Фронтовая привычка

В детстве, когда мы с сестрой проводили лето у бабушки, как и всем детям, нам хотелось воли и свободы. Но бабушка была строгой учительницей, в том числе и для нас. И несмотря на то, что все дети ходили купаться или играть в лапту, когда захотят, нам были установлены определённые правила и границы.

Сейчас я благодарна ей за это, а тогда было очень обидно! Сидим за столом и читаем, а потом ещё должны  пересказать то, что прочитали. А за окном дети идут купаться всей гурьбой, или играть. Мне было грустно в такие моменты, но что поделаешь!

У бабушки был целый книжный шкаф всяких книг, в том числе и приключенческих. Это были книги в красивых переплётах, напечатанные на хорошей лощёной бумаге, известных советских издательств "Мосиздат", "Лениздат". И хорошо сохранились, несмотря на год издания - 1937.

Например, я помню книгу А.Н.Толстого "Золотой ключик или приключения Буратино", подаренную моему папе в 1937 году к его 12-летию, с дарственной надписью родителей. На этой книге выросли и мы, папины дети.

Читали, конечно, то, что разрешала бабушка. Но уже когда стали подрастать, лет в 11-12, нам было позволено читать приключенческую литературу. Вот тут мы и стали замечать странные вещи!

Однажды читала я Жюль Верна "Дети капитана Гранта", и только дошла до самого интересного места, до 37 страницы,перелистываю, а там страница 40-41 ! Мало того, что самое интересное пропущено, нет целого листа!

Читаю дальше, дохожу до 73, а следующая страница опять 76-77 ! И тоже на самом интересном месте. Что делать? Осторожно спрашиваю сестру, а она тоже, оказывается, в своей книге Фенимора Купера "Последний из Могикан" на такое наткнулась уже дважды. Причём, тоже на самом интересном месте!

Бабушка была очень строгая, но признаться в этом нам всё-таки пришлось. Чтобы не подумала, что это мы книги разоряем. Да и зачем? Не назло же ей?

Бабушка посмотрела, изучила внимательно, с лупой, и изрекла задумчиво:

- Ах, этот Гришка!

Дядя Гриша был её соседом, и каким-то очень дальним родственником. У него была большая семья, аж 5 детей, очень большое хозяйство. Включая 100 штук гусей, которые постоянно к нам с сестрой цеплялись!

Жена его, тётя Нюра, была скромной и работящей женщиной, но он всегда к ней придирался и на неё ругался. Когда он ругался матерными словами, бабушка говорила:

- Девочки, заткните уши! ЭТОГО девушки знать не должны!

А как их заткнёшь? Но о смысле  трёхэтажного стихосложения мы, конечно, тогда и не догадывались!

Бабушка всегда его жалела, после войны он вернулся вот таким: угрюмым, ругачим, выпивохой и курилкой. Мы никогда не видели, чтобы он улыбался.

А вот что он приходит и клянчит у бабушки деньги на бутылку, это мы видели регулярно. Он приходил и садился на корточки в проём двери, и выглядел жалким и больным. Она его вначале уговаривала бросить пить, но потом, когда его начинало знобить, жалела и давала деньги "до получки".

А ведь работящий был, всё умел сделать, и в колхозе был на хорошем счету, когда не пил. Но война наложила свой отпечаток.

И ещё страсть к курению махорки - тоже со времён войны. Он не покупал папирос, а делал "самосад". Сядет, бывало, у своего порога, и обязательно на корточки, свернёт "козью ножку". В кармане у него был всегда кисет с махоркой и спички. Бабушка говорила, привычка сидеть на корточках у него с войны, с землянки.

Уж не знаю, в каких войсках он был, но страсть к чтению всего подряд он привёз тоже с фронта! Видимо, чтение газет было единственным занятием на фронте, которое могло отвлечь от грустных мыслей и скрасить перекур.

Бабушка взяла книги и пошла к дяде Грише выяснять, что он с ними делает, почему страницы исчезают? Нам тоже было интересно, зачем он вырывает страницы.

Оказалось всё банально просто! Опять же фронтовая привычка.
После прочтения фронтовых газет солдаты использовали их по прямому назначению. Да-да! Разрывали и в карман. А там для разных нужд пригодится!

Вот и здесь, дядя Гриша доходил до самого интересного места, читал, входил в азарт, и от волнения и по привычке выдирал лист! Зачем он теперь, если дядя Гриша его уже прочёл?

Делал перекур, заворачивал в лощёный лист махорку, и курил, смакуя то, что прочитал! Порой даже и не осознавая, что делал! И так до следующего острого и интересного сюжета!

Что могла с ним сделать бабушка? Она жалела его! Пожурила, но книги продолжала давать. И страницы из них так же пропадали!

А у нас  сестрой эта история ассоциировалась с войной, ведь наше поколение, рождённое через 5-10 лет после той войны, знало о ней только понаслышке. Угрюмыми и молчаливыми были те солдаты...


 


Рецензии
Для многих фронтовая привычка оставалась на долгие годы. У кого какая, в зависимости от пережитого. У дяди Гриши - такая.

Но одно было у всех, кто прошёл войну: всю оставшуюся жизнь они были бдительными