Рефлексия в-глазах-других
„Я"
«… то, что доступное познанию моего „я" должно быть принципиально доступно познанию всякого „я", о котором я вообще в состоянии говорить, всякого, какое вообще может обладать смыслом и возможным бытием для меня как иное „я", как одно из „я", принадлежащее открытому множеству „других". И этот „другой" свой источник опыта и правоты тоже черпает из меня, во мне совершается его подтверждение (что не следует понимать как прежде всего какой-то логический actus).»
Эдмунд Гуссерль.
Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии.
I
Знакомый незнакомец…
С творчеством Виктора Виттингазнакома не первый год, но прочитав «Записки отчужденного» пребывала в некотором замешательстве. Во-первых, автор построил часть текста в прозе, что для него не характерно, во-вторых на протяжении всего повествования с поразительной быстротой мелькает время: образы людей города, эпохи. Эти яркие кусочки складываются в картину временного калейдоскопа, образуя то причудливые узоры, то реальность: гротескную, иногда уродливую, а иногда просто серую, вязкую и безликую.
События, описанные автором, настолько близки, что кажется, ты здесь был, ходил по этим улицам, вдыхал знакомые запахи, наблюдал, как герои книги живут, мучительно ищут ответ на вопрос: «Где оно, начало? Мое собственное, начало человечества?» При чтении в сознании всплывали образы и картины, как – будто вспоминались кусочки собственной жизни (может прошлой?), которая была забыта, а тут вдруг напомнила о том, что она была и никуда не уходила.
Что может сделать один человек для того, чтобы складывающийся образ бытия человечества был ярким, лучисто-чистым, динамичным? Наверное, каждый ответит на этот вопрос по-своему, а может вообще не станет думать, а отмахнется раздраженно от «неудобного» вопроса. «Слишком много расплодилось людишек, этих мелких, мешающих миру сбросить с плеч своих безысходность»… Автор предлагает: «Начать все с начала, с нуля. Может быть тогда человек, освобожденный от предрассудков, пустых знаний научится быть ответственным, самостоятельно искать и находить свои дороги».
А спроси любого обывателя, готов ли он прямо сейчас отказаться от уютной, обустроенной жизни и нырнуть в море неизвестности, где придется плыть, отдавая все силы без остатка, захлебываться и, не надеясь уже ни на что делать последний рывок? Ладно, если рядом с тобой плывут такие же, которых общество окрестило слегка сумасшедшими, а если ты один и нет никакой гарантии, что появятся другие?
Выбор каждый делает сам. Готов ли человек, как автор «Записок отчужденного», не оглядываясь в замешательстве, сделать нечто, что будет способствовать развитию если не общества в целом, то хотя бы нескольких его членов, или будет тихонько ворчать, жалуясь на несправедливость жизни и отсутствие счастья?
Если хочешь изменить мир, начни с себя. Просто научись думать, анализировать, делать выводы. Помоги тому, кто нуждается в твоей поддержке, подари время и капельку тепла тому, кто рядом. Послушай окружающих, и они ответят тебе тем же, «… наша историческая задача в этом многозначном мире приблизить момент, когда история обретет один единственный смысл и будет стремиться к тому, чтобы раствориться в конкретных людях, которые сообща созидают ее…»
Впечатление от содержания записок осталось достаточно ярким и сильным. Хочется пожелать автору, чтобы книга нашла своего читателя, для которого важно то, что происходит в жизни общества, страны и в его собственной судьбе. Удачи Вам, Виктор Виттинг, на нелегком пути творца!
С уважением Серёгина Н.П.
II
Впечатления от «Записок отчуждённого»
Осень ¬- самое подходящее время для философских исканий. На пороге осени и очутилось в моих руках сие неоднозначное произведение, актуально и выразительно называющееся «Записками отчуждённого» и уже одним своим названием, думается мне, привлекающее внимание каждого действительно мыслящего человека. Потому что кто же из нас не одинок, кто из людей, чувствующих и мыслящих, не отчуждён от мира в современной реальности.
В наше время в сформировавшемся обществе каждый человек, умудрившийся скопить какой-то свой внутренний багаж, имеющий индивидуальное понятие о жизни, собственное её восприятие и существующий в жизни согласно собственным принципам (таких людей, наверное, всё меньше становится теперь), несет свой взлелеянный, взращённый душевными усилиями мир обособленно. Так как в мир нашей души столетие за столетием другие люди чаще всего входят варварски, оставляя хаос разрушения. Такие размышления дают первый толчок к прочтению книги.
Именно присущая произведению иносказательность побуждает увлечься книгой.
Книга «Записки отчужденного», несомненно, обретёт своё, по достоинству заслуженное место на книжных полках любителей философии и почитателей древней литературы. Поскольку автор много обращается к мифологии и древней философии.
Так как книга вообще является пищей для духа и разума, скажу, что сложнейшее для усвоения «блюдо» приготовил своим читателям Виктор Виттинг. Многие «ингредиенты» могут действительно не «перевариться», впрочем, автор сам предупреждает об этом и совсем не требует полного понимания. Я бы назвала его «Записки» рентгеном, просвечивающим человеческую натуру и показывающим ее слабости.
