Грибы, ягоды. Из цикла Нефтянка

Рассказ о моей работе у нефтяников был бы неполным, если бы я не рассказал о грибах и ягодах. Как я уже писал, места моей работы называют вторыми швейцарскими Альпами. Также я уже писал, что в этих местах свободно обитают многие виды птиц и зверей. Не знаю, как в Альпах, но в наших лесах и холмах летом растет множество ягод и грибов. Я помню свои ощущения тех дней – это было ощущение восторга перед красотой природы, которое усиливалось относительной свободой. Ведь то этого я двадцать лет проработал на оборонном заводе, каждый день проходил через проходную, шел в свой кабинет, и начинался напряженный рабочий день, в котором ни на минуту нельзя было расслабиться, планерки, оперативки, совещания, многочисленные телефонные звонки – а одних телефонов к кабинете было пять – прямой директорский, прямой главного инженера, пультовский, городской, местный внутризаводской, и постоянно надо было решать какие-то технические или организационные вопросы, в кабинет постоянно приходили работники технических и цеховых служб с документами на согласование, все таки пятитысячный завод со сложнейшей номенклатурой – это не шутка. А на новом месте работы – с утра выслушал наставления руководства и поехал на объекты. И никто тебя в лесу не потревожит по телефону, ведь тогда мобильников еще практически не было. Хоть на несколько часов можно было расслабиться, думать только о конкретной работе на конкретном объекте. А кругом такая природа! И уже в один из первых дней, когда я вышел на работу, а это было в начале мая, ребята из бригады в обеденный перерыв сбегали в осинник, росший в овраге неподалеку от промысла и принесли по большому пакету весенних сморчков. Оказывается, за долгие годы работы они изучили все грибные и ягодные места на огромной территории двух нефтедобывающих промыслов – а это десятки километров в длину и ширину. И уже летом, когда мы ехали на очередной объект,  ребята хором вместе с водителем автобуса говорили мне, что на склоне этого холма полно лесной земляники, или вон за теми кустами прекрасный малинник, или вон под теми березами на склоне растут грузди, или вон за теми деревьями полно опят или маслят или подосиновиков. И в какую бы мы сторону не поехали на объект, везде находились грибные или ягодные места. Я почувствовал себя в затруднительном положении. Ведь за долгие годы работы на заводе я привык к строгой дисциплине, а собирать грибы и ягоды в рабочее время было неправильно. С другой стороны, мастера в других бригадах большую часть времени проводили на промысле в кабинете, на объекты посылали ребят одних, а я же старался каждый день ездить на объекты с ребятами сам, чтобы изучить и технику и географию объектов. Таким образом, я становился тормозом для ребят при сборе грибов и ягод, ведь, если бы я не ездил с ними, они все равно останавливались бы для сбора. А объем работы, которую бригада могла выполнить за смену, ограничивался количеством бензина в нашем автобусе, который выделялся по нормам. И после поездки на определенное количество объектов, водитель категорически заявлял, что бензина осталось только на обратную дорогу до города. И тогда я принял решение останавливаться на короткое время для сбора грибов или ягод только после выполнения дневной нормы работы. Это было стимулом для хорошей быстрой и качественной работы, к тому же летом лучше было бы оставшееся свободным короткое время проводить на природе, чем в душном кабинете на промысле. И домой детишкам ребята могли привозить лесные ягоды или малину. А чтобы не дразнить цеховых работников, которые не ездили по объектам, ребята собирали ягоды в отрезанные сверху полторалитровые бутылки из под минералки, которые располагали в противогазных сумках. Мы ведь на каждый объект ходили с противогазами в сумках, а у ребят уже давно были запасные противогазные сумки именно на этот случай. Со стороны все выглядело чинно: к концу смены мы приезжали на промысел с объекта с инструментами в руках и с противогазами на плече, не придерешься, и уже в кабинете перекладывали ягоды в пакеты. Так и работу выполняли, и времени на нарушения трудовой дисциплины у ребят не оставалось, и это было лучше, чем в свободное время играть в карты или, еще хуже, тайком выпивать. Так за короткое время я и объекты изучил, и большинство грибных и ягодных мест узнал. И много позже я неоднократно приезжал в эти места за грибами и ягодами.


Рецензии