Двадцатый вопрос. Кто мной управляет?

Летние каникулы – это целая жизнь! У нее свои законы, свое время, свои радости. И свои огорчения.
Вот сегодня был в школе летний субботник. Школа готовится к ремонту, и старших ребят попросили помочь в этой подготовке: вынести из классов мебель, снять шторы, освободить проходы для ремонтников… Кто пришел на этот субботник, а кто нет: может, просто уехал на лето. А Сережа пришел.
А вернулся грустный, как будто в чем-то виноватый.
– Что с тобой случилось, Сережа? – спрашиваю я его. – Тебя что, кто-то обидел?
– Меня-то никто не обидел, а вот получается, что я – обидел. И даже предал.
– Кого ты обидел?
– Алешу…
– Так Алеши же нет сейчас в городе. Как же ты мог его обидеть или предать?
– Да вот смог…
И Сережа начинает рассказывать. Оказывается, субботником сегодня руководила преподаватель немецкого языка, с которой Сережа был мало знаком. И она ребят его класса знает не очень хорошо, потому что специализация класса – английский и китайский языки. И вот начала она сверку по списку тех, кто пришел на субботник, а остальным почему-то ставила прогул. Если только от них нет справки об отсутствии по уважительной причине.
Когда дошло дело до Алешиной фамилии, то Сережа и сказал, что Алеша уехал с родителями в Москву на спортивные соревнования. А справку никакую не оставил.
А преподаватель почему-то рассердилась на Сережу, что он решил Алешу защищать и говорит: «Если хочешь своего приятеля прикрыть, можешь вместо него на субботнике отработать, но тогда я поставлю прогул Сереже Голубцову». Тут Сережа дрогнул, и стал работать сам за себя. А Алеше поставили прогул.
– Вот и получается, что я друга предал! – с горечью заканчивает рассказ Сережа.
– Да, история неприятная! – говорю я. – Значит, ты чувствуешь себя виноватым, а радости от своего труда не чувствуешь?
– Конечно! Лучше бы я на самом деле этот субботник прогулял…
– А ты помнишь, Сережа, когда человек чувствует себя виноватым?
– Помню… Когда им кто-то сманипулировал…
– То есть?
– То есть подменил его цель какой-то чужой целью. Вот сейчас преподаватель мою цель защитить Алешу, чтобы его несправедливо не наказывали, подменила своей целью…
– А какой?
– Наверное, чтобы побольше виноватых было, чтобы их потом наказать?
– А зачем ей это нужно?
– Наверное, так легче заставить нас делать то, что мы делать не очень-то хотим. Может быть, чтобы приучать учеников к законам мира нищеты?
– Да, это у тебя сильный вывод получился! Увы, многие учителя еще живут по правилам той педагогики, которая готовит людей жить в мире нищеты.
– А почему?
– Потому что она построена на оценках: хорошо-плохо, правильно-неправильно, правда-неправда. Инструмент такого педагога – чувство вины. Неважно, порицание или поощрение выносится.
– Почему неважно?
– Потому что поощренный сегодня завтра будет ощущать вину, что не превзошел сам себя. А внушать человеку чувство вины, вольно или невольно – значит, манипулировать им. То есть считать цели ученика ничтожными по сравнению с целями педагога.
– Так может быть, педагогу лучше знать, какие цели надо ставить? Что ученику нужнее?
– Нужнее для чего? Для целей подрастающего человека – или для заказчика такой системы образования?
– А у нас, выходит, цели разные?
– У тебя какие цели? Быть здоровым? Успешным? Талантливым? Счастливым?
– Конечно! А разве у моей школы не такие же цели?
– Есть система образования – и есть твои настоящие учителя. Мы про заказчика системы образования с тобой уже говорили. Для нее важно сделать из тебя – кого?
– Потребителя! Чтобы я мог себе зарабатывать на потребности и потреблять.
– А успеху тебя в школе учат?
– Ну, мы же в школе почти не играем – значит, не учат. И навыки успеха мне надо приобретать самому!
– А это делают те учителя, которые побуждают тебя играть в интересные игры.
– Как вы с мамой?
– Как мы. Или как Татьяна Павловна, твой учитель по литературе. Поэтому в любом месте, в том числе и в школе, общение с позиции «прав-виноват», «правда-неправда» – общение в мире нищеты.
– А в мире изобилия такого нет! В нем столько разных целей, сколько людей. И каждый имеет право на свою собственную цель!
– А значит, для каждого человека может быть своя правда, своя истина.
– Как же так? А разве истина не одна?
– То, что есть только одна истина, обычно утверждают в совершенно конкретных сообществах, например, в сектах. Причем истиной этой обладает именно тот, кто это утверждает. А на самом деле в мире изобилия и истин тоже может быть изобилие.
– А как же тогда мне найти свою истину, свою правду? Когда я могу считать, что я прав?
– А для этого есть замечательный критерий в состоянии «изнутри наружу». Этот критерий – нравственность.
– Нравственность? А что это такое?
– А ты прекрасно знаешь, что это такое, Сережа. Помнишь ответ на вопрос «Кто мной управляет?» из нашей старой ответной тетрадки?
– Помню! Только я сам!
– А почему?
