Тени прошлого книга вторая, 30

Советская Россия. Алапаевск.
19 июля 1918 года

     Георгий Сафаров - товарищ председателя Исполнительного комитета Уральского областного Совета и член Президиума Уральского областного комитета РКП(б) сидел на заднем сиденьи авто, уткнувшись в бумаги, которые перед отъездом в Алапаевск вручил ему Александр Белобородов. Сафаров пребывал под сильнейшим впечатлением после убийства Царской семьи, но дело, которое поручил ему Уралсовет, было не менее важным.

     Буквы, прыгая перед глазами на тряской дороге складывались в слова, а слова  - в имена и фамилии людей, которых предстояло казнить сегодняшней ночью, и он – Георгий Сафаров призван был от имени партии проследить за тем, чтобы все было исполнено в полном соответствии с поручением Якова Михайловича Свердлова – человека, остававшегося непререкаемым авторитетом для уральских большевиков.

     Список был невелик, казнить следовало –

Великого Князя Сергия Михайловича, 25.9.1869 года рождения, – внука Императора Николая I, пятого сына Великого Князя Михаила Николаевича, генерал-адъютанта, генерала от артиллерии по Гвардейскому корпусу, генерал-инспектора артиллерии при Верховном Главнокомандующем.
 
Сестру Царицы - Великую Княгиню Елисавету Феодоровну, 20.10.1864 года рождения, - настоятельницу основанной ею в Москве Марфо-Мариинской обители, в тайном постриге схимонахиню Алексию.
 
Крестовую сестру Марфо-Мариинской обители Варвару (Варвару Яковлеву) – келейницу Елисаветы.
 
Князя Императорской Крови Иоанна Константиновича, 23.6.1886 года рождения – сына Великого Князя Константина Константиновича, флигель-адъютанта, штабс-ротмистра Лейб-Гвардии Конного Его Величества полка, женатого на дочери короля Сербского принцессе Елене Петровне, в 1917 году посвященного в сан иподиакона.
 
Князя Императорской Крови Константина Константиновича, 20.12.1890 года рождения, - сына Великого Князя Константина Константиновича, флигель-адъютанта, штабс-капитана Лейб-Гвардии Измайловского полка.
 
Князя Императорской Крови Игоря Константиновича, 29.5.1894 года рождения – сына Великого Князя Константина Константиновича, флигель-адъютанта, штабс-ротмистра Лейб-Гвардии Гусарского Его Величества полка.

Князя Владимира Павловича Палея, 28.12.1896 года рождения, – сына Великого Князя Павла Александровича от его морганатического брака с Ольгой Пистолькорс, графа Гогенфельзен, поручика Лейб-Гвардии Гусарского полка.
 
Феодора Михайловича Ремеза, – управляющего Двором Великого Князя Сергея Михайловича, за которым добровольно последовал в ссылку.

     Из всего списка Сафаров ни о ком ничего не знал. Только о сестре Царицы еще до революции видел публикацию в газете о том, что Великая княгиня Елизавета Федоровна, урожденная принцесса Гессен-Дармштадская и старшая сестра императрицы Александры Федоровны, уже успела хлебнуть горя. Ее муж, великий князь Сергей Александрович, был убит террористом Иваном Каляевым в 1905 году. После трагической смерти мужа Елизавета Федоровна удалилась от мира. Она основала в Москве Марфо — Мариинскую обитель труда и милосердия и стала ее настоятельницей. Он понял, что одна из сестер обители, Варвара Яковлева, сопровождала великую княгиню после ее ареста и, как и Федор Ремез добровольно решила разделить ее судьбу.

     В Алапаевском Совете Сафарова уже ждали. В большом зале собрались  комиссар юстиции Алапаевского Совета рабочих и крестьянских депутатов Соловьев Ефим Андреевич, председатель Алапаевской Чрезвычайной следственной комиссии Говырин Николай Павлович, председатель Алапаевского Совета рабочих и крестьянских депутатов Абрамов Григорий Павлович.
 
     - Все ли у вас готово, товарищи? – без предисловий начал совещание Сафаров.

     - Практически все! – поднялся Ефим Соловьев. – Отряд, который непосредственно будет осуществлять казнь, находится в полной боевой готовности. В этот отряд непроверенных бойцов решили не брать. Инсценировать нападение белых будет другой отряд – красноармейцы также знают свою задачу и готовы действовать в любой момент.

     - Место выбрали? – Сафаров поправил очки в толстой роговой оправе: ему было жарко, и очки постоянно сползали на конец носа.

