Саша и Тоня, ремейк

Небольшое предисловие

Примерно полтора года тому назад я разместил на Стихире небольшое прозаическое произведение «Саша и Шура» (http://stihi.ru/2012/01/04/2245), в котором коснулся некоторых сторон жизни моей тети и той семьи, с которой она познакомила меня в далеком 1958 году.
Семья эта – супружеская пара и маленькая девочка нескольких лет отроду – их дочка.

Именно тогда меня поразили некоторые обстоятельства жизни этой семьи, которые, благодаря этому, помнятся мной до сих пор.

С той поры прошло пятьдесят пять лет.

И вот буквально на днях я получил Е–мейл от той "девочки" – Маргариты Александровны Бориной (в супружестве – Шуткиной), которая каким-то образом (считаю это маленьким чудом!) "вышла" на тот рассказ, прочла его и в своем письме уточнила некоторые аспекты моего повествования.

В связи с этим сердечно благодарю Маргариту Александровну и произвожу соответствующую правку текста, которую размещаю как ремейк.


Главка первая

Моя тетя (сестра отца) Евгения Львовна Сарховская – по профессии врач-стоматолог – была замужем за Аркадием Бориным, возглавлявшим противопожарную службу одного из киевских районов.
У него был этот брак вторым. Первая его семья также жила в Киеве. От первой жены Софьи было у него трое детей – сын и две дочери. Сын Александр во время, предшествующее началу войны, связал свою судьбу с Москвой и стал авиаинженером: правда, в 1941г. он был репрессирован, осужден на 10 лет лагерей с поражением в правах на пять лет. Срок отбывал в лагерях под Саратовом близь Аткарска; в "шарашках" Москвы и Таганрога занимался проектированием самолетов.
Младшая дочь Анна поступила в Пермский медицинский институт, а старшая - Берта оставалась с матерью в Киеве.
Перед арестом Александр Борин успел поработать в ЦАГИ. Занимаясь конструированием планеров и участвуя в организации коктебельских планерных слетов, сдружился с Олегом Константиновичем Антоновым, впоследствии прославленным генконструктором самолетов серий "Ан", "Антей", "Руслан".
Дружба их была еще более упрочена тем, что Саша (так я буду называть его далее) женился на сестре Антонова – Ирине, которая вскоре после ареста Саши оформила развод с ним и спустя еще какое-то время вышла снова замуж.

К чести О.К. Антонова и бывшей первой жены Саши надо отнести то, что он так или иначе остался в их сердцах и при всех поворотах его судьбы они старались ему помочь. После реабилитации Саши и его освобождения Олег Константинович взял его в свое бюро начальником отдела аэродинамики.

Грянула война.

Тетя Женя была мобилизована в армию и отбыла всю войну военврачем в чине капитана (челюстно-лицевая хирургия) в прифронтовых госпиталях.
Ее муж Аркадий перед оставлением Киева нашими войсками был привлечен к минированию ряда городских объектов, которые, как известно, при помощи радиосигнала были взорваны после того, как в них расположились оккупанты. Он имел возможность покинуть город вместе с арьергардом наших войск, но предпочел уклониться от этого – и вернулся к своей первой жене и старшей дочери.
Моя тетя Евгения Львовна перед оставлением Киева побуждала их всех вместе переправиться через Днепр, но Софья воспротивилась, поскольку считала немцев цивилизованными людьми, а в ее жилах текла и немецкая кровь (этот факт сообщен мне Маргаритой Александровной).
Аркадий, Софья и их дочь, оставшиеся в Киеве вскоре "ушли в Бабий яр", где оккупанты и их подручные производили расстрелы еврейского населения Киева.
(Эти сведения тетя Женя получила от своих русских знакомых, переживших немецкую оккупацию).

Вернемся к Саше.
Время – послевоенное.
В Киеве уже несколько лет существовало Бюро О.К. Антонова с Опытным заводом, уже был создан первый "АН", уже была получена его создателями Ленинская премия.

