Пепел в розе

   «Особое место занимает в сборнике стихов «Позывные души» поэма с символическим названием «Пепел в розе» о загубленной человеческой душе, юной женской красоте, раздавленной каблуком наркотического дурмана. В ней Василию Макарчуку удалось перевоплотиться в обманутое женское существо и выразить весь ужас положения обречённой на гибель молодой жензщины. Это уже не порхание бабочки над лужайкой. Это суровая беспощадная современность, выраженная с такой художественной убедительностью, что не оставляет никого равнодушным. Стихи Василия Макарчука последних лет в лучшем смысле этого слова гражданственны. Ибо только настоящий гражданин в полный разгул бесовщины отстаивает лучшие человеческие качества: любовь к Родине, к красоте, уважение к человеку, милосердие к слабому и падшему».

15 марта 1998г. г.Краснодар     В.П.Неподоба, Член Союза писателей СССР – России с 1977г.

     ПЕПЕЛ  В  РОЗЕ
(рассказ в стихах  - поэма из цикла "Подслушанные монологи")

                I.
Жасмин, обласканный дождём,
Свой цвет терял невольно.
Он белым трепетным плащом
Ловил зарницы молний.
В грозу украдкой он пришёл.
С улыбкой беспричинной,
Взглянул рассеянно на стол
Седеющий мужчина.
На нём стоял его букет
Пурпурных роз увядших.
…О, как любил встречать рассвет
Он другом приходящим.
Ценитель женской красоты,
У моря жил в отелях,
Любые мог достать цветы,
Что девушки хотели.
В общеньи был совсем не прост.
Ни с кем другим не схожий,
Для юных дев – залётный гость-
Амурным был прохожим.
По пляжу с ними он ходил,
Бил по мишеням в тире,
Своим подругам говорил,
Как жить в подлунном мире.
Он неустанно повторял:
«Любовь - она нетленна!»
Красивых женщин покорял
Изящно, вдохновенно.
…Курил и думал над цветком:
«Её же нет с ним дома…»
В тревожном сумраке ночном
Ему здесь всё знакомо.
Он тишиною взят в кольцо,
Один он в целом мире.
С портрета девичье лицо
Глядит в пустой квартире.
Его носили на ветрах
Отчаянные грозы.
Встречаясь с нею просто так,
Стряхнул он пепел в розы.
Он слышал голос, как сквозь сон,
Включая запись снова.
Под шум дождя магнитофон
Ронял за словом слово:

                II.
«Меня хотел завлечь в свой рай,
Чтоб быть в далёком светлом.
Но почему ты невзначай
Букет обсыпал пеплом?
Ты приобщил меня к « игле»
В шестнадцать лет. Ну что же?-
Я вижу в кайфе: ты во мгле
На паука похожий.
Повесил вдруг над бездной мост,
В сиянье лунном свитый.
Так это мозг? Мой соткан мозг
Из серебристых нитей.
Их сеть колышется во мне,
А я, как струйка дыма,
Цветком тянусь к тому во сне,
Кто станет мне любимым.
Хочу забыться насовсем,
Но разве с этим спорят:
С одной из тех банальных тем,
Что в жизни много горя?
О, как ты сладко лжёшь,
Когда ко мне потянет…
Когда под вечер ты придёшь,
Меня уже не станет.
Я на балконе ещё жду,
Увидеть захотела:
Стоит, качаясь на ветру,
Жасмин в цветенье белом.
Его спрошу в порыве чувств:
-Не ты, ли мой любимый,
Моё ли счастье, белый куст,
Роняешь в ночь незримо?!
Душа ему во тьме кричит,
Летит горящей птицей,
Крадётся кто-то там в ночи,
Иль это только снится?
Мой нежный зверь,
Коварный враг,
Заявишься ты снова-
И я уже за шагом шаг
Встречать тебя готова.
На долю горькую обрёк,
Чтоб связь с тобою крепла.
Средь роз надломленный цветок
Меня покрыл ты пеплом.
Я не смогу себя понять...
Моя душа в обломках.
Готова всю себя отдать,
Когда начнётся «ломка».
Уходишь ты - я на «игле»,
Одна сижу в квартире.
Качают волны в синей мгле
Меня в подлунном мире.
И ты с улыбкою опять
Ко мне идёшь по кругу.
-Хочу твоей любимой стать! -
Кричу жасмину- другу.
Лихой бывалый Дон - Жуан,
Сказать я не успела:
От ветра куст жасмина пьян-
Одел вдруг саван белый.
Одно я знаю: он потом
Поведает невольно
Кому-нибудь, как я с дождём
Ушла в зарницах молний.
Теряя цвет, к себе зовёт
Без плача он – без стона.
К нему в последний свой полёт
Сорвусь я вниз с балкона…»

               1II.

Грозы дыханье за окном –
Слышны раскаты грома.
…Летела в ночь она лучом,
Легка и невесома.
А под балконом ветер стих.
Ты, жизнь, всегда превратна.
Кого теряем, нет в живых –
Их не вернуть обратно.
И то, что было, не пустяк,
Суровей всякой прозы.
Зачем он сделал этот шаг –
Стряхнул он пепел в розы?!
Себя внезапно увидал
Как на экране, рядом,
Князь тьмы его за руку взял,
Повёл к воротам ада.
Но что за сгусток был над ним?
Он шёл сквозь строй видений:
Её душа из пепла в дым
Взлетала лёгкой тенью.
Навек повенчанный с бедой –
Такой ли есть в природе?
Он, хищник, занятый собой,
В потёмках где-то бродит.
Он тихо жил без «мокрых» дел,
А тут осечка, что - ли?!
Поднялся зверь, что в нём сидел
В предчувствии неволи.
Быть может запись не одна-
Ушла к другим кассета?!
Ведь ждёт погибшая она
Возмездия за это.
Как знать?-
Пораньше бы прийти…
Но смерть её скосила.
Он стал, как демон во плоти,
Черно в нём, пусто было.
Ему ударило в виски-
Не знать бы в жизни лиха!
Как капли крови лепестки
В ладонь ложились тихо.
Развёрзлась бездны пустота,
Её капканом схвачен,
Её невидимые уста
Пред ним беззвучно плачут.
Под шум дождя магнитофон
Ронял за словом слово.
И скорбный голос, будто стон,
Он слышал снова, снова.

          1995-2002 гг.


Рецензии