! После смерти Карла, на престол взошёл его сын Людовик XI, объединивший Францию. В отличие от отца, он боялся и ненавидел женщин, именно поэтому, стараясь скрыть свою неполноценность, относился к ним с грубым презрением. Молодой король опасался мистической силы женских чар, и никогда, ни одной женщине не позволял управлять собой, как это делала с его отцом Агнесса Сорель.


Рецензии