Причины и следствия - выдумка сознания

                "Где начало того конца,
                Которым оканчивается начало?"
                Козьма Прутков

       Существуют ли "причины" и "следствия" в действительности?
       Что такое "причина?  Под причиной, обычно,   понимается  то, что привело к данному конкретному результату, то, благодаря чему произошло именно это.
       "Щёлкни кобылу в нос, она махнёт хвостом" (Козьма Прутков).
       В общепринятом сейчас способе объяснения всего сложилось представление, что если что-то произошло, то  оно обязательно  было чем-то или кем-то вызвано.  Это представление  -  основа современной  парадигмы  человеческого восприятия,  объяснения и понимания.  Это рациональная база логического объяснения и понимания  всего воспринимаемого человеком.  Всё то, что, по нашему мнению,  вызывает  данное  событие,   было названо словом "причина".  Мы верим в то,  что всё, что происходит, всё,  что мы воспринимаем,  обязательно чем-то или кем-то вызвано и обусловлено.  Такой подход определил  формирование представления о  причинах, причинно-следственных связях.
       Это же очевидно. Ударим молотком по куску железа - он деформируется. Причина деформации - удар молотка. Этот удар сопровождается звуком и нагреванием куска железа. Значит причина звука и повышения температуры - это удар молотка. Очевидно! Нагреем лёд - он начнёт плавится. Значит причина плавления льда - это нагревание. Очевидно. Но только с внешнего взгляда...
       Представление о наличии "причины" всего, что происходит,   подразумевает наличие цели.  Это не всегда осознаётся явно.  Если есть причина, значит,  очевидно,  есть чьё-то стремление, желание, есть мотив, есть цель. Вы зачем ударили молотком по куску железа? Вы почему нагрели лёд?  В обыденном понимании слово  "причина", обычно, рассматривается в отрыве от  рассмотрения наличия стремлений, целей и  и мотивов. Людям вполне достаточно знать непосредственно наблюдаемые действия, события, которые называются "причиной" и "следствием".  Хотя, по  своей сути, эти понятия неразделимы и взаимообусловлены.
       В качестве понятия,  противоположного понятию причина,  используется слово случайность.  Под случайным событием можно понимать событие, произошедшее не под влиянием целенаправленных действий, а в результате пересечения в данном месте и в данное время никак между собой несвязанных, независимых  процессов.  Ехала, например,  машина, летела птичка – два независимых друг от друга процесса.  Так "случилось", что птичка выделила свои экскременты в тот момент и в то время, когда под ней проезжала  машина. Ну совершенно случайно выделила... "Это" попало на стекло машины. Типичное случайное событие. Нет целей ни у птички ни у шофёра для свершение данного события. Упреждая знатоков Булгакова, утверждавшего, что кирпич просто так на голову не падает, скажу, что автор художественного произведения имеет полное право высказывать своё мнение в интересах своей идеологии.  И кирпичи, и сосульки,  и молнии  и не весть, что ещё,  ещё как "просто так" падают на головы беспечных москвичей,  петербуржцев,   парижан и других землян…
        Таким образом, мы уверены, что,  если что-то происходит по причине, то  это значит,  что имелась какая-то связь и, соответственно, цель в происходящем. И наоборот. Волга впадает в Каспийское море с "целью"  понижения своей потенциальной энергии. Причина течения воды вниз заключается в "стремлении" воды  к минимуму потенциальной энергии.  Метеорит, падающий на Землю, имеет своей "целью"  понижение энергии взаимодействия с Землёй.  Газ покидает проколотое колесо автомобиля с "целью" повышения энтропии и уменьшения энергии. Почему Солнце круглое, а не кубическое? По тем же "причинам".
        Мы говорим причина, подразумеваем  цель. Мы говорим цель, подразумеваем желание. Мы говорим желание подразумеваем стремление. Мы говорим стремление, подразумеваем внутреннюю установку...
       Любая "причина" - это всегда реализация какой-то "цели".  Если нет цели, то такое событие мы характеризуем как случайное.   Цели  возникают  благодаря  наличию потребностей.  Потребности возникают из-за наличия стремления. Стремления   определяются  внутренними установками (инстинкты, законы, программы поведения) системы, объекта, процесса, субьекта.   Стремление достичь определённой цели – это и есть "причина".
       Итак, в основе любой  причины  обязательно лежат потребности,  стремления, желания,  цели.  Понятие "причина"  имеет чисто человеческое, антропное происхождение. Оно возникло  из представлений человека   о  собственных  потребностях,  стремлениях и действиях по их удовлетворению. Применение понятия "причина" для описания  природных явлений  полностью метафорично и аналогично.Это приём очеловечивания (антропизации) наблюдаемой действительности. Так возникло представление о Боге - конечной причины всех событий.
       Посредством  нахождения  "причин"  человек обретает чувство, веру понимания и объяснения событий, процессов, явлений, происходящих вокруг него.  Обретает именно  чувства, ощущения, веру в наличие у него понимания, но далеко не само  действительное   понимание  сути событий, процессов, явлений, которые воспринимает.   Вопросы  о том, что значит  "понять", "объяснить" - это отдельные большие вопросы.   Здесь мы лишь отметим, что объяснить, понять в большинстве случаев означает для людей назвать, указать и поименовать "причины" наблюдаемого события.  Большинство людей вполне удовлетворяются таким уровнем объяснения и будут считать, что они вполне понимают о чём идёт речь. Скажи мне, что является причиной этого явления и я пойму, что это такое… 