Во всё время чтения книга вызывает противоречивые чувства. Одним мыслям автора в душе читателя откликается голос одобрения, другим же – голос полного и абсолютного протеста. Лично у меня последний доходил до неистового крика на страницах, касающихся религиозного спора. Тем не менее, каждый человек имеет право высказывать своё мнение. Ведь великий Александр Сергеевич Пушкин не перестанет быть «солнцем русской поэзии» и нравственным примером от того, что плодом метаний его встревоженного духа стало появление «Гавриилиады».
В целом же, в «Записках отчуждённого» автором отстаиваются неоспоримые вечные ценности. И кто же станет осуждать его за это?
;
В книге ставятся вопросы совести и справедливости, вопросы личной нравственной ответственности человека за свои собственные поступки и события, происходящие в мире, в котором он живёт. А об этих вещах сейчас необходимо говорить. Понятна и вполне справедлива мысль автора о том, что справедливость и милосердие не умещаются во временных, пространственных и религиозных рамках. Они всеобъемлющи. С первых же прочитанных строк сопереживаешь автору «Записок». Очень выразительно и живо начинает он воспоминание. Прежде всего – это сопереживание одиночеству, повторюсь ещё раз, это чувство касается каждого человека. Не может не импонировать читателю твёрдый внутренний стержень, что в натуре автора ощутим сразу же, и его внутренняя стойкость.
«Записки отчуждённого» есть поиск истины, поиск своего единственно верного для конкретного человека пути жизни. Тысячелетиями люди ищут этот путь. Без этого поиска невозможна жизнь человека. И вряд ли такой поиск бывает безошибочным. Но среди простой ненужной гальки и стекла, о которое можно пораниться на этом пути, отыщется немало жемчужин точных и справедливых суждений, которые станут достойным фундаментом личности.
Разве Прометей, прикованный к скале, и распятый Христос ни равно являют собой пример совершённого несправедливо зла? Суть – несправедливое наказание.
Религия – основа нашей жизни, мифология – огромный пласт древней культуры. Отчуждённый лишь стёр рамки между ними. Сильно затрагивают душу фрагменты «Записок», посвящённые женскому образу, теме любви, служения любви, жертвенности этого чувства, которое тоже всеобъемлюще. Недаром женский образ уста отчуждённого нарекают разными именами.
Вплетена в «Записках» и ещё более важная и необходимая тема - тема жизни людей, физически обделённых по вине болезни, но, зачастую, при этом не обделённых, а наделённых какой-то духовной уникальностью. Проблема восприятия обычными людьми их мира, нюансы которого обычному человеку постигнуть практически невозможно. И за это земной поклон автору. В бытовых эпизодах «Записок», касающихся этой темы –красноречие оголённых нервов. В этом отношении нужно отдать должное мужеству автора. Очень много моментов, когда его смелость вызывает у читателя возмущение. В книге довольно резкости. Но что касается обсуждаемой темы, откровенностью автора можно лишь восхищаться.
;
Неизгладимо глубокое впечатление предфинальных страниц «Записок». Убийство и
смерть зверя. Чем был зверь для отчуждённого? Он был надеждой, он был жизнью. Ведь для незрячего, возможность прозреть - есть жизнь! Появившись изначально как нечто ужасающее, как угроза, как враг - зверь становится для отчуждённого даже более чем друг.
Отчуждённый и зверь становятся практически единым существом. Такова их душевная связь. И вот эту связь бесчеловечно разрывают «человеки», уничтожив зверя, а с ним заодно и весь мир. Зачем же мелочиться? Уж если рушить, то рушить всё сразу, бездумно и жестоко, как только люди умеют. Вот в чём для всех читающих книгу должна бы быть её суть: человеческое равнодушие и жестокость станут причиной гибели мира, созданного богом, если люди не задумаются и не опомнятся.
Жестокость людей привела к крушению мира на страницах этой книги. Автор этим призывает нас задуматься. Хорошо бы нам его услышать. Главный вывод, к которому приводит книга, память есть совесть. Человек должен помнить всё, помнить добро, чтобы умножить его. Помнить зло, чтобы не совершать зла. Не хочу склонять чашу весов ни за, ни против «Записок отчуждённого», потому что каждый найдёт аргументы и за и против. Слишком двойственно само произведение. Пусть каждый, кто возьмёт в руки книгу, решает сам.
К этой книге невозможно отнестись со стопроцентной однозначностью. У каждого есть выбор - читать или не читать. Но кто же сказал, что прочитанные книги должны безоговорочно одобряться или же быть навечно заклеймёнными. Книги рождаются, чтобы волновать, будоражить и провоцировать столкновение мнений. А значит, произведение «Записки отчуждённого» состоялось. И самое верное, что может сделать читатель, горячо поблагодарить автора за приглашение к размышлению, независимо от сложившегося мнения, просто потому, что душа человеческая без впечатлений и волнений была бы ни чем иным, как беспробудным сонным царством.
