Приключения в школе

У меня - калейдоскоп историй.

Начну с бабушки по маме. Когда ей было 14, а сестре 10, у них умерли мама и старшая сестра. В гимназии начальница (была строгая, ставила "к печке", её все боялись) отчитывает младшую сестру: "Ты не шали, не со второй сестры бери пример, а со старшей!" - девчонка отвечает: "Старшая сестра умерла, так и мне умирать, что ли?!"

Бабушка по папе рассказывала, как училась в институте благородных девиц (Екатерининском, на Фонтанке, там готовили фрейлин императорского двора). Высокие окна были заклеены бумагой, чтобы не подсматривали, что творится на улице, но девчонки всё равно ставили стулья на стулья и залезали на эту пирамиду, чтобы посмотреть на волю, увидеть знакомых офицеров и проч. Девочек заставляли говорить один день по-французски, другой - по-немецки. Бабушка запомнила, как однажды классная дама вызвала кого-то к инспектрисе: "Придёшь в кабинет морген фрю апре ле тэ!" (рано утром. - нем.; после чаю. - франц.). В другой раз девочки вымазали вареньем ручку от двери. Классная дама взялась за ручку и спрашивает: "Почему ручка сладкая?" (вместо "липкая"). И якобы кто-то спросил: "А вы что, лизали?" Не верится прямо.

Ближе к нашему времени. Мама рассказывает, что, когда она училась, было голодно, не всё запоминалось и было понятно, поэтому одноклассники старались подсказывать друг другу. Особенно виртуозно подсказывал один парень, который сидел на первой парте. Но в результате его всё равно на второй год оставили в 10 классе (хотя папа был руководящим работником в системе образования города).

К 1950-м годам относится шикарная диалектологическая школьная байка. Одного двоечника вызвали с матерью на педсовет (раньше тройки так просто не ставили). Мальчишка стоит, глаза в пол, его стыдят. Мать, деревенская баба, ему и говорит: "Подыми лицико-то, погляди в рожу-ту уцителям!" (тут весь педсовет лёг от смеха, и продолжать не смогли)

Я уже писала, что балующихся учеников начальной школы моя бабушка брала к себе в кабинет заведующей и проходила всю программу дня индивидуально, так что шкодничать было тогда бесполезно.

Знакомая учительница рассказывала. На дополнительных занятиях по геометрии все уже всё решили, один Петя остался. Сидит меряет угольником конус. "Ты что, Петя?" - "Да вот не могу измерить объём конуса!" - "Так вот же формулы над доской!" - "Формулы-то я вижу, но я не знаю, где у конуса ПИ!"

Так, ближе к шкодам... Папа рассказывал мне и Лёне, как проводил школьное время, когда его совсем уж доставали уроки. Бабушка, окончившая институт благородных девиц, и помыслить не могла, что её сын шёл не в школу, а то на трамвае кататься сзади, на колбасе (или это на троллейбусе), то на вокзал, садился на электричку, доезжал до Крюкова, потом ехал обратно, к концу уроков приходил домой. Ничего, потом взялся за ум, институт окончил и вообще любил очень свою работу...

Я сама не прогуливала, поэтому очень хорошо запомнились два случая, когда мы сбежали с уроков. Один раз приходим мы на черчение с подружкой (замечательный был учитель), смотрим: а нет никого. Мы говорим: "Игорь Михайлович, мы их сейчас позовём!" А сами портфели за спины. "Вы, говорит, портфели-то оставьте!" А мы: "Ничего-ничего, мы и так сбегаем!" - и пулей из школы!

В другой раз так получилось, что полкласса переводили в другую, новую поликлинику. Поэтому скучно было сидеть на уроках. Помню, что мы сходили к моей маме на литературу, потом к маме одноклассника на химию, а потом - в раздевалку, прятались на перемене под пальтишками на вешалках, затем вышли из школы - и алё! Теперь такие вещи не проходят: на входе стоит охранник и не выпускает. Да и пара-тройка педагогов тоже всегда у дверей (дежурный, завуч, соц. педагог).

Во второй половине 2000-х годов оказалось, что классное руководство у сына взяла моя одноклассница. Она мнооого рассказывала нам того, что она вытворяла и инициировала на уроках. А я и не знала. Она сидела на камчатке и вдохновляла двоечников на всяческие шкоды, а сама оставалась в тени.
 
