Несъедобный винегрет про комиссара Бека

Май Шёваль и Пер Валё. "Запертая комната" (1972)

Из десяти романов шведской семейной пары о комиссаре Беке во всех последних книгах Валё и Шёваль уделяют чрезмерно много места критике Швеции конца 60-х-начала 70-х. Если верить этим писателям, то более мрачную и бесперспективную страну, чем Швеция, и найти сложно. Все социальные институты деградируют, богатые и те, кто у власти, живут все лучше, а простой народ все хуже. Я читаю все это — и совершенно не верю авторам. Да, зимой Скандинавия не самая приятная для жизни местность. Но зачем же так мрачно смотреть на жизнь? Ведь все относительно. Проблемы есть в любой стране, но где-то они лишь постоянно усугубляются (современная Россия — самый характерный пример), а в передовых западных государствах, наоборот, большая часть социальных проблем успешно решается. И Швеция - не исключение. Именно в 60-е годы (когда Валё и Шёваль начали серию о Беке) страна развивалась вполне неплохо — как в экономическом, так и социальном отношении. Швеция строила "социальное государство" и не все материальные блага доставались только богатым — уровень жизни шведов был одним из самых высоких в мире. Кризис этой модели начался лишь в середине 70-х. А потом опять случился подъем, а затем снова кризис. Дело житейское. Возможно, что столь мрачный взгляд на действительность шел от Пера Валё, а Май с ним попросту не спорила. Судя по фотографиям Вале, он явно болел каким-то хроническим заболеванием и умер в возрасте всего 49-ти лет. Возможно, болезнь сильно повлияла на его восприятие окружающей действительности.

Сам роман не получился — и дело не только в переборе с критикой общественных порядков в Швеции. Дело в том, что он сделан по рецепту винегрета, который до кучи приправили майонезом, нарезанной колбасой и еще какой-то дрянью. В итоге есть его совершенно невозможно.

Во-первых, в книге искусственно объединены две сюжетные линии. Первая — это, собственно, детектив, в котором комиссар Бек расследует загадочное происшествие со смертью пенсионера в запертой комнате (тот был застрелен из револьвера, но как его могли убить, если комната была заперта изнутри, а в ней никакого оружия не нашли?). А вторая линия — это криминальный роман, в котором другие полицейские — коллеги Бека, знакомые нам по предыдущим романам, пытаются поймать грабителей банков и выглядят как полные идиоты. И второй сюжет по своему объему явно превалирует над детективным. При этом, читать интереснее именно про расследование в запертой комнате, а не про поимку грабителей. Ситуация сходна с мультфильмом "Ледниковый период" — там тоже хочется смотреть на белку, а нам подсовывают каких-то мамонтов и ленивцев.

Во-вторых, нет никакой беды, что расследование убийства (самоубийства) в запертой комнате несколько напоминает классический детектив Гастона Леру "Тайна желтой комнаты" — это хороший образец для подражания.  А вот похожесть романа на произведения леди Агаты — это огромнейший минус. Окончательная разгадка даже не одного, а двух преступлений (из детектива и криминального романа) просто шокирует своей нелогичностью — как и в романах Агаты Кристи. Так и хочется сказать в конце: ну что за бред, честное слово! 

В третьих, не знаю зачем в это произведение потребовалось вставить еще и некую мораль, но тем ни менее авторы ее туда засунули. И мораль весьма странная: если вы собрались совершить преступление, то никогда и ни при каких обстоятельствах не знакомьтесь с женщинами! Именно из-за них ваши планы рухнут ко всем чертям и ваша жизнь закончится! 


Рецензии