– Потому что я делаю только то, что мне нравится, а то, что не нравится, не делаю! И не мешаю делать другим то, что им нравится!
– Вот это и есть самое точное определение нравственности. Во-первых, делать что-то. Во-вторых, делать то, что нравится.
– А в-третьих, не мешать другим делать то, что им нравится!
– И вот поэтому в мире изобилия может быть истиной все то, что нравственно.
– Класс!
– А теперь представь, что в мире нищеты Рынок – заказчик системы образования. Кто мы с тобой такие для Рынка?
– Потребители! Те, у кого он цели отбирает, а вместо них навязывает свои. Те, кем он манипулирует, значит.
– Правильно, мы для Рынка – объекты манипуляции. А как же он может тобой манипулировать, как он может создавать события в твоей жизни?
– Как? Заставляет меня чувствовать вину!
– С чьей помощью заставляет?
– Не знаю… А с чьей? Других людей?
– А каких людей? Ты же прекрасно знаешь уже, что, пока ты находишься в «артериальном круге», в состоянии «изнутри наружу», все события твоей жизни создаются только тобой и никем другим!
– Значит, для Рынка надо, чтобы я все время был в «венозном круге»! Но в тогда мои мысли остаются у меня внутри! Откуда же тогда придут ко мне события? От каких людей? Которые хотят мне зла?
– Во-первых, от тех людей, у которых…
– «Хорошая погода на душе»! И тумблер «изнутри наружу».
– Совершенно верно! Те, у кого тумблер находится в положении «хорошей погоды»! Сознательные или бессознательные манипуляторы. В этом и состоит большой секрет фильма «Секрет». Закон притяжения работает для нас только тогда, когда мы в «артериальном круге»! А когда в «венозном» – к нам, как вирусы, притягиваются события, созданные для нас другими людьми.
– А разве можно испытывать любовь, находиться в изобилии – и одновременно манипулировать кем-то?
– А кто тебе сказал, что эта любовь, это изобилие относится непременно к тебе? Самый яркий пример – Адольф Гитлер. Он уничтожил или сделал несчастными половину населения планеты, чтобы завоевать жизненное пространство для арийской нации, нации, по его мнению, избранных. И в этом он видел высшую нравственность – а значит, видел истину. И у него, пока он не столкнулся в войне с СССР, тумблер уж точно был в положении «изнутри наружу».
– Это он в такую новую игру играл… Но ведь Гитлер делал очень много того, что людям не только не нравилось, а приносило им беды и горе! Значит, он действовал безнравственно?
– Все просто, Сережа. Просто по своей истине он всех, кроме арийцев, за людей не считал. А значит, на них правила нравственности, по Гитлеру, не распространялись.
– Получается, папа, что мною сознательно управляют люди, которые знают секрет тумблера, и чтобы мной все время управлять, им надо, чтобы я этот секрет никогда не узнал?!
– Совершенно верно! Через таких людей Рынок управляет нами. Чтобы любой человек был в постоянной гордыне, лени или страхе, надо всего-то переключить его тумблер на состояние раздражения. Поток страшных и негативных новостей по телевидению – и больше ничего не надо, чтобы превратить людей в массы потребителей. А у тебя сегодня есть свободный выбор. Вот он – маленький тумблер. Решил – и мир стал твориться по твоему желанию.
– А почему же никто не делает этого?
– Да просто есть плата за такое решение.
– А какая плата?
– Вот представь, что ты бы воспитывал с детства людей для того, чтобы они стали послушными потребителями. И чтобы никогда не узнали про тумблер. А если бы узнали, то инстинктивно не захотели бы жить «изнутри наружу». Что бы ты для этого сделал?
– Ну, я бы, наверное… Сделал так, чтобы этот человек подсознательно боялся какого-нибудь звена цепочки реакций в «артериальном круге». Чтобы он сам не понимал, почему, но ни за что бы не хотел туда попасть.
– Верно! Рынок так и делает. И вот об этом мы с тобой позже поговорим. Хочешь?
– Конечно, хочу!
– А чтобы тебе легче было догадаться об ответе, вот тебе маленький пример из старого-старого фильма. По-моему, он назывался «Голый дипломат». Сюжет там сводится к тому, что один злодей все хотел устранить дипломата, чтобы тот не помешал ему подписать важный контракт, и для этого все подсовывал этому дипломату заминированную авторучку. Эта ручка по ходу сюжета переходила из рук в руки, пока в результате не оказалась у самого злодея, когда контракт был подписан.
И вот мчится он в своем «мерседесе» ранним утром по загородному шоссе, а на соседнем сиденье лежат подписанный контракт и злополучная ручка. А впереди шоссе переходит бабушка и ведет на веревке козу. Утро, туман, роса, тишина… У бабушки на душе «хорошая погода»… И тут вдруг из-за поворота со свистом вылетает «мерседес». Бабушка еле-еле успевает сдернуть козу на обочину и кричит вслед машине в сердцах: «Чтоб тебя разорвало!». И машина разлетается на кусочки! Бабушка в ужасе: «Господи! Я же не хотела…».
Сережа весело смеется.
…А ответы в ответную тетрадь тоже надо не забыть записать!


