Причины и следствия - выдумка сознания
Которым оканчивается начало?"
Козьма Прутков
Существуют ли "причины" и "следствия" в действительности?
Что такое "причина? Под причиной, обычно, понимается то, что привело к данному конкретному результату, то, благодаря чему произошло именно это.
"Щёлкни кобылу в нос, она махнёт хвостом" (Козьма Прутков).
В общепринятом сейчас способе объяснения всего сложилось представление, что если что-то произошло, то оно обязательно было чем-то или кем-то вызвано. Это представление - основа современной парадигмы человеческого восприятия, объяснения и понимания. Это рациональная база логического объяснения и понимания всего воспринимаемого человеком. Всё то, что, по нашему мнению, вызывает данное событие, было названо словом "причина". Мы верим в то, что всё, что происходит, всё, что мы воспринимаем, обязательно чем-то или кем-то вызвано и обусловлено. Такой подход определил формирование представления о причинах, причинно-следственных связях.
Это же очевидно. Ударим молотком по куску железа - он деформируется. Причина деформации - удар молотка. Этот удар сопровождается звуком и нагреванием куска железа. Значит причина звука и повышения температуры - это удар молотка. Очевидно! Нагреем лёд - он начнёт плавится. Значит причина плавления льда - это нагревание. Очевидно. Но только с внешнего взгляда...
Представление о наличии "причины" всего, что происходит, подразумевает наличие цели. Это не всегда осознаётся явно. Если есть причина, значит, очевидно, есть чьё-то стремление, желание, есть мотив, есть цель. Вы зачем ударили молотком по куску железа? Вы почему нагрели лёд? В обыденном понимании слово "причина", обычно, рассматривается в отрыве от рассмотрения наличия стремлений, целей и и мотивов. Людям вполне достаточно знать непосредственно наблюдаемые действия, события, которые называются "причиной" и "следствием". Хотя, по своей сути, эти понятия неразделимы и взаимообусловлены.
В качестве понятия, противоположного понятию причина, используется слово случайность. Под случайным событием можно понимать событие, произошедшее не под влиянием целенаправленных действий, а в результате пересечения в данном месте и в данное время никак между собой несвязанных, независимых процессов. Ехала, например, машина, летела птичка – два независимых друг от друга процесса. Так "случилось", что птичка выделила свои экскременты в тот момент и в то время, когда под ней проезжала машина. Ну совершенно случайно выделила... "Это" попало на стекло машины. Типичное случайное событие. Нет целей ни у птички ни у шофёра для свершение данного события. Упреждая знатоков Булгакова, утверждавшего, что кирпич просто так на голову не падает, скажу, что автор художественного произведения имеет полное право высказывать своё мнение в интересах своей идеологии. И кирпичи, и сосульки, и молнии и не весть, что ещё, ещё как "просто так" падают на головы беспечных москвичей, петербуржцев, парижан и других землян…
Таким образом, мы уверены, что, если что-то происходит по причине, то это значит, что имелась какая-то связь и, соответственно, цель в происходящем. И наоборот. Волга впадает в Каспийское море с "целью" понижения своей потенциальной энергии. Причина течения воды вниз заключается в "стремлении" воды к минимуму потенциальной энергии. Метеорит, падающий на Землю, имеет своей "целью" понижение энергии взаимодействия с Землёй. Газ покидает проколотое колесо автомобиля с "целью" повышения энтропии и уменьшения энергии. Почему Солнце круглое, а не кубическое? По тем же "причинам".
Мы говорим причина, подразумеваем цель. Мы говорим цель, подразумеваем желание. Мы говорим желание подразумеваем стремление. Мы говорим стремление, подразумеваем внутреннюю установку...
Любая "причина" - это всегда реализация какой-то "цели". Если нет цели, то такое событие мы характеризуем как случайное. Цели возникают благодаря наличию потребностей. Потребности возникают из-за наличия стремления. Стремления определяются внутренними установками (инстинкты, законы, программы поведения) системы, объекта, процесса, субьекта. Стремление достичь определённой цели – это и есть "причина".
Итак, в основе любой причины обязательно лежат потребности, стремления, желания, цели. Понятие "причина" имеет чисто человеческое, антропное происхождение. Оно возникло из представлений человека о собственных потребностях, стремлениях и действиях по их удовлетворению. Применение понятия "причина" для описания природных явлений полностью метафорично и аналогично.Это приём очеловечивания (антропизации) наблюдаемой действительности. Так возникло представление о Боге - конечной причины всех событий.
