Отец

 

Прочитал недавно роман Акунина – Чхартишвили  “Аристономия”. Термин этот придумал сам Акунин и означает он учение о Человеке Идеальном - Аристономе.  Что-то вроде “людена” у Стругацких. Григорий Шалвович даже формулу вывел. Вот отрывок.

“Итак, из каких же компонентов складывается аристоном (термин возник у меня по аналогии с «астрономом», он означает «аристономическая личность»)?
Эти характеристики делятся на две группы: первая определяет отношение к себе, вторая – к окружающим.
Согласно моему определению лучшего, первым и притом основополагающим признаком такого человека является нацеленность на развитие, на самосовершенствование, то есть осознание цели своей жизни, стремление к Расцвету. Это качество может проявляться в служении некой миссии или просто в увлеченности своей профессией – при условии, что ты ею хорошо владеешь и желаешь добиться в ней максимального совершенства. Не так редко можно встретить людей, подчас очень простых и даже малограмотных (столяр, сапожник, садовник), которые держатся с достоинством, знают себе цену уже потому только, что хорошо владеют своим ремеслом и постоянно в нем совершенствуются.
Во-вторых, аристоном всегда обладает развитым самоуважением. Это чувство сильнее животных инстинктов, в том числе инстинкта самосохранения, и основывается на признании того факта, что на свете есть вещи более существенные, чем выживание. Как я уже писал, именно эта характеристика таит в себе главную опасность для аристонома, оказавшегося в аристофобном окружении.
Третий элемент – чувство ответственности за свои поступки. Оно базируется не на стыде (то есть страхе жалко выглядеть в глазах окружающих), а на самоуважении (то есть страхе оказаться жалким в собственных глазах), поэтому действия аристонома не зависят от присутствия или отсутствия свидетелей. Я некоторое время колебался, следует ли выделять ответственность в отдельный параметр, ибо он очень тесно связан с самоуважением, но все-таки признал подобную сегрегацию необходимой. Чуть ниже объясню, почему.
Далее следует умение владеть собой, способность к самоконтролю. Аристотель считал умеренность и сдержанность (то есть, собственно, способность к самоконтролю) главным элементом арете в личности. В самом деле, невозможно представить аристономичного человека, который заламывает руки, устраивает истерики или трясется от ужаса. Аристоном, конечно, может испытывать страх, сильное волнение и т. п., но не должен давать волю подобной слабости даже наедине с собой – опять-таки, чтобы не потерять самоуважения. Мне могут возразить, что нет-де ничего страшного, если хороший человек излишне эмоционален, однако слишком часто приходится видеть, как отсутствие выдержки влечет за собой тяжелые, а подчас и совершенно недостойные последствия.
Пятое: связанное с самообладанием, но все же особое и очень важное качество – стойкость перед лицом испытаний. Аристоном отказывается капитулировать перед обстоятельствами или врагами, даже если те гораздо сильнее. Я бы использовал термин «мужество», но в русском языке он звучит некорректно, как бы причисляя стойкость к характеристикам, типичным для мужского пола. На самом деле, как я могу судить по своему жизненному опыту, женщины перед лицом испытаний сплошь и рядом ведут себя «мужественней» так называемого сильного пола, ибо женская натура, как правило, цельнее мужской и в ней сильнее развит альтруизм, что обусловлено даже и биологией.