Двадцатый вопрос:

КТО МНОЙ УПРАВЛЯЕТ?

Ответ:

 ТОЛЬКО Я САМ, КОГДА ВЫБИРАЮ ЖИЗНЬ «ИЗНУТРИ НАРУЖУ»!

А зачем мне при этом думать о других?

ЧТОБЫ ВСЕ МОИ ПОСТУПКИ БЫЛИ НРАВСТВЕННЫМИ!

 
Новая игра     Кто мной управляет?
Только я сам, когда выбираю жизнь «изнутри наружу»!

Казалось бы, все теперь предельно ясно. Чтобы никто Сережей помимо его воли не управлял, надо внимательно следить за положением тумблера, только и всего! И все-таки… В мире, где живет большинство людей, есть свои понятия и оценки, и часто не все, что нравственно для Сережи, нравственно для Рынка.

– Папа, а в мире бизнеса ведь главная цель – деньги?
– Ну почему же только бизнеса? Очень много ценностей, за которыми гонятся люди, им навязаны. Рекламой, примером, иногда и завистью… Цели сознания в конечном счете сводятся в мире нищеты к двум категориям: деньги – для левого полушария и впечатления – для правого.
– А в мире изобилия для левого – развитие, а для правого – творчество?
– Молодец, Сережа! Но ведь для достижения таких целей нужны навыки, верно?
– Верно! А для выработки навыков нужна игра! Или много игр!
– Вот поэтому в мире изобилия идет одна большая игра: вместо денег и впечатлений – сокровища и приключения!
– А это вы с мамой придумали, или про это где-то уже написано?
– Конечно, написано! Вот, например, есть такой замечательный автор Андрей Коробейщиков, мы с тобой его уже вспоминали. Когда он пишет в своих книгах о том, что надо сделать, чтобы мозг всегда жил на частоте «альфа»-ритмов, он как раз и доказывает, что для этого  надо превратить серьезный бизнес в Поиск Сокровищ и Приключений! А тогда придет и Успех!
– Получается, что для успеха надо просто заниматься любимым делом с огромным удовольствием!
– Верно! Когда ты даешь ВСЕМ событиям  оценку приключения: «Класс! В такую игру я еще не играл!», ты не тратишь время и энергию на манипуляции.
– Я понял! ЕСЛИ Я НЕ УПРАВЛЯЮ СВОИМ МИРОМ, ИМ БУДЕТ УПРАВЛЯТЬ КТО-ТО ДРУГОЙ!

И теперь в Сережиной собственной Игре поиска Сокровищ и Приключений есть только один хозяин: он сам!
______________
1. Андрей Коробейщиков, «Альфа-бизнес. Серия «Городской охотник»», http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=4381350.


Рецензии