Чемодан - друг человека

Знакомство с этим непременным дорожным аксессуаром у большинства начинается ещё в детстве. Человеку свойственно таскать с собой повсюду разные личные вещи. Это вполне понятно, и набор этих вещей, как правило, в основном одинаков. А как их таскать, где, в чём? Даже величайший химик Димитрий Иванович Менделеев был гораздо более известен как мастер чемоданных дел. Учёный человек. Понимал, что это важно, и каким значимым предметом нашего обихода является чемодан!
Чемодан – герой литературных произведений. Помните, у Леру и Леблана – «Труп в зелёном чемодане»? А ещё «Чемодан» Сергея Довлатова и «Тревожный чемодан» Андрея Чернявского. Он, чемодан,  герой кинофильмов – «Приключения жёлтого чемоданчика», "Сон в руку или чемодан". Он воспет поэтами-песенниками – «Аэропорт» Александра Барыкина: «Я беру с собой в дорогу вместо чемодана…». Помните? И даже фамилия Чемоданов не так уж и редко встречается.
Ещё в раннем детстве я обожал помогать отцу наводить порядок на антресоли. Была в нашей малогабаритной квартирке в коридоре под потолком такая самодельная полка с дверцами. Мне она представлялась некой пещерой Али-Бабы. Я старался не упустить момент, когда отец лез туда чтобы достать-убрать сезонную обувь или просто навести там порядок. Впрочем, обувь и прочий хлам меня не интересовали, а вот огромный фанерный чемодан и его содержимое! Это был поистине чемодан-мамонт. Особенно для меня, маленького. Когда отец, балансируя на кухонном табурете, доставал этого монстра, я отбегал в сторону и прятался за дверь. После небольшого эквилибра с тяжестями, чемодан опускался на пол, и открывались сокровища: семейные фотоальбомы, пакеты с фотографиями, старые открытки и журналы, вырезки из газет, запчасти какого-то доисторического фотоаппарата, бобины с отснятой фотоплёнкой, туристские схемы… Я должен был, просто обязан, всё это перебрать и пересмотреть. Отец торопился: «Давай убирать, в следующий раз посмотришь», а я просил: «Ну, ещё чуть-чуть!» Я понимал, что следующий раз наступит через долгие полгода.
В девять лет у меня появился собственный чемодан. Мне выделили его для поездки в пионерлагерь. Это был небольшой фибровый чемоданчик с описью вещей, составленной от руки в двух экземплярах. Один  экземпляр описи был приклеен к крышке изнутри, второй лежал на дне. Сбоку снаружи была ещё приклеена бумажка с моими именем, фамилией и надписью химическим карандашом: «Отряд № ___».  К чемодану прилагалась авоська с продуктами. И душу мою преисполняло чувство гордости и ответственности.
Эволюция чемодана не прекращалась. Так в конце предыдущего века были очень популярны небольшие чемоданчики системы «дипломат» или «кейс». В нашем военном училище их разрешали носить с четвертого курса. До этого полагалась полевая сумка. Это, я вам скажу, был даже некий шик. Представьте чувака в военной форме, в сапогах и с дипломатом. Ни убавить, ни прибавить, действительно чувак. А чемоданчик был вроде и удобный – плоский, ладный в переноске, вмещал ровно шесть бутылок чего угодно (водки, пива, кефира…), но имел пару недостатков. Во-первых – не растягивался и не менял форму. То есть что попало, как в портфель, уже не засунешь. А во-вторых и в главных, тогдашние модели имели свойство внезапно самораскрываться в самый неподходящий момент. У обладателей дипломатов вырабатывалась стойкая привычка придерживать крышку пальцем той же руки, что охватывала ручку. Со мной дипломатические казусы происходили дважды.
В первый раз я сидел на лавочке, ждал автобуса. Когда автобус подъехал я резко вскочил, крышка дипломата открылась, и содержимое его оказалось на пыльном асфальте. Особенно досталось радиоприёмнику. Все присутствующие и я, в том числе, воочию убедились, что он в самом деле был транзисторным… Пока собирал вещи и запчасти, автобус ушёл. Следующий - через час.