     - Позвольте мне? – с места поднялся Григорий Абрамов. – Место выбирал я лично. Это разведочный шурф для поиска железной руды, - у нас их называют шахтами. В районе Верхней Синячихи. Место глухое и изрыто шурфами. Так что, найти тот, который мы используем для сокрытия тел, будет весьма проблематично…

     - Хорошо! – сказал Сафаров. – Когда же начнем?

     - Условились в полночь, - ответил Соловьев. – На подводах отвезем до шахты и там кончим.

     - А стрельба? – вскинулся Сафаров. – Стрельбу не услышат в Синячихе?

     - А мы не будем стрелять! – сказал чекист Говырин. – Топором по башке, и в шахту. Шахта глубока: не выбраться. Скинем в шахту, и шурф завалим бревнами. Не сыскать будет.

     Начать операцию вовремя, как всегда, не получилось – долго искали подводы, поскольку выяснилось, что их не хватает. Долго собирались люди… Когда команда убийц, наконец, собралась, Соловьев устроил перекличку.

     - Григорий Абрамов… Алексей Смольников… Николай Говырин… Владимир Спиридонов… Иван Абрамов… Михаил Гасников… Василий Рябов… Петр Зырянов…  Михаил Останин… Евгений Середкин… Иван Черепанов… Петр Кайгородов…
Егор Сычев… Иван Маслов! Собрались все! – доложил Соловьев Сафарову.
 
     В третьем часу ночи у здания Напольной школы, где содержались узники, началась стрельба, взрывы гранат, крики. По тревоге был поднят красноармейский отряд, который час провёл в оцеплении вокруг здания. Затем к ним вышел комиссар Смольников и сообщил, что белогвардейцы похитили князей и скрылись с ними на аэроплане.

     Узников вывезли за город к одной из заброшенных шахт железного рудника Нижняя Селимская, которую указал Абрамов. Узников поочередно ставили на край шурфа и после удара обухом топора по голове сбрасывали в шахту. И только Великий Князь Сергий Михайлович решил оказать сопротивление и бросился на конвоира. Но Смольников выстрелили ему в голову из нагана, столкнув тело в шахту сапогом.  Когда все было кончено, шахту забросали гранатами, завалили жердями, брёвнами и присыпали землёй. Но одновременно с броском первой гранаты из черного зева провала донеслось пение: «Спаси, Господи, люди Твоя, и благослови достояние Твое, победы на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство»…

     Ранним утром в Екатеринбург ушла телеграмма:

Военная Екатеринбург
Уралуправление

18 июля утром 2 часа банда неизвестных вооруженных людей напала напольную школу где помещались Великие Князья. Во время перестрелки один бандит убит и видимо есть раненые. Князьям с прислугой удалось бежать в неизвестном направлении. Когда прибыл отряд красноармейцев бандиты бежали по направлению к лесу. Задержать не удалось. Розыски продолжаются.

Алапаевский Исполком
Абрамов
Перминов
Останин

     Телеграмма была немедленно продублирована председателем Уральского областного совета Александром Белобородовым. Донесение от 19 июля было адресовано Я. М. Свердлову, М. С. Урицкому и Г. Е. Зиновьеву.
 
     Но лишь 26 июля в советской прессе было опубликовано официальное сообщение о случившемся…

     Как-то незадолго до революции Елизавета Федоровна, словно предчувствуя надвигающуюся трагедию, написала послание, адресованное племянникам по мужу Димитрию и Марии: «Счастье состоит не в том, чтобы жить во дворце и быть богатым – всего этого можно лишиться. Настоящее счастье то, которое ни люди, ни события не могут похитить. Ты найдешь его в жизни души и отдании себя. Постарайся сделать счастливыми тех, кто рядом с тобой, и ты сам будешь счастлив».

     Когда в Алапаевск вошли части адмирала Колчака, и тела царственных узников были извлечены из шахты, то обнаружили, что некоторые жертвы погибли практически моментально, а другие остались живы и после падения, умирая от голода и ран. Так, рана князя Иоанна, упавшего на уступ шахты возле великой княгини Елизаветы Фёдоровны, была перевязана частью её апостольника, а тело князя Палея было найдено в сидячем положении. Окрестные крестьяне рассказывали, что несколько дней из шахты доносилось пение молитв…

Продолжение следует -


Рецензии
Не побоялись кары небесной,
а впрочем, как и всегда...
Спасибо, Игорь!С уважением
и благодарностью,

Эльвира Гусева   23.06.2014 19:42     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.