Кстати об альтруизме. Это качество – одно из самых привлекательных в человеке, но является ли оно обязательным для аристонома? Словарь Брокгауза и Ефрона определяет альтруизм следующим образом: «Правило нравственной деятельности, признающее обязанностью человека ставить интересы ближнего и общее благо выше личных интересов». После некоторых колебаний я пришел к выводу, что требовать соблюдения этого правила от аристонома будет эксцессией. Он не обязан ставить интересы общества или другого человека выше своих – это уже атрибут святого, а святости и постоянного самопожертвования от аристономичного человека не требуется. Будет вполне достаточно, если он добивается своего Расцвета, не нанося ущерб окружающим. Эгоизм для аристонома, разумеется, недопустим, но альтруизм в число непременных ингредиентов аристономии не входит.
Точно так же отсек я целый ряд других симпатичных или даже прекрасных черт, которыми может обладать человек: развитое эстетическое чувство, сильный интеллект, щедрость, открытость, способность к большой любви, бессребреничество, отважность. Если аристоном, в дополнение к обязательным, наделен и каким-то из этих свойств, это делает его еще привлекательней, однако в минимальный набор (то что в армии называется НЗ) все они не входят. Пяти вышеперечисленных элементов оказывается достаточно.
Теперь перейдем ко второй группе качеств, определяющей отношение аристонома к другим людям. Пожалуй, эта статья аристономической «конституции» состоит всего из двух пунктов.
Первый – уважение к окружающим. Кант прекрасно сформулировал смысл этого принципа: нельзя относиться к окружающим как к средствам для достижения твоей цели. Всякий человек – автономная вселенная, уже поэтому он достоин уважения и интереса. Совершенно нормально осуждать плохие поступки, противостоять им даже похвально. Но никого нельзя унижать и растаптывать. Аристоном твердо знает, что нет людей высокого и низкого сорта; тот, кто ниже тебя в чем-то одном, вполне может оказаться выше в чем-то другом.
Но одного нейтрально-отстраненного уважения, пожалуй, недостаточно. Аристоном не может оставаться равнодушным или бездеятельным, когда рядом кто-то остро нуждается в помощи. Эта способность к активному состраданию у аристономического человека сочетается с великодушием по отношению к побежденному противнику, как бы виноват и как бы гадок тот ни был. Аристоном не бывает жестоким или мстительным. В современной психологии весь этот комплекс качеств получил название «эмпатия».
Если собрать всё вышеизложенное воедино, формула аристономической личности выглядит следующим образом:
ЧЕЛОВЕКА МОЖНО НАЗВАТЬ АРИСТОНОМОМ, ЕСЛИ ОН СТРЕМИТСЯ К РАЗВИТИЮ, ОБЛАДАЕТ САМОУВАЖЕНИЕМ, ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ, ВЫДЕРЖКОЙ И МУЖЕСТВОМ, ПРИ ЭТОМ ОТНОСЯСЬ К ДРУГИМ ЛЮДЯМ С УВАЖЕНИЕМ И ЭМПАТИЕЙ.
Каждая из этих характеристик является непременной. Отсутствие или недостаточная выраженность хоть одной из них означает, что человек находится на пути к аристономии, однако еще не вполне достиг ее”.