Отзыв на книгу « Хроники галгала» Виктора Виттинга
«Хроники галгала» - книга, идущая в тандеме с «Записками отчуждённого». Это всё та же борьба автора с негативом, наполняющим мир: с невежеством, лицемерием, личностной безответственностью во всех сферах жизни. Ключевые слова книги в обращении к читателю – две жизни « до» и «после».
У каждого человека существует свой рубеж между двух жизней. У каждого из нас своя точка отсчёта, свои побуждения к переосмыслению мира. Виктор Виттинг лишь представляет нам плоды своих раздумий. В своих поэтических строках он снова предлагает нам задуматься. Задуматься о бытие, о судьбе своей родины, о справедливости и несправедливости, о жестокости и милосердии, об ответственности человека за себя и окружающий его мир. Об этом думать никому и никогда не вредно. Автор предлагает читателю размышления, читатель размышляет. А где оспорить вывод автора и в чём поддержать его – это уже плоды читательских размышлений. Разум и душа сами подскажут читателю верный вывод. Виктор Виттинг даёт нам возможность в наших внутренних раздумьях укрепить кирпичики фундамента нашей личности. И делает он это через свою книгу, потому что в процессе внутреннего диалога с автором читатель лучше понимает самого себя и своё отношение к миру.
В книгах «Записки отчуждённого» и «Хроники галгала» автор приходит к провокационным выводам. Можно, конечно, книги и не читать, но как человек научится отстаивать своё мнение, если не будет знать мнения противоположного.
Виктор Виттинг принимает на себя обязанности того самого человека с молоточком, тревожащего нас в нашем благополучии, будящего нашу совесть, о важности и необходимости которого писал когда-то классик. Трудная это стезя.
С уважением к автору - самая обычная читательница, Надежда М.
III
Отзыв
Юрий Викторович Тоскалёв, член Союза писателей России, выпустивший несколько поэтических сборников, на сей раз предстал перед читателями как прозаик. «Записки отчуждённого» - таково название нового произведения автора Виктора Виттинга (литературный псевдоним Юрия Тоскалёва).
Мне думается, что весь творческий путь Юрия Тоскалёва был всего лишь прелюдией
к этому важнейшему в его творчестве произведению. Пытливый ум и невероятная работоспособность дают возможность Юрию Тоскалёву всегда находиться в поиске: смысла ли жизни, своего места ли в этой, подчас жестокой, жизни и поиска пути к Богу, к единению с ним. Смысл своего пребывания на земле автор видит в постижении чистого знания высшего мира и Божества – это, по его представлению, составляет предмет человеческого разума. У каждого из нас свой путь к Богу: у кого-то – прямой и светлый, а у кого-то – извилистый, подобный тёмному лабиринту. Одиноко идущий человек, пробирающийся сквозь колючие заросли непонимания, взбирающийся по крутым нехоженым тропам, но идущий только вперёд к своему свету, - таковым предстаёт автор в «Записках отчуждённого». И как важно каждому осилить свой путь, не оказавшись при этом на обочине. Можно заблуждаться и ошибаться, но, главное, не бездействовать. Путь, выбранный Юрием Тоскалёвым, как любым свободным гражданином Вселенной, только его путь, и только ему дано пройти до последней точки это расстояние, ибо основным рычагом развития человечества является движение: движение мысли, движение Слова, движение истории. Я думаю, что найдётся немало
читателей, которые не разделяют суждений Юрия Тоскалёва, изложенных в «Записках
отчуждённого», но я также уверенна в том, что автор имеет право высказать свою точку зрения на то или иное событие. Каждый конкретный человек, в сообществе с другими людьми, в конечном итоге является созидателем истории. Созидать – это значит создавать. Гармония в душе и гармония с нашим многозначным миром позволяет нам двигаться вперёд к совершенствованию.
Хочется пожелать душевной гармонии автору, чтобы он с таким же усердием отдавался творчеству, и нам, его читателям – гармонии в душе и гармонии с окружающим миром.
Надежда А., читатель
август, 2013 год
г.Златоуст
P.S.
«… Высшим видом рефлексии является философская рефлексия — размышления о предельных основаниях человеческой культуры и о смысле человеческого существования.
Со времен Сократа рефлексия считается важнейшим средством самопознания человека и основой его духовного совершенствования. По сути дела, именно способность
к критической самооценке является важнейшей отличительной особенностью человека как разумного существа. Благодаря рефлексии, вскрывающей и устраняющей
человеческие предрассудки и заблуждения, оказывается возможным духовный
прогрессчеловечества.»
Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004.
P.P.S.
Читатель!
Предлагаю тебе, нисколько не отклоняя, как и не устраняя прекрасной возможности, предоставленной «Национальным сервером современной прозы (Проза.ру)» ссылка «рецензии»,авторская страница, -оставить свои впечатления от прочитанных произведений, как бы наполняя новым содержанием «схваченную» мной тему «в-глазах-других», воспользовавшись форматом этого документа.
Прошу, в случае согласия, присылать отзывы (приемлема любая критика) на мой электронный адрес:
yutvis@yandex.ru
Виктор Виттинг.
Свидетельство о публикации №214060400348