В 1958 году я закончил учебу в Киевском политехническом институте, ожидал распределения на работу.
Тетя Женя, как оказалось, поддерживала добрые отношения с Сашей: после реабилитации, освобождения и приезда его в Киев она была первой, к кому он пришел – их обоих связывала память о близком им человеке. Они изредка встречались и перезванивались.
И вот тетя вознамерилась мне помочь попасть на работу в прославленную фирму ("за" – "красный" диплом, задокументированная несколькими рефератами моя студенческая работа на кафедре сопромата, посвященная вопросам циклической прочности и усталости материалов, "против"– пятая графа в моей анкете – но отчего же не попытаться?).
Саша назначил нам встречу у себя дома.
До поездки к нему тетя рассказала о нем все то, о чем я написал выше, а также то, что Саша женат и у него есть детсадовского возраста дочка. Жена его – бывший вольнонаемный лагерный врач, спасавшая (и спасшая!) его от смерти (болезнь – открытая форма туберкулеза). Они полюбили друг друга и, когда это стало возможным, поженились.
Излишне говорить, что на меня – двадцатичетырехлетнего – это произвело сильнейшее впечатление ("Она меня за муки полюбила, а я ее за состраданье к ним." В. Шекспир).
Жили они в ведомственном доме, где у них была отдельная двухкомнатная квартира. Встретили нас гостеприимно и хлебосольно, имя жены оказалось Антонина, так что измененное название, под которым я публикую это эссе-ремейк – САША И ТОНЯ. В квартире (еще?) мало мебели, но в одном из углов гостиной – кабинетный рояль и на нем гипсовая статуэтка – Венера Милосская. Так я и запомнил их на всю мою жизнь: Саша и Тоня, и Венера Милосская.

(Добавлю исключительно для того, чтобы закрыть этот третьестепенный сюжетный ход, что из комиссии моей тети ничего не вышло: через недолгое время Саша сообщил ей, что "шеф" счел мою работу в его фирме невозможной).

И лишний раз обозначу дату нашего визита к Саше – 1958 год.


Главка вторая

Задумав написать "Сашу и ТОНЮ" еще в 2011 году, я "загуглил" : "Борин Александр Аркадьевич", и мне посчастливилось выйти на его воспоминания (http://www.sakharov-center.ru/asfcd/auth/?t=book&num=929) озаглавленные "Преступления без наказания : (Воспоминания узника ГУЛАГа)- М., 2000. - 322 с. - Биогр. сведения об авт.: с. 321. - Книга издана на средства вдовы автора Е.М. Плискиной."

Я не буду пересказывать этот, буквально потрясающий человеческий документ, его стоит, конечно, прочесть.
Но попытаюсь вычленить из него то, что так или иначе может иметь отношение к заявленной мной теме "Саша и Тоня".
Текст воспоминаний Саши кончается тем, что его из таганрогской "шарашки", где он какое-то время находился в близкой ему по духу и профессиональным интересам среде заключенных авиастроителей, инженеров и ученых, его этапируют в лагерь, расположенный на востоке страны, в котором, по-видимому, он и заболел туберкулезом и встретился со спасшей его Тоней.

Затем мы узнаем, что книга издана в 2000 году на средства его вдовы Е.М. Плискиной,
Дальнейший поиск во всезнающем Гугле привел к дате заключения брака Саши с Еленой Михайловной Плискиной – 1966 год.
(Маргарита Александровна сообщает, что Александр Аркадьевич ушел из семьи в 1970 г. и получил развод в 1971 г.)

Я много просмотрел относящихся к А.А. опубликованных материалов: мотив "Тони" в них напрочь отсутствует.
НО ПОЗВОЛЬТЕ : ВЕДЬ Я-ТО С ТЕТЕЙ ЖЕНЕЙ БЫЛИ ГОСТЯМИ В ЕГО СЕМЬЕ В 1958 ГОДУ, СИДЕЛИ ЗА ОДНИМ СТОЛОМ С ЕГО ЖЕНОЙ ТОНЕЙ И МАЛЕНЬКОЙ ДОЧКОЙ, А НА ПИАНИНО СТОЯЛА ГИПСОВАЯ СТАТУЭТКА ВЕНЕРЫ МИЛОССКОЙ !!!!!!!

Поэтому, как и было задумано мною с самого начала, этот свой рассказик с тем большими основаниями называю – несмотря на вновь открывшиеся для меня – семидесятидевятилетнего – обстоятельства и вопреки им в – "САША И ТОНЯ".


Рецензии
Бесценные свидетельства очевидца...

Борис Готман   05.06.2014 20:14     Заявить о нарушении
Случай из жизни.

Геннадий Сарховский   05.06.2014 20:21   Заявить о нарушении