Гид должен знать всё...

В один из первых дней января очень снежного 1979 года,  я отмечал свой день рождения. Тогда они ещё не пугали. Внизу стоял полуторогодовалый ВАЗ-2102 - вторая, после ЗАЗ-968М машина, которой я очень гордился. Выйдя в два ночи провожать гостей, мы её не обнаружили. Угон! Ну, а в пять позвонили и сказали, что она стоит разбитая о заводской маневровый тепловоз, примерно в километре от дома. Угонщика нашли и он позднее рассчитался. Кузова были в дефиците и машину сварили из кусков. Задний мост пришлось заменить. Ремонт вылетел на две с небольшим, чуть выше трети продажной цены. То, что Это никогда уже не станет машиной, я понял позднее, а тогда, с женой Людмилой, выпускницей уфимского института искусств и уроженцей Дальнего Востока, мы бегло осмотрели машину и поехали за 15 км к её отцу, открывшему нам кредит до расплаты угонщиком. Через примерно 5км сзади появился и начал усиливаться посторонний вой. Я залез под машину и стал осматривать. По пути следования  прикоснулся щекой к редуктору заднего моста. Тот пылал, ибо был пуст. В него забыли залить масло! По своей запасливости в багажнике была литровая бутылка с моторным маслом, а по своей дури - я его залил. Мы вернулись на сервис ВАЗа и рекламировали. Спор мы проиграли, у ВАЗа никто в те года не выигрывал. Масло заменили, но вой остался... где-то с 60км/час начиналась тоскливая песня обиженных шестерён, исчезавшая при сбрасывания нагрузки. Я не буду описывать борьбу, она шла долго и закончилась победой редуктора. Его смотрели и регулировали заводские специалисты. Трижды я снимал его сам, регулировал и притирал пастой по краске. Ко мне стали обращаться за советами... Я сыпал дисульфид молибдена, покрывал шестерни медью и нитридом титана ( 30% снижения трения, как специалист...), как зубы у дантистов под золото в более поздний период... наконец засыпал в редуктор древесных опилок и тот снизил негодование вдвое. Потом у меня полетели подшипники заднего моста, пять раз отрывало кронштейн поперечной тяги заднего моста и, наконец, на полном ходу лопнул лонжерон в месте крепления маятника рулевого механизма. В мае 1980 наш Жигуль красиво вспыхнул и сгорел на перекрёстке улиц Первомайской и Индустриального шоссе по неустановленной причине. Страховка, вымотав душу, заплатила 2000 руб., максимальную сумму. 36 рублей мы доплатили... Уставшая от моих криков о безнадежной борьбе, жена стала неплохим специалистом. Она, по-моему, была первой в Уфе в те годы, которая стала ездить самостоятельно по городу, а уж зимой - точно. Об этом ей красочно сказал начальник дивизиона ГАИ, которого она обогнала в гололёд на повороте... В 1983 году случайный знакомый с удивлением спросил:" А чего не продаёшь?" - Он ничего не понимал, я же сделал полку-стол над багажником, смонтировал дворники на заднее стекло... она стала мне родной... но я её продал! Перед продажей, уставший от борьбы, я заменил редуктор! И уехал сплавляться на Китой, мне надо было снять напряжение..., а осенью мы с Людмилой пригнали из Москвы другую машину, подержанную естественно, ну, а у меня исчезло,  почти, чувство привязанности к машинам, как к живым членам семьи...
Спустя время садимся в маршрутку, жена с водителем, я на ступеньку и едем. Начинается слышаться вой...- У вас редуктор воет,- безапелляционно заявляет жена. Таксист чуть не вываливается в дверь... - С чего это вдруг, это подшипники... - Так только же под нагрузкой гудит, - снисходительно заявляет она. Да и тон другой. Что я, редуктора не отличу? - В салоне гробовая тишина. Мы выходим, а годы летят... Уфимский авиагигант засыпает... Гоняем машины из Праги, а потом занимаемся их перепродажей, а потом шестимесячная льгота на продажу иномарок отменяется... Я работаю в чешском авиапроме, Людмила - гидом по Праге. Ведёт экскурсию, и один мужчина ( супружеская пара с Дальнего Востока, г. Партизанск, где и родилась моя жена), обращает внимание на Бентли:" Красавец какой!" - с восхищением говорит он. - Крыло перекрашено, блик до двери играет, и зазор не выдержан, - замечает жена, а если уж и лонжерон повело... Хлебнёт по дурости... Дальнейший разговор шёл исключительно о машинах, нет, ну что в этих старинных постройках интересного... У меня и внучка в Амстердаме первым делом заглядывает под машину в поисках подтёков, а потом суёт пальчик в выхлопную трубу и, показывая чёрный налет, торжествующе заявляет:" Масло гонит, деда! Кольца поплыли..."

4.6.2014


Рецензии
ВАЗ- машины мечты всех советских брежневских офицеров, а ЗАПОРОЖЕЦ - предел возможностей советских прапорщиков!

Петр Евсегнеев   22.09.2015 12:18     Заявить о нарушении
Мечтой юности был Москвич-412, на них гоняли наши испытатели и я думал, что лучше - просто не бывает... да то первое суперралли... потом понял разницу в классе, сев за ВАЗ-2102. Спасибо за отклик, Пётр, доброго дня!!!

Соколов Юрий Михайлович   22.09.2015 15:05   Заявить о нарушении
Про МОСКВИЧ-412 есть анекдот.
После первой брачной ночи муж говорит своей московской жене:
- Я буду звать тебя Джульеттой. Ты у меня - ПЕРВАЯ.
- А я буду звать тебя МОСКВИЧ.
- Почему? Ведь я из Урюпинска.
- А ты у меня - 412-й!

Петр Евсегнеев   22.09.2015 17:14   Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.