Механизм работает. Из цикла Завод

 

Начало 90-х годов. Завод работает как часы. Цены стремительно пошли вверх, начались задержки заработной платы. Финансирование оборонных заводов полностью прекратилось. Закупки материалов и комплектующих изделий начались по бартерной схеме. Завод работает стабильно. Техпроцессы отлажены, высококвалифицированные радиомонтажницы, настройщики, токари, фрезеровщики, слесари и слесари сборщики, инженерно-технические работники, руководители добросовестно выполняют работу. Качество покупных радиодеталей тоже на высоком уровне. Отказов на испытаниях практически нет. Если раньше каждый азимутально-дальномерный приемник ждали как из печки пирога и выпускали их всего по несколько штук в месяц, то сейчас ежемесячно изготавливается, упаковывается и сдается на склад по 200 штук. Все отлажено. Только работай. Проблема только в сбыте. Самолетостроительные заводы встали, перестали покупать наши изделия. Работаем на склад, склад забит до отказа. Но заводской механизм работает, все колесики и шестеренки крутятся без скрипа. Изделия некуда складывать. Наконец, на очередном ежемесячном итоговом совещании директор – Рафис Фатыхович дает команду: выпуск приемников остановить, субблоки законсервировать. Но механизм работает. Через месяц вновь 200 приемников сдаются на склад. На следующем совещании по итогам месяца Рафис Фатыхович спрашивает у производства: «Почему не выполнили мой приказ? Остановите производство приемников!» По инерции в следующем месяце опять 200 приемников впихиваются на склад готовой продукции. Маховик производства раскручен, остановить трудно. И только на третий месяц, многоуважаемый заместитель начальника производства Гайсин Ядкар Аглямович, с болью в душе и со слезами на глазах, начал организовывать консервацию узлов и субблоков, каждый субблок в присутствии ОТК и военного представителя заказчика, упаковывался в отдельную коробку, внутрь коробки укладывалась документация на этот субблок, коробка заклеивалась и ставились штаммы ОТК и заказчика. Впоследствии ох как пригодились эти приемники, сданные на склад, и эти законсервированные субблоки!
Сколько сил, энергии, здоровья работников завода, бессонных ночей, порой круглосуточной без выходных работы было затрачено, чтобы отладить техпроцесс, обучить людей, раскрутить маховик производства! Начальник пятого цеха, Дюсегалеев Ринат, красавец парень, руководитель заводского вокально-инструментального ансамбля, скончался совсем молодым, ему, наверное, было лет 40 с небольшим. Гайсин Ядкар Аглямович, всей душой переживавший за производство, тоже скончался рано.
 А на складских запасах завод держался более 10 лет. Потом вновь с огромным трудом понадобилось налаживать производство. А многих людей уже нет, многие уволились, многие подутратили навыки. Да и качество покупных радиодеталей уже не то. Во главе многих предприятий сейчас стоят менеджеры, а не инженеры. Этим все сказано. Но Радиоприбор работает и выпускает продукцию.


Рецензии