Беседа пятая

  - Я предложил подумать, а не замолчать на два часа. Что-нибудь надумал?
 - Да. Прежде чем ответить на вопрос об уверенности, нужно разобраться с тем, какую конкретно уверенность мы хотим исследовать.
 - Ты полагаешь, что уверенности бывают разные?
 - Либо уверенности бывают разные, либо вследствие скудости языка люди называют уверенностью разные вещи. Человек может сказать «я уверен» и в том случае, когда он обладает знанием, компетенцией и ясностью по данному вопросу и в том случае, когда он просто думает, что это так, но самом деле не знает, так ли это на самом деле.
 - Можешь привести какой-нибудь пример?
 - В качестве примера можно взять электричество. Мы все учились в учебных заведениях и обладаем достаточно ясным пониманием по данному вопросу. Если человек, находясь в доме, заденет оголенный провод или сломанную розетку и его при этом не ударит током, то он придет к выводу, что дом обесточен и если ему нужно в доме электричество, то он начнет искать рубильник, но его уверенность в том, что оголенный провод может ударить током, не пошатнется ни на секунду. А вот моя уверенность в том, что перед нами сосна, можешь поколебаться в любой момент. И причина этого заключается в том, что я не являюсь ботаником и не обладаю знанием по данному вопросу.
 - Если я правильно понял, то ясное понимание в чем-либо ты уверенностью не считаешь.
 - Не считаю. Это следовало бы назвать каким-то другим словом.
 - Согласен. Кстати, у этой медали есть еще одна сторона. Собственно, это небольшое дополнение к тому, что ты сказал. Обладая ясным пониманием в чем-либо, человеку нет необходимости об этом думать. Спроси у любого человека, когда в последний раз он думал об оголенных проводах и сломаннных розетках — он выпучит на тебя глаза, не зная, что ответить. И тем не менее, он знает о том, что оголенный провод опасен для жизни.
 - Итак, подведем итог. Задавая себе вопрос - «что такое уверенность?» - мы имеем в виду только ту уверенность, которая легко может превратиться в сомнение вследствие отсутствя ясности по какому-либо вопросу.
 - Договорились. Теперь возникает еще один вопрос — подходит ли под наше определение уверенности обычная интерпретация?
 - Конечно. Я хорошо помню, как моя интерпретация «это дерево» внезапно дала сбой, так что мурашки по телу побежали.
 - Ты хочешь сказать, что глядя на дерево, человек не обладает ясностью в том, что конкретно он видит?
 - Полагаю, нет. Когда он был маленький, ему просто рассказали, что вот это дерево, а вот это река, и он просто вынужден был это принять, то есть, фактически поверить на слово. Какая же это ясность? Неудивительно, что при определенных обстоятельствах может возникнуть сомнение.
 - Если интерпретация подходит под наше определение уверенности, а интерпретация, как мы выяснили это просто мысль, значит выходит, что уверенность это мысль?
 - Нет, я не согласен. У меня есть мысль о том, что ты ботаник, но уверенности в этом нет. Есть мысль, что это сосна, но уверенности тоже нет.
 - Но если уверенность это не мысль, тогда почему человек, который в чем-то уверен, об этом думает?
 - Значит, мысли как и уверенности бывают разные. Одно дело думать о чем-то и совсем другое интерпретировать.
 - Хорошо. Вернемся к интерпретациям. Вот перед нами сосна. У ее подножия по обеим сторонам растут два больших куста. Присоединим их к сосне. На что похоже?
 - Хм..Похоже на огромный член.
 - Верно. Но огромный член со всем тем, что ему принадлежит, это один объект, а сосна и два куста это три объекта. Какие выводы?
 - Напрашивается вывод о том, что интерпретация это не просто мысль. Это мысль различающая.
 - Итак, к чему мы пришли?
 - К тому, что если уверенность это мысли, то во всяком случае это мысли не различающие, а какие-то другие.
 - Так. Теперь углубим наше исследование. Вот человек видит дерево и у него воникает интерпретация или различающая мысль, о том, что это дерево. Какие мысли заставляют его быть уверенным в том, что это дерево?
 - Стоп. Похоже ты был прав в том, что уверенность это не мысль, а нечто другое. Здесь что-то связано с сознанием. Посмотри, что происходит. Если я начну приходить на этот берег каждый день и интерпретировать эту сосну с кустарниками не как сосну, а как огромный член, то в какой-то момент у меня возникнет уверенность в том, что так оно и есть.
 - В какой момент? Определи точнее.
 - В тот момент, когда я перестану осознавать этот объект как сосну и стану осознавать этот объект как член. Следовательно уверенность, это некая фиксация сознания.
 - Чем в этом случае твоя фиксация отличается от обычной интерпретации? Ты просто сменил одну интерпретацию на другую. Только и всего.
 - Нет. Я не просто сменил интерпретацию. Я начал верить в эту другую интерпретацию, я стал воспринимать ее иначе, стал осознавать иначе этот объект. Я что-то сделал со своим сознанием. Куда-то его сместил.
 - Хорошо. Давай тогда подумаем над тем, что такое сознание и от чего зависит его фиксация.


Рецензии