О творцах и сотворчестве

          Такие мыслители, как Ницше, Маркс, были величайшими новаторами, поначалу многим казалось, что их идеи свежи и никакой угрозы собой не представляют. А результат!? Из работ Маркса выросло революционное движение большевиков, маскируясь под борьбу за права трудящихся масс, всё же проявило свое агрессивное нутро. Ницше способствовал созданию почвы для германского национализма. Как видим, слово, лишенное духовного начала, способно принести огромный вред. Всё, что не от Бога, нельзя считать творчеством. И даже культурой мышления, это антикультура. Большевизм и национализм, по сути, не были антагонистами, лишь модифицированными продуктами антикультуры мышления. Последствия для тех, на чью голову свалились эти подарки, оказались катастрофические. Немецкие философы диктатуру разума превратили в диктатуру собственных идей, впрочем, и то и другое русскому человеку чуждо по своей природе.

          Думается мне, только потрясения девяностых годов двадцатого столетия смогли заставить русский народ переосмыслить историю своей страны. Переосмыслить и понять, что все насаждаемые прогрессивные идеи принесли нам одни страдания, по самой простой причине, они не были рождены на Родине, а переносились на нашу почву насильственным путём. Западные лидеры пугали мир большевистской заразой, в то время как сами приложили руку к Октябрьскому перевороту. Видимо, новая Россия должна была стать для Европы своеобразной колонией, легко управляемой со стороны, но марионеточного государства не получилось. С нами невозможно просчитать всё наперед, русский  человек не поддаётся программированию, отдельные политические лидеры возможно, но не народ в целом.

          Сказывается аритмия культур. В нашем народе очень сильно творческое начало, ещё много тех, кто надеется сотворить мир, черпая мощную поддержку из нескончаемого источника православной религии.  Мы пугаем своих оппонентов, когда рассуждаем о духе, в их понимании дух это spirit, нечто потустороннее. Примитивное представление и ставит их в тупик, а между тем ничего общего с мистикой и эзотерикой. Такое понятие, как Святый Дух, видимо, вообще находится вне зоны мышления людей со слаборазвитым творческим началом. Вернее, это начало они в себе благополучно задавили своим голым прагматизмом. Ницше препарировал мышление, Маркс - строил систему. Оба преуспели в своих стараниях и воспитали ни одно поколение последователей, преданных до фанатизма.

          Когда мы читаем в переводах зарубежную литературу, надо помнить, что переводил их русский человек, или человек воспитанный культурным кормящим ландшафтом России. Значит, не мог не внести так необходимую для нас частичку духовности, причем происходит всё на подсознательном уровне.

          Сейчас, следуя моде, появились у нас в большом количестве авторы детективного жанра, в том числе и женщины, мечтающие о лаврах Агаты Кристи. Как говорят, бизнес ничего общего с творчеством не имеющий. В смысле бизнеса будет и дальше процветать легковесное чтиво, найдёт своих потребителей. И всё же в нас нет способности к хладнокровному смакованию убийства. Душа русского человека вступает в  противоречие с таким мироустройством. Наш народ перенёс столько не выдуманного горя, что сочинять чью-то смерть невыносимо. Мы и здесь вне системы. Читаем, смотрим, пытаемся понять, но испытываем внутренний дискомфорт.

          Так же очевидно, что перевести наших классиков на другие языки практически невозможно. Нет в мире аналогов великому и могучему, как фактически нет соперников школе итальянских теноров. Пожалуй, музыка в отличие от живого слова в большей степени сглаживает аритмию культур. Язык музыкального произведения универсален и не требует перевода, здесь не нужен посредник, а если он возникает, то очевидно всё портит. Так и любой, даже самый профессиональный перевод не даёт полновесного впечатления о прозе русских классиков.


          Западный мир настолько вжился в роль спасителя от российской агрессии, что ни под каким видом не желает расстаться с имиджем выдуманного героического ореола.  Когда декабристы разбудили Герцена, тот первым делом укатил заграницу. Видимо ему очень хотелось рассмотреть оплот мировой цивилизации из экипажа или окна гостиницы. «Карету мне, карету!». А когда вернулся, то уж и говорить нечего, насколько его авторитет вырос в глазах обывателей, склонных к бунтарским суждениям, не вставая из глубокого кресла, прикрыв ноги пледом. Но рядом непременно крутился на побегушках или из любопытства какой-нибудь недоросль, на него-то и рассчитывали создатели революционных идей.  Просвещенная Европа неусыпно следила за умонастроениями Российской империи. Старательно внедряя всё новый и новый идейный суррогат, чтобы добиться аберрации сознания для начала у тех, кто всеми фибрами своей души мечтал выделиться из толпы, уверенный в своей исключительности.  Миссионеров с гипертрофированным самолюбием в Европе встречают с распростёртыми объятиями и сегодня, не скупясь на денежное вспомоществование. Результаты такого сотрудничества неизбежно имеют печальные последствия для России.

          Что немаловажно, русский человек не фанатичен. Нам приписывали одержимость коммунистической идеей, но это не совсем так. Вера в светлое будущее всегда была присуща духовному стремлению нашего народа, как идеал общественного мироустройства. По этой причине мы глубоко преданы православной религии, но стоит церковным иерархам сделать курс на капитализацию, тонко улавливаем произошедшие перемены и становимся сдержаннее, направляя исповедь во внутрь себя. Тогда сильнее всего и проявляется сила Святого Духа, способствующая творческому возрождению. По этой причине мы не можем быть фанатиками.  Фанатизм - удел людей с примитивным уровнем мышления. Если западным политикам нравится так думать, то не мне их разубеждать. Это как у нас было с отменой крепостного права. На практике трудно сделать, страшно.

          Столетиями выпестованный образ врага им необходим, иначе рушится система, так тщательно продуманная, как им кажется. На самом деле европейцы и американцы никогда не были строителями мира, не были даже его созерцателями, они были программистами. Как показывает практика, даже у самых опытных программистов случаются системные сбои. Человек – образ божий, ему необходимо быть творцом мира, а не создателем материальных благ. Это еще один пример аритмии культур, у них нарушен баланс между внешним и внутренним миром, они его выхолостили.  Русского человека Бог миловал. Но из событий последних месяцев следует неутешительный вывод, нескоро еще состоится наше сотворчество.
         


Рецензии