Беседа третья

  - Ну что, умник, задумался? Не по зубам мой вопрос о восприятиях?
 - Пока не по зубам. Учитывая то, что я все-таки воспринимаю окружающий мир, ответить однозначно на вопрос - «существуют восприятия или нет?» - не так просто. Однако, попытка ответить на этот вопрос, вызывает к жизни много других вопросов, которые так же сложны и не менее интересны.
 - В самом деле? Скорее приводи пример, я от нетерпения уже ерзаю на попе.
 - Посмотри какая занятная вырисовывается картина. Твой вопрос о восприятиях неизбежно поднимает вопрос о таком понятии как «время».
 - Это логично. Если восприятия существуют и сменяют друга, то есть, одно восприятие было, другое есть сейчас, а третье появится через секунду, то эта смена восприятий указывает на то, что они протекают во времени — одно было в прошлом, второе есть в настоящем и третье будет в будущем.
 - А теперь давай попробуем опереться на гипотезу о том, что восприятий как сменяющих друг друга мертвых декораций не существует. В этом случае «время» как-то не клеится к общей картине. Его словно нет.
 - Та-ак. Теперь мой ученый собеседник решил подвергуть сомнению существование времени.
 - Почему нет? Если разложить все по полочкам, то от времени действительно ничего не остается.
 - В какой-то степени я с тобой согласен. Когда я тебе рассказывал о сосне с десятью белками, то я просто описывал воспритие, которого в момент моего рассказа не существовало, что ставит под сомнение наличие прошлого.
 - Верно. А если ты начнешь думать о том, что белки появятся снова, то это будет не будущее, а просто мысль о них, которая протекает в данный момент.
 - Звучит вполне убедительно, но вот само словосочетание «протекает в данный момент» означает некое настоящее, а настоящее в свою очередь немыслимо без прошлого и без будущего. Так что, как ни крути, а время существует и, следовательно, существуют сменяющие друг друга восприятия.
 - Не торопись с выводами. Вполне возможно это просто скудость нашего языка.
 - В таком случае нам необходимо чем-то заменить этот пресловутый данный момент, иначе мы неизбежно будем заходить в тупик.
 - Согласен. Давай договоримся, что то мгновение, которое неходится вне времени вообще и то, которое не является отдельно взятым воспритияем (мертвой декорацией), называется мгновением «Здесь и Сейчас» или просто «ЗиС».
 - Договориться, конечно, можно о чем-угодно, только то, что ты только что сказал — «восприятие вне времени» - звучит как-то фантастически. Может призовешь на помощь свою фантазию, чтобы яснее было?
 - Не фантазию, а воображение. Хорошо, представь себе такую картину. На стене висят часы и на их минутной стрелке сидит муха. Стрелка указывает на цифру 2.
 - Представил.
 - Затем стрелка вместе с мухой переместилась на цифру 3. Произошли изменения?
 - Да. Прошло пять минут.
 - Верно, но эти изменения произошли для тебя, а не для мухи. Муха как сидела на стрелке, так и сидит. Если ты представишь себя мухой, сидящей на стрелке...
 - Нет, на такое умопомрачительное воображение мой мозг не способен. Придумай что-нибудь полегче.
 - Хорошо. Ты сидишь на берегу реки и ерзаешь на попе.
 - Это другое дело. Тут даже представлять нечего. Так и есть.
 - Мимо тебя проносятся облака, движется река, выглядывают из норок лисицы, носятся по соснам белки, а ты по-прежнему сидишь на одном месте.
 - И что?
 - А то, что в этом случае ты напоминаешь муху, сидящую на стрелке. Ты словно находишься вне времени.
 - Постой, но в таком случае получается, что время напрямую зависит от расстояния?
 - В каком смысле?
 - Между мной и часами на стене есть некоторое расстояние, поэтому я вижу изменения и изменения во времени в том числе, а для мухи этого расстояния нет и, как следствие, для нее исчезает время.
 - Давай, чтобы не запутаться, определимся с терминами. Не между тобой и часами, а между субъектом (тем, кто воспринимает) и объектом (тем, что воспринимают).
 - Договорились. Итак, к чему мы пришли? К тому, что расстояние, время и восприятия в виде мертвых декораций существуют только потому, что существует субъект (воспринимающий) и объект (воспринимаемый).
 - Вот теперь я могу ответить на твой вопрос о восприятиях.
 - Я слушаю.
 - Восприятия как мертвые декорации существуют только до тех пор, пока человек является субъектом, который воспринимает окружающие его объекты, и исчезают, а точнее превращаются в одно-единое живое восприятие в тот момент, когда человек перестает быть субъектом, а становится всем тем, что он воспринимает.
 - Ты действительно полагаешь, что такое возможно?
 - Полагаю, да. И знаешь почему?
 - Почему?
 - Потому что расстояние, а следовательно и время, существует только для визуального воспрития. Но существует еще такое как восприятие как звук.
 - Яснее, пожалуйста.
 - Однажды я закрыл глаза и услышал некое жужжание. Так вот, я так и не сумел понять, жужжал ли это комар, находящийся рядом с моим ухом или это было гудение самолета, который находился от меня в десятке километров. Но об этом мы поговорим в следующий раз.


Рецензии