Новые Откровенные рассказы

Иисусова молитва отозвалась во мне неожиданно, как давно забытое под коркой суеты, соблазнов и неосуществленной мечты о Фаворском свете. Великий пост, воспоминание о святителе Григории Паламе и его учении, фактически спасшем православие от поглощения его католичеством.


Но в храме на службе очень скромно упоминается это светлое имя, а о значении его учения и вовсе почти ничего. После службы иду на занятие, радуясь, что есть пространство для беседы, что смогу поделиться не только тем, кто такой Палама и его значением в православии, но и своими личными впечатлениями от знакомства с этим именем и молитвой Иисусовой.


Иду, переполненная знаниями, мыслями, книгами, написанными величайшими подвижниками православия о тайне Иисусовой молитвы и истории борьбы за нее: Никодим Святогорец, Николай Кавасила, Паисий Величковский, Серафим Саровский, Нил Сорский, Иоанн Кронштадтский, Иоанн Мейендорф, Киприан Керн, Владимир Лосский…


И… наталкиваюсь на сопротивление, сопротивление  по существу. Нет, не на отторжение Иисусовой (никто открыто ее не отрицает), сопротивление практике, изложенной в «Откровенных рассказах странника», которые для меня были когда-то не только литературным наслаждением, но и знакомством с поразительным опытом творения этой мистической молитвы.


Оправдывалось ссылкой на Игнатия Брянчанинова, точнее - на предисловие к известной книге "Беседа старца с учеником о молитве Иисусовой", критиковавшего «Странника» и то, как в ней изложена молитвенная практика творения Иисусовой.


Но на самом деле то было скорее самооправданием собственного бесплодного опыта, откладыванием самого важного на потом. Знаю это по себе. О трудах самого Григория Паламы вообще мало кто слышал из числа моих собеседников, тем более читал.


И, в который уже раз, удивляет глухота, отсутствие привычки и необходимости углубляться в богословие, в суть православного учения, то, что больше всего поразило еще тогда, когда стала только-только посещать  храм.


«А может быть это естественно?» - все чаще оправдываю и я их. Богословие отталкивает языком, непонятностью, отдаленностью от жизни и от практикующих молитву и веру молитвой, постом,посещением храма. Они восполняют богословие благочестием и безумным суеверием:


что кормление голубей приносит облегчение усопшим (потому что «голуби вымаливают даже самоубийц»), что России грозят евреи с их тайными планами порабощения русских, что запад растлевает души, что ИНН, новые паспорта с чипами, страховые полисы - печать Антихриста...


Что это? Мало популярных и миссионерских книг, которые могли бы перевести богословские научные истины на понятный и доступный каждому верующему язык? Раскол по существу между мирянами, монашестующими и богословами? Раскол настолько глубокий, что эти миры живут каждый своей жизнью, не пересекающимися в реальности?


Поэтому к своему удивлению обнаружила довольно редкую сегодня книгу, подобную «Откровенным рассказам странника», которая, на мой взгляд, хотя и уступает  литературным достоинством «Рассказам», с лихвой компенсирует его доступностью простым людям и верующим.


И даже малообразованные один за другим говорят о книге «Святогорец» инока Всеволода (Филипьева), ищут несуществующую старинную икону «Дарование молитвы», которая является действующим лицом наравне с живыми героями повести-притчи и даже есть в книге рисунок иконы, которого  нет в числе иллюстраций, выложенных в Интернете.


Потому что это известная старинная икона «Одигитрия», названная "Дарование молитвы", в которой на благословляющей руке Младенца есть четки, как символ Иисусовой молитвы. Весь Интернет прокачала в поисках несуществующей иконы, пока не поняла, что такой иконы на самом деле не существует.


Но есть повесть-притча, которая снова возбуждает интерес к молитве Иисусовой,  дающая надежду и простым мирянам о возможности ее творения, хотя и существует настоятельный совет Игнатия Брянчанинова  и Паисия Величковского приступать к сей молитве с большой осторожностью.


Но пойдет ли этот интерес дальше – к практике и богословию?  У кого-то пойдет, но большинство, наверное,  останутся на месте, как те, которые купили "Святогорца", потому что вокруг книги много разговоров, но почему-то ее не читающие. Но может быть это и хорошо? Меньше будет ошибок и иллюзий относительно легкости творения Иисусовой?


Но есть несколько отрывков из новой книги, в которой многие узнают и себя: «На велосипедном колесе спицы не могут соприкоснуться друг с другом на внешнем ободе, а соединяются только в центре. Так и в жизни. Сколько бы люди ни стремились  друг к другу, между ними всегда остается расстояние. Встретиться они могут только по мере своего приближения  «к центру колеса», то есть к Богу».


«Современный мир ничем не удивишь. Только одним – бескорыстной любовью, искренним состраданием, непрестанной молитвой, сияющей чистотой. Вот тогда люди поверят».


«Мечтали когда-то о молитве Иисусовой, да давно уже расстались с такими мечтами. Посмотришь на четки, а взять их не получается – руки заняты мобильным телефоном, или рулем автомобиля… Помыслы двоятся: думаешь, что постоянно общаясь с людьми, занимаешься миссионерством, с другой стороны, наблюдая себя, видишь, что с годами откатываешься куда-то назад…»


Авторский блог
http://sotvori-sebia-sam.ru/iisusova-molitva/


Рецензии