Во второй раз я переходил улицу небольшого городка в неположенном месте. И где-то в районе сплошной осевой линии дипломат раскрылся, а из него посыпались документы, канцтовары, ремень с портупеей… Напоследок нехотя вывалилась стеклянная баночка с майонезом, весело так разбилась и щедро сдобрила своим содержимым все упавшие ранее предметы. Получилось что-то неаппетитное «под шубой» со стекляшками. Автомобили и автобусы мчались перед моим носом и непосредственно за спиной… Умоляю вас, не переходите улицу в неположенном месте!
Однако, вернёмся к классическому варианту. К выпуску из военного училища я приобрёл себе великолепный экземпляр из натуральной кожи рыжеватого оттенка. Ну, очень вместительный, да ещё и с ремнями, и с третьим замочком посредине. В него умещались все мои лейтенантские пожитки, включая обувь, шинель и даже маленький телевизор. При этом он раздувался до более чем внушительных размеров, правда, его надо было ещё умудриться закрыть, но это – сущая ерунда. Проблема была одна – чертовски, просто офигительно тяжко было его тащить. Только резкими рывками и короткими перебежками… с длинными перекурами Он служил мне верой и правдой лет двадцать, впрочем, использовался, в основном, при переездах.      
Вот вы слышали когда-нибудь о «чемодане оккупанта» или «смерть носильщика». Я его видел. Один наш сослуживец, Слава, приволок такой могучий баул «Gro;deutschland» («Великая Германия»), когда мы всем полком ехали на полигон. Вместительная штука, нести которую Слава торжественно доверил самому здоровенному солдату. Парнишка с ним изрядно помучился. А нам было любопытно: что в нём и куда столько? Как выяснилось, Славик очень не любил стирать, но, при этом, хотел всегда выглядеть опрятно. В чемодане лежали штабели чистых рубашек, белья, запасных брюк… Использованное бельё Славик сортировал. Более поношенные предметы он выбрасывал, а те, что поновее, по почте отправлял жене в стирку. Кто-то решил над Славиком подшутить: втихаря запихнув в карман одной из  использованных им рубашек целую пулемётную ленту презервативов… Жена в очередном письме отписала: «Спасибо за резиновые изделия, они мне очень пригодились». Молодец! А Славик ничего не мог понять, пока мы ему не рассказали. Думали, он поубивает всех.
Другой участник нашей команды, Сашка, почти ничего не взял из личных вещей. Зато он плотно набил свой, тоже изрядных размеров, чемодан консервами. Когда, придерживая лбом крышку, он рылся в своём походном сундуке, чтобы извлечь пару банок к ужину, ребята посмеивались: «Там царь Кощей над златом чахнет…» Он и правда худой был, Сашка, только щедрый и бескорыстный – делился всегда.            
  В наши дни попроще стало. Чемодан встал на колёса, отчего значительно расширил свои функциональные возможности. Но до совершенства, пределов которому не бывает, ещё далеко. Мы с женой как-то на рынке приобрели весьма внушительный экземпляр для семейных путешествий на курорты. Прикинули – нормально. Всё поместится – и шмотки на четверых и всякие курортные прибамбасы, ласты, мяч… Только когда упаковались и поехали на вокзал, посыпались проблемы. Мы же в России, а не где-либо кто. Колёса – колёсами, только ухабы и выбоины на дорожках и тротуарах могут довести до истерики, не говоря уже о лестницах и турникетах. Но главная неприятность поджидала нас уже в поезде. Чемодан никак не хотел лезть в багажный ящик под полкой. Чертыхаясь и пыхтя, я каким-то чудом запихнул-таки его в багажное пространство. Правда, чудо распухло, в смысле – наружная стенка ящика выгнулась пузырём. Следующий чемодан я выбирал с учётом уже приобретённого опыта. 
Венцом же творения рук человеческих и полёта научной мысли на сегодняшний день, безусловно, следует считать так называемый ядерный чемоданчик. Это и держава и скипетр нашего атомного века. И пусть трещит один известный политик-балабол, что в нём бутылка водки и банка огурцов – это неправда и полная ерунда. Уж я-то точно знаю, что в нашем ядерном чемоданчике. Там кимоно и складные горные лыжи!
Так что, любите чемодан во всех его образах и подобиях. Заботьтесь о нём. Чемодан – друг человека!


Рецензии
И правда, куда же без него:)Особенно, если любишь путешествовать:) Спасибо зп рассказ. Удачи Вам и всего доброго! С уважением,

Галина Михалева   25.07.2017 23:09     Заявить о нарушении