Итак, по мнению Акунина, основных качеств, которыми должен обладать аристоном (буду придерживаться этого термина), должно быть семь. Примерив их, понял, что до аристонома несколько не дотягиваю. Кое-где жмёт. Расшифрую (с присущей мне самокритичностью).
1. Стремление к самосовершенствованию, развитию
С этим, должен сказать у меня всё в порядке. С детства любил знания, выражаясь словами Высоцкого

Мой мозг, до знаний жадный, как паук,
Все постигал: недвижность и движенье.

Книги, театр, музыка, кино – всё это мне было всегда интересно, интересно и до сих пор.
Также, всегда стремился к совершенствованию в своей профессии, повышению квалификации, что даёт мне право считать себя умным, ибо, по мнению Булата Окуджавы “умный любит учиться, а дурак учить”.
2. Самоуважение
Ну, с самоуважением, наверное, тоже всё в порядке.
3. Ответственность
Здесь, опять же, как говорит моя старшая дочь, без пупырышков. Терпеть не могу опаздывать. Долги стараюсь отдавать вовремя, а если не получается, ужасно переживаю. И, главное, ответственно отношусь к выполняемой работе.
4. Выдержка
Вот здесь совсем плохо. Выдержки нет, могу сорваться. Нетерпелив. Словом, двойка.
5. Мужество
Здесь даже не знаю, больших проверок не было. Если говорить о близких людях, то буду сражаться, защищая до конца. Поставлю-ка я себе четвёрку.
6. Уважение к другим
Здесь тоже не всё однозначно. Всех скопом уважать не смогу, я не Христос. Хотя у Христа это не уважение, а любовь. А это несколько другое. Наверное, – тройка.
Эмпатия
Здесь, наверное, тоже четвёрка. Жестокости у меня нет совсем, мстительность немножко есть и великодушен я бываю не всегда.
Не дотянул я до акунинского идеального человека.
Проверив на себе эту формулу, я задумался, а в своей достаточно долгой жизни встречал ли я таких людей? На страницах книг – да. В кино, театре – да. А из тех,  с которыми был знаком? По счастью, встречал. Их не так много, но, тем не менее, они были, а некоторые и есть.
Один из них – человек, который полностью обладал всеми этими качествами – мой отец, Фетисов Василий Фёдорович. Человек, невероятной харизмы. Думаю, то воспитание, которое я получил в семье, и дало мне возможность хоть и не совсем, но всё же близко приблизиться к аристоному.
Сколько я себя помню, отец, несмотря, на занимаемый им высокий пост, всегда занимался ещё чем-то. Ну, про чтение  я и не говорю, он мог до утра читать захватившую его книгу, а потом отправляться на работу. Он сам собирал приёмники, радиолы и в доме частенько пахло канифолью и расплавленным оловом. Занимался фотографией, для чего в подвале оборудовал фотолабораторию. Своими руками сделал стеллаж для книг, шахматный столик и тумбочку-подставку для телевизора. Увлекался футболом,  и мы ходили большой заводской компанией на все матчи на стадион “Пахтакор”.  Часто брал он меня и на рыбалку, опять же в компании близких друзей-коллег. Так, что с самосовершенствованием, тут на 200%.
Отец, насколько я знаю, и с начальством – министры, секретари различных комов – держался достаточно независимо, знал себе цену и ему цену знали тоже. Поэтому отличительными чертами его были самоуважение и ответственность, думаю безответственный человек на такой должности долго бы не задержался, а отец руководил заводом, а потом и выросшим из него научно - производственным объединением 27 лет.
С выдержкой у него тоже было всё в порядке. Всегда ровен и спокоен, хотя работа была достаточно нервной.  Бесконечное выполнение и перевыполнение плана, сопровождаемое иногда штурмовщиной. Выдержка и терпение были присущи ему в очень большой степени.
У человека, прошедшего всю войну, мобилизованного в 41-м и пришедшим домой, только в 47-м (дослуживал в Подмосковье) – мужества, думаю, не отнять.
К людям относился, с уважением всегда. Независимо от занимаемого тем положения. Я никогда, ни о ком не слышал от него дурного слова. И люди отвечали ему тем же. Через одиннадцать лет после его смерти по настоянию работников объединения “Электроаппарат”, его детища, улица,  где расположен головной завод была названа в память о нём улицей Василия Фетисова.
И последнее  -  ни жестоким, ни мстительным никогда не был, а великодушен всегда. Помогал  людям всю жизнь.
 Прошло уже 30 лет, как его с нами нет, но иногда приходя проведать на кладбище своих родителей, я вижу цветы и понимаю: кто-то принёс и положил их на могилу. Значит, остались ещё в нашем городе те, кто знал и помнит моего отца.
Ну, а я, дети мои и внуки, очень надеюсь, что и правнуки которых у меня пока нет, будем помнить всегда.
Спасибо тебе, отец.

Статья в Википедии:  http://ru.wikipedia.org/wiki/,_


Рецензии
Светлая память Отцу во всех поколениях вашего рода.

Тамара Санаева   24.06.2014 18:55     Заявить о нарушении