      Из человеческих ощущений и восприятий возникают представления о  "причинах действия", "причинах  движения", "причинах изменения" и т.д.   Для природы таких понятий  нет.  В Природе нет никаких "причин" и "следствий". В природе есть только движение и взаимодействие объектом различного уровня организации и масштаба. Мы воспринимаем их как "события", "явления" и, посредством мышления, ищем источник того или иного события, процесса, явления.  Мы, априори, но не всегда осознанно, уверены, что само по себе в мире ничего  не происходит. Обязательно должна быть некая "причина", вызвавшая это событие. Должно быть стремление, желание, потребность, необходимость чего-то и кого-то...  На интуитивном уровне мы в этом уверены. Это основа (парадигма) нашего чувства понимания.
      Возникает вопрос о конечной причине конкретного события. Для любого реального события всегда можно обнаружить, выявить, описать, доказать миллион "причин" ведущих к данному "следствию".
       Например, пуля попал в мишень. Где в этом событии  причина, а где следствие? Допустим, что в качестве "следствия" мы будем рассматривать дырку в мишени. Причина: пуля разрушила материал мишени? А откуда взялась пуля? Она прилетела из ствола пистолета. А как она попала в ствол? Её кто-то туда поместил.  А кто и с какой целью это сделал? Человек "Я". А откуда он взялся в это время и в этом месте? Его сюда что-то привело. А как возникло это "что-то", что его привело? И так далее.  Так можно пропочимучить всю жизнь человека вплоть до возникновения человечества, жизни, Земли, вселенной...
      А что вызвало  движение пули  из этого ствола? Стрелок захотел попасть в цель. Палец стрелка нажал на курок. Боёк ударил в капсюль патрона. Началась химическая реакция разложения азида свинца (например). Выделившаяся энергия  инициировала химическую  реакцию в порохе. В результате этой реакции образовалось большое количество газов. Газы быстро расширились. Под воздействием газов в стволе пистолета пуля приобрела большую поступательную и вращательную скорость и вылетела из ствола.  Затем она начала полёт в воздухе, испытывая массу "причин" по изменению своей траектории, чтобы улететь куда подальше...
      Что действительно явилось "причиной" дырки в мишени мы можем
выявлять  долго. Вплоть до возникновения нашего  мира. А зачем он возник? Может кто-то его создал?  Был бы заказ.
      А зачем стрелок "стрелял" по этой мишени? Может в этом "причина", что возникла дырка у мишени? Субъект захотел. А зачем захотел? Поспорил с кем-то? Без этой "дырки" в мишени ему не жить?  А может "это" само является причиной чего-то. Например, начала Олимпиады или войны...
      Перечисление всех предшествующих  событий, которые произошли до образования дырки  в мишени можно продолжать очень долго. До бесконечности... Но в какой-то момент дыра в мишени  ведь возникла.  "Истиной" причиной события можно однозначно считать только то событие, которое происходит  одновременно с самим событием.  То есть "причина" и "следствие" - это всегда единый и неразделимый акт. Этот акт разделяется на причину и следствие только в человеческом  мышлении, в сознании.
      Или другой пример. Что является причиной взрыва бомбы? Самолёт её принёсший? Тротил или уран-235, находящийся в ней? Или человек, лётчик, нажавший кнопку? Или боёк, ударивший по запалу? Или специальный заряд, находящийся в специальном устройстве взрывного устройства? Или электрический ток? Или молекулы, обладающие достаточной кинетической энергией, для активации химической реакции при контакте с динамитом? Или критическая масса?
      Подобные вопросы можно задавать бесконечно долго.
      Это я к проблеме "причинности" событий. По-моему выискивание единственной "причины" вызывающий данное следствие  - это большое заблуждение!
      В Природе нет  "причин" и "следствий" как таковых. В естественной Природе нет целеполагающих личностей! В Природе есть только  различные спонтанные действия, процессы,   события,  явления,  которые  в зависимости от очерёдности человеческого   восприятия их,  рассматриваются  людьми  либо как  "причины" либо как "следствия" всех событий.  Так людям  удобно. Так принято. Но это не научно!
      Ну а случайность - это констатация нашего незнания...

      
     "Принципы устройства и развития нашего мира" http://www.proza.ru/2016/03/02/2378
     "Что человеку надо?" http://www.proza.ru/2016/01/13/1860
     "О понимании" http://www.proza.ru/2015/10/07/1079
     "Бытие" http://www.proza.ru/2015/07/08/461
     "Свобода. Тезисно." http://www.proza.ru/2013/11/20/1557
   

      


Рецензии
Детям передаются привычки или гены от родителей (или лиц, их заменяющих).Часто люди во время бедствия возмущаются: "За что?!" Не лучше ли спрашивать:"Для чего?"
В Библии есть место, где описывается случай болезни. Родственники искали . кто из близких согрешил. Иисус сказал, что никто. Мы не можем всего знать. Бог лично соткал каждого человека и наметил ему пунктиром его судьбу. а мы должны с честью проходить от точки до точки, наполняя смыслом свою жизнь, какая бы она ни была.

Мила Садко   05.06.2014 18:34     Заявить о нарушении
"... мы должны с честью проходить от точки до точки, наполняя смыслом свою жизнь, какая бы она ни была".Полностью согласен. Вот я и прохожу...

Александр Ивашкевич   05.06.2014 23:29   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.