Посредством нахождения "причин" человек обретает чувство, веру понимания и объяснения событий, процессов, явлений, происходящих вокруг него. Обретает именно чувства, ощущения, веру в наличие у него понимания, но далеко не само действительное понимание сути событий, процессов, явлений, которые воспринимает. Вопросы о том, что значит "понять", "объяснить" - это отдельные большие вопросы. Здесь мы лишь отметим, что объяснить, понять в большинстве случаев означает для людей назвать, указать и поименовать "причины" наблюдаемого события. Большинство людей вполне удовлетворяются таким уровнем объяснения и будут считать, что они вполне понимают о чём идёт речь. Скажи мне, что является причиной этого явления и я пойму, что это такое…
Из человеческих ощущений и восприятий возникают представления о "причинах действия", "причинах движения", "причинах изменения" и т.д. Для природы таких понятий нет. В Природе нет никаких "причин" и "следствий". В природе есть только движение и взаимодействие объектом различного уровня организации и масштаба. Мы воспринимаем их как "события", "явления" и, посредством мышления, ищем источник того или иного события, процесса, явления. Мы, априори, но не всегда осознанно, уверены, что само по себе в мире ничего не происходит. Обязательно должна быть некая "причина", вызвавшая это событие. Должно быть стремление, желание, потребность, необходимость чего-то и кого-то... На интуитивном уровне мы в этом уверены. Это основа (парадигма) нашего чувства понимания.
Возникает вопрос о конечной причине конкретного события. Для любого реального события всегда можно обнаружить, выявить, описать, доказать миллион "причин" ведущих к данному "следствию".
Например, пуля попал в мишень. Где в этом событии причина, а где следствие? Допустим, что в качестве "следствия" мы будем рассматривать дырку в мишени. Причина: пуля разрушила материал мишени? А откуда взялась пуля? Она прилетела из ствола пистолета. А как она попала в ствол? Её кто-то туда поместил. А кто и с какой целью это сделал? Человек "Я". А откуда он взялся в это время и в этом месте? Его сюда что-то привело. А как возникло это "что-то", что его привело? И так далее. Так можно пропочимучить всю жизнь человека вплоть до возникновения человечества, жизни, Земли, вселенной...
А что вызвало движение пули из этого ствола? Стрелок захотел попасть в цель. Палец стрелка нажал на курок. Боёк ударил в капсюль патрона. Началась химическая реакция разложения азида свинца (например). Выделившаяся энергия инициировала химическую реакцию в порохе. В результате этой реакции образовалось большое количество газов. Газы быстро расширились. Под воздействием газов в стволе пистолета пуля приобрела большую поступательную и вращательную скорость и вылетела из ствола. Затем она начала полёт в воздухе, испытывая массу "причин" по изменению своей траектории, чтобы улететь куда подальше...
Что действительно явилось "причиной" дырки в мишени мы можем
выявлять долго. Вплоть до возникновения нашего мира. А зачем он возник? Может кто-то его создал? Был бы заказ.
А зачем стрелок "стрелял" по этой мишени? Может в этом "причина", что возникла дырка у мишени? Субъект захотел. А зачем захотел? Поспорил с кем-то? Без этой "дырки" в мишени ему не жить? А может "это" само является причиной чего-то. Например, начала Олимпиады или войны...
Перечисление всех предшествующих событий, которые произошли до образования дырки в мишени можно продолжать очень долго. До бесконечности... Но в какой-то момент дыра в мишени ведь возникла. "Истиной" причиной события можно однозначно считать только то событие, которое происходит одновременно с самим событием. То есть "причина" и "следствие" - это всегда единый и неразделимый акт. Этот акт разделяется на причину и следствие только в человеческом мышлении, в сознании.
Или другой пример. Что является причиной взрыва бомбы? Самолёт её принёсший? Тротил или уран-235, находящийся в ней? Или человек, лётчик, нажавший кнопку? Или боёк, ударивший по запалу? Или специальный заряд, находящийся в специальном устройстве взрывного устройства? Или электрический ток? Или молекулы, обладающие достаточной кинетической энергией, для активации химической реакции при контакте с динамитом? Или критическая масса?
Подобные вопросы можно задавать бесконечно долго.
Это я к проблеме "причинности" событий. По-моему выискивание единственной "причины" вызывающий данное следствие - это большое заблуждение!
В Природе нет "причин" и "следствий" как таковых. В естественной Природе нет целеполагающих личностей! В Природе есть только различные спонтанные действия, процессы, события, явления, которые в зависимости от очерёдности человеческого восприятия их, рассматриваются людьми либо как "причины" либо как "следствия" всех событий. Так людям удобно. Так принято. Но это не научно!
Ну а случайность - это констатация нашего незнания...
"Принципы устройства и развития нашего мира" http://www.proza.ru/2016/03/02/2378
"Что человеку надо?" http://www.proza.ru/2016/01/13/1860
"О понимании" http://www.proza.ru/2015/10/07/1079
"Бытие" http://www.proza.ru/2015/07/08/461
"Свобода. Тезисно." http://www.proza.ru/2013/11/20/1557
Свидетельство о публикации №214060501222
В Библии есть место, где описывается случай болезни. Родственники искали . кто из близких согрешил. Иисус сказал, что никто. Мы не можем всего знать. Бог лично соткал каждого человека и наметил ему пунктиром его судьбу. а мы должны с честью проходить от точки до точки, наполняя смыслом свою жизнь, какая бы она ни была.
Мила Садко 05.06.2014 18:34 Заявить о нарушении
Александр Ивашкевич 05.06.2014 23:29 Заявить о нарушении