Техногенез европейской цивилизации. Часть VI

Резюме хронологического анализа научных открытий и технических изобретений ХХ века

 Введение

 Итак, мы заполнили предложенную теорию хронологической структуры теми событиями научного и технического бытия Европы ХХ века, которые должны были происходить в рамках указанных дат, составляющие определенные качественные периоды в целой структуре.
 А сама хронологическая структура последнего века в тысячелетии занимает своё место во структуре второй его половины, то есть в "большом цикле" пятисотлетия является продолжением тенденций создания технологического "корсета" для научных знаний, которые проанализированы нами в предыдущих четырёх веках

 Нам важно установить для начала само подлинное наличие обязательного для возникновения в Европе научных знаний "корсета", то есть количественного соразмеренного "остова", где сбалансированы его составные части.  Из-за этой обязательности (вызывающей явление рекапитуляции) термин "остов", в хайдеггеровской традиции "Gestell", переведен на русский язык как "постав", то есть это такой архетип, который в подлинном мире, в экономическом и политическом развитии общества утверждает себя - "устанавливает"

 А структура эпистемических знаний, обогащаясь опытом и на его основании новыми понятиями научных языков, в свою очередь, становится новым архетипом - "поставом", готовым к своей реализации, к рекапитуляции во времени своих основных принципов. Они и становятся структурой новых событий
 И подобная структура пространства-времени, где определенные по смыслу события прошлого повторяются в будущем (отчего мы ее называем также архетипом) создают в технологических знаниях человечества определенную обязательность не только научных событий, но и таких технизированных воззрений на мир, которые постепенно начинают отражать не подлинный мир, а ту математизированную абстрактно-описательную реальность, на которой строится техносознание человечества: оно заменяет людям чувственное познание системой рациональных идей, признаваемых математикой более или менее вероятными

 Структура архетипа общественного сознания, которую мы характеризуем как континум "пространство-время", имеет ту вполне узнаваемую пространственную структуру (свойственную сознанию, как мы уже отмечали), которой нами уже дано определение как "контейнерного" (или "матрёшечного" пространства)
 Русская игрушка - набор "матрёшки" есть модель порождающих пространств, содержащихся друг в друге, как дочь содержится в утробе матери, ведь потенциально во времени дочь также является рождающей "матрёшкой" (матерью, Матри)

 Статическая структура "матрёшки" все свои части, готовые стать подлинной реальностью во времени, уже содержит в себе.
 Если мы представим себе эту структуру динамической, то есть число ее частей со временем может возрастать по мере подлинного "рождения" очередной матрешки, мы получаем модель архетипа "пространство-время, "постава", чье функционирование во времени состоит из качественных этапов построения и реализации
 Такие же этапы содержит в себе процесс написания программы, которую программист периодически "обкатывает" на компьютерном "хардвэре", по результатам "обкатки" затем дополняя новыми узлами и потом снова "обкатывая"

 Это программа, при сравнении которой с компьютерными программами (а ведь компьютерная матрица создавалась подобной сознанию - материальной матрице нашего мира) мы видим структуру "директорий" - в пространственном отношении содержащими пространствами, то есть каждая "директория" есть "матрёшка", контейнер, содержащий в себе другие "директории", контейнеры, способные к внутренней делимости (порождаемости материнским пространством дочерних)

 Структура контейнеров в сознании (историческая память) является информационной (вмещающей) основой для содержимого - вмещаемого содержания "файлов", которые и несут в себе смысл программы
 Таковы аналогии двойного мира физической и материальной матрицы с компьютерными программами структура директорий является информационной основой (физическая метрика материальной матрицы сознания).
 А совмещаемая с ней структура файлов есть энергетическое содержимое (материальная метрика этой матрицы)

 На таком принципе динамической совместимости двух матриц (когда физическая матрица отдаёт материальной свою метрику, и так строится сознание, а материальная матрица копирует свою метрику в матрицу материальную, так создается физическая реальность) построены известные нам архетипы пространства-времени в микро- и макромире
 Например такова совместимость молекулярных структур с атомарными.

