Беседа шестая

 - Что-то у меня, как ни кручу, ничего не получается. Ясно только, что сознание сшито из интерпретаций как бабушкин коврик из разноцветных лоскутов материи, но вот как и где оно фиксируется, смещается оно или нет, и вообще что с ним происходит — я понять не могу. Может призовешь на помощь свое воображение?
 - Нет, не получится. Слишком сложно.
 - Что же делать?
 - Мой жизненный опыт подсказывает мне, что если наступил момент, когда не помогает даже богатое воображение, значит пора переходить от теории к практике.
 - В каком смысле?
 - В прямом. Сейчас мы проведем один эксперимент. Я даже специально для этого приготовил блокнот и ручку, чтобы ничего не упустить.
 - Что мы будем делать?
 - Делать будешь ты, а я буду записывать с твоих слов.
 - Почему ты сам не хочешь попробовать?
 - Потому что я по натуре теоретик. Я склонен к анализу, к догадкам и предположениям, а ты более живой и подвижный и практические упражнения тебе даются гораздо легче.
 - Тогда скорее вводи меня в курс дела, ты меня заинтриговал. Что нужно делать?
 - Прежде всего расслабься, сядь поудобнее, выбрось все из головы и внимательно меня слушай.
 - Ты будешь меня гипнотизировать?
 - Что-то вроде этого. У меня волшебный чарующий голос. Тебе понравится.
 - Ну что ж. Я готов.
 - Итак, перед тобой неторопливо движется река. За этой водной преградой находится красивый пейзаж. На этом пейзаже явно выделяется сосна, но она довольно большая и для эксперимента не подойдет. С другой стороны, идеально подойдет какая-то ее часть. Например, ствол этой сосны. Твоя задача - приблизить его к себе.
 - Ты с ума сошел? Каким образом я это сделаю?
 - На самом деле это несложно. Это получается даже у меня.
 - Хорошо. Продолжай.
 - Прежде всего отбрось все, что ты видишь, на задний план и сконцентрируй свое внимание только на сосне. Поскольку в нашем эксперименте участвует только ствол дерева, следовательно, отбрось на задний план и ветви, и крону, и все остальное. Все внимание только на ствол.
 - Дальше.
 - Теперь попытайся представить в своем воображении, что ствол находится к тебе немного ближе, чем все остальное. Попытайся «отклеить» его от всего остального «полотна».
 - Да, это действительно несложно. И правда, впечатление такое, что он стал немного ближе.
 - Получилось? Теперь ни в коем случае не уводи свое внимание на другие объекты. Оставь их за кадром. В твоей жизни сейчас существует только ствол.
 - Что дальше?
 - Дальше вглядывайся в него, пытаясь разглядеть мельчайшие детали. И самое главное — не молчи. Описывай все, что происходит.
 - Упс...Изображение, оставшееся позади ствола, стало совершенно плоским. Удивительно похоже на безжизненную мертвую декорацию.
 - Продолжай вглядываться в ствол. Рассматривай кору дерева. Исследуй каждую мелочь и не молчи.
 - Изображение позади ствола поплыло.
 - Куда поплыло?
 - Нет, не поплыло. Волнами пошло.
 - Волны идут снизу вверх или сверху вниз?
 - Сверху вниз, но не вертикально, а немного наискось. Впечатление такое, словно с каждой новой волной снимается слой этого изображения.
 - А ствол?
 - Ствол стал намного крупнее.
 - По нему тоже идут волны?
 - Да.
 - Но он по-прежнему на переднем плане?
 - Да, он все еще впереди.
 - Вглядывайся в него так словно хочешь увидеть жучка-короеда.
 - Изображение позади ствола опять стало абсолютно плоским. Только сейчас оно намного крупнее.
 - Продолжай, продолжай, не останавливайся.
 - По изображению опять пошли волны. Хотя нет, не волны.
 - А что?
 - Черт... Не могу подобрать слов.
 - Говори все, что придет на ум. Я помогу.
 - Погружение...углубление...расширение...
 - Изображение позади ствола становится объемным и панорамным?
 - Да-да, именно так. Я словно погружаюсь в него.
 - А ствол?
 - Ствол стал очень крупным. Я дейстительно вижу жучка-короеда. Это немыслимо. Сосна находится за сотню метров от меня.
 - Находилась за сотню метров. Продолжай.
 - Все становится очень объемным. Очень трудно различать объекты.
 - Почему?
 - Потому что... потому что появляются какие-то другие. Нет, не так. Потому что...потому что я уже не осознаю, что воспринимаю или точнее не знаю, что воспринимаю...хотя нет...не воспринимаю,а... Ё-П-Р-С-Т.
 - Что произошло?
 - Всё. Я прекратил эксперимент.
 - Устал от напряжения?
 - Дело не в этом. Если я скажу тебе, ты не поверишь.
 - Говори.
 - На какую-то секунду проявилось устойчивое осознание того, что нет никакого воспринимающего.
 - Я слышал о теории осознания отсутствия...
 - Я не об этом. Осознание отсутствия направлено на личность человека, на его эго. А тут другое. Например, даже тот человек, который избавился от чувства собственной важности и переступил через свою самость, все равно, глядя на окружающий мир, он различает объекты. То есть, даже он не догадывается о том, что нет никого, кто эти объекты воспринимает.
 - Но если нет того, кто воспринимает, значит нет и того, что воспринимают.
 - Все правильно. Это осознание проявилось у меня в тот момент, когда я уже не понимал, что вообще я воспринимаю.
 - Ну хорошо, а тело. Наше физическое тело это тоже объект. С твоим телом ничего не происходило во время эксперимента?
 - Нет.
 - Мы с тобой рассуждали о времени и расстоянии, и совсем упустили из виду такое понятие как «пространство». Вероятно, с физическим телом тоже что-то происходит.
 - Послушай, теоретик, у меня к тебе предложение.
 - Выкладывай.
 - Я время от времени буду приходить сюда и упражняться в этом «отклеивании объекта», а ты тем временем придумай еще какие-нибудь подобные упражения. Ну просто чертовски интересно.
 - Договорились.


Рецензии