Да, ещё интересные были дети у мамы в классе. Они были нас на три года старше. Когда она к ним пришла в 4 классе, родители сказали: "А вы у нас уже седьмой классный руководитель!" С 4 по 10 класс у них сложился свой коллектив, свои традиции, свои интересы. Но тоже было всякое. Посмотрели французский фильм "Три мушкетёра" и решили, что их отряд тоже будет "Мушкетёры" - "Один за всех - все за одного!" Дрались много. И мальчики, и девочки.

Одна девчонка мальчишку треснула портфелем по голове - отвезли в больницу с сотрясением мозга. Молодые мужчины-учителя прибегали за мамой: "Наведите порядок в вашем классе!" У них в классе и самодельная хлопушка взрывалась (следы пороха на лице изготовителей долго были), и в карты один другому проиграл 300 рублей (когда зарплата была 150), потом был суд, родители выигравшего выплачивали родителям проигравшего.

Когда я работала в школе, у меня хорошо получался контакт с детьми вне уроков. Я и в гости ходила к ним, чай с вареньем пила, и в настольные игры с кубиком и фишками играла, и в театры-музеи-парки мы ходили, и вешались они на меня на переменах. Дети любили мне на школьный журнал посадить мышку. В одном классе принесли белую, а в другом - обычную серую мышку. Прилично ведущую себя альбиноску я погладила, сказала: "Ой, какая хорошенькая!" А серая паразитка мне накакала на журнал, я детям говорю: "Вот и убирайте теперь сами за ней!" Мелкие какашки такие, как семечки от облепихи. Поскольку я не визжала и не залезала на стул, больше таких экспериментов не повторяли.
На педпрактике я была с косой, один пятиклассник хотел за неё дёрнуть - его друг останавливает: "Дурак! Это учительница!"

Однокурсница рассказывает о первых опытах педагога. Подходят к ней дети (4 класс) и спрашивают: "NN, а вы девушка или женщина?" Она опешила. Оказалось, родители дома интересовались, кто у ребёнка русский ведёт, мол, молодая или опытная, девушка или женщина. Они так и решили спросить в лоб, потому что в силу возраста не понимали ещё, кому сколько лет, кто насколько молод или стар.

Когда Лёня учился, тоже были шкодники ещё те! Особенно девочки. В пятом классе распоясались не желающие учиться. На уроке летали самолётики, шарики, выплюнутые из трубочки. Было и совсем неприличное поведение. Один парень в пятом классе со скуки транспортиром чесал себе... хм, совсем непроизносимую часть тела, предварительно расстегнув молнию...  И это всё на уроках.

Девочки соответствовали: одна пришла к Лёне домой и тоже решила оголиться. Лёня пулей вылетел из комнаты - и к бабушке! Это ещё в началке было, помнится. Хотя мы просили не рассказывать в школе, он всё-таки рассказал, был поражён таким поведением! Одноклассники с тех пор невзлюбили девочку.
Шло время, уже классе в 8-м на перемене учительница обратилась к девочкам: "Девочки!", а некая троица выстроилась в позы и говорят: "А мы не деееевочки!" Гордо так.

Ну вот так вот примерно для начала.
Я понимаю, что бывали у кого-то шкоды и поинтереснее, кто-то сам принимал участие, что-то запомнилось из школьной жизни лучше уроков. У меня такого не было. Что есть, то и рассказала.


Рецензии
Наталья, почти каждый абзац - тема для отдельной миниатюры или рассказа.
Когда я учился в 7 классе, у нас была куча второгодников. Некоторые сидели по два раза: в 3 в 5. Разумеется, они сильно мешали учится. Я хоть и не был пай мальчик, но их, тупарей, просто ненавидел. Это они полтора года держали меня за чужака. Это благодаря им всё время защищал свою честь и достоинство - постоянно дралс в неравных условиях. Но в середине 7 класса наступило спокойствие..... (об этом я писал в своей повести Первая любовь.
наша классная руководительница Карамышева Вера Алексеевна, преподаватель математики уже предпенсионного возраста избавила школу от этих оболдуинов.
Она им предложила уйти в ПТУ в Пос. Белоярском. Там это пту открылось и был недобор. Вот она и порекомендовала им уйти на механизаторов (Район-то сельскохозяйственный). Она однозначно им заявила, что выпускные за 8 класс они не сдадут. И их оставят опять на второй год. А им по окончании восьмого класса, с учётом их заслуг, сразу будет светить армия.
Толпу эту будто ветром сдуло.

Виталий Сыров   16.12.2021 19:34     Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.