 И ту же закономерность мы встречаем при сравнении структуры геопространственных контуров, обладающих определенной мерой вместимости (как дом обладает вместимостью для определенного числа жителей, которых он может обеспечить необходимым для жизни пространством в количественном и качественном отношении, то есть в своей инфраструктуре, в интерьере) со структурой контуров общественного сознания, населяющих геоконтуры и обладающий определенной мерой потребности в пространственно-временном вмещении (так, например, этнос населяет свою "малую родину", а это значит, что его ресурсам требуется соответствие в пространстве и времени с ресурсами кормящего региона).

 Структуру геоконтуров, содержащихся друг в друге, мы можем сравнить с "молекулярным пространством" (это физическая матрица Земли), а структуру общественных сознаний, выстраиваемых в границах обитаемых поселений и экономически осваивающих пространства по геопространственному принципу (как молодые новообразованные семьи выходят из материнского дома и расселяются по своим домам, и стены домов уже разделяют их, и законы, интересы своих хозяйств) мы вправе сравнить с пространством "атомарным" - это физическая метрика в материальной матрице сознания

 Итак, директория в памяти программы может содержать в себе не только другие директории (само по себе это лишено для нас смысла, но цель директории - вмещать в себе файлы. Так и цель многоквартирного дома - содержать в себе другие квартиры, квартиры же содержат комнаты, но конечная цель жилья - давать жизнь его обитателям

 Для такого "дома" человечества как Земля архетип его геоконтуров (пространств, предназначенных для жизни сначала биоса, потом человечества), как мы уже заметили, является не только пространственной, но именно структурой континума пространство-время.
 Именно такой: статико-динамический характер имеют архетипы. Например, для этноса, вмещаемого геоконтуром, выживать - значит соответствовать динамикой своего демографического геоконтура динамике, то есть генетического времени возобновления средой своей энергии (соответственно биос также восстанавливает свою продуктивную способность). Это происходит с определенной скоростью, то есть ритмом.
 Например, этнос, быстро истощающий ресурсы почвы, должен давать ей "отдых" или переходить к экстенсивной хозяйственной модели, на что у его геоконтура ресурсы могут быть весьма ограничены

 Еще раз о "рапидакторе" и технизированном сознании

 Итак у геопространстенно-временного архетипа есть своё время возобновления ресурсов, у архетипов общественного сознания - своё. От синхронизации этих времён зависят опасности как локальных перенаселений на Земле, так и общего перенаселения человечеством планеты

 Суть наших наблюдений и рассуждений заключается в том, чтобы показать, что внутреннее время общественного сознания при технократическом развитии цивилизации (а именно так характеризуется ХХ век) ускоренно, то есть в течение всего столетия повторяет все технические этапы предыдущих четырех веков
 Говоря иначе, в технократической цивилизации увеличивается скорость демографического роста, и еще больше (при "старении" человечества) скорость потребления энерго-информационных ресурсов, которые заложены в геопространство предыдущими поколениями человечества.

 А скорость производства этнической энергии в странах периода постиндустрии постепенно снижается, так как программа потребления в техносознании в силу эффективности своего механизма работает (то есть затрачивает энергию) гораздо быстрее чем организм биоса и организмы общественного сознания способны восстановить свои ресурсы 

 Этапы технологизирования в сознании
 
 Составленный нами теоретический остов, который мы пытаемся подтвердить зафиксированными в истории науки и техники событиями тех или иных открытий (многие из них становятся базисом для развития последующих научных знаний, то наука для техники, но новая техника с ее возможностями измерения - для новых областей науки)показывает, что структура знаний, хранящая в себе связи между прошлым и будущим (а ее мы и называем общественным со-знанием) неизбежно должна уводить - и в действительности уводит знания технической цивилизации о мире в лабиринт процессов технологизации познания, основанной на создании абстрактных моделей
 Отчего эти модели в технической цивилизации постепенно перестают быть языком науки, описывающей подлинную реальность, и становятся своеобразным метаязыком математики (описанием описания)?

 Мы указали ранее три фазы технологизирования самого процесса познания, характерные для ХХ века: механизация, автоматизация, машинизация, в действии которых происходит моделирование трех последовательных процессов, свойственных восприятию подлинной реальности в сознании: рецепции ("мёртвая материя", в терминологии В. Вернадского: "косная"), перцепции ("живая материя" биоса) и апперцепции (свойственной сознанию человека)
  Вот какие стадии формирования нового метаязыка науки и проявляется поэтапно в истории техники и технологии ХХ века. Весь этот апокалиптический процесс (потому что феномен техносознания - техносубъект, моделирующий процессы восприятия, и есть тот "зверь, выходящий из моря", который описан в Откровении от Иоанна) имеет ту лингвистическую особенность, что структура понятий создаваемого метаязыка математизированных моделей основана не на категориях опыта подлинной реальности, полученного в чувственном восприятии, а оперирует значимостями, возникшими в самом языке математики
 Создаваемая человеком косная техника моделирует уже не только рецептивные процессы восприятия (что ей и свойственно по природе), но и те, которые требуют перцепции (например, когда робот, ухаживающий за больными и престарелыми, анализируя режим потребления ими жидкости и пищи, решает, что им и когда есть и пить) и даже апперцепции (что доверяется так называемому "искусственному интеллекту")
 Потребности жизни и разума не только в технике , но и в технологиях сознания подчиняются программам, а процесс живого общения, перцептивное восприятие живого и апперцептивное восприятие текущего смысла заменяются процессом механической рецепции, свойственной "мертвой материи".
 Такая технизация человеческого сознания и есть бытие к смерти

 Тот же путь позднее, в ХХI веке, и еще гораздо быстрее, проходит создаваемый генной инженерией монстр биотехнологий, моделирующих живую и сознательную ткань, когда человек из "конструктора" элементов природных биотехнологий создает потребные себе, соответствующие своим математизированным представлениям роботы, заменяя ими части в организме человеческого тела и части управленческой системы в организме экономики, политики и даже государственной власти

 Весь наш предыдущий анализ структуры европейского техногенеза в ХХ веке основан на выявлении структурных элементов программы, присущей техносубъекту, который сформировался в сознании человечества и подобен там раковой опухоли, ускоренно потребляющей ресурсы организма, захватывающей и модифицирующей живые ткани (заставляющие "мутировать" их клетки согласно собственной программе)
 Периодам времени, когда создавалась наука техноцивилизации, громко названная в периоды общественно социализации "прогрессом", мы ставим в соответствие и пространства научного понимания - этот научно-технический сплав, пронизывающих все научное знание математическими моделями, где качеству ставится в соответствие величина, потребная для расчета, теряется разница между информацией, необходимой компьютеру, и знанием, основанным на чувственном восприятии обоих реальностей - подлинной и описательной.
 Лишь чувствительному разуму человека свойственное различение между двумя видами реальности потеряно в среде техносубъекта. Эта "раковая опухоль" захватывает собой обширные участки сознания всего человечества в XXI веке, тем придавая ему апокалиптический характер

 


Рецензии
Признаться, тенденция к технологизации природы человека не может не пугать. С одной стороны, открываются захватывающие возможности. В частности, они обнадеживают новыми решениями в области медицины. С другой стороны, понимаешь, что материальный субстрат человека претерпевает изменения: искусственные органы, машинно-мозговые интерфейсы - все это немного беспокоит.
Но, думаю, к сожалению, прогресс в данном направлении неизбежен.

Андрей Загребельный   18.06.2014 23:17     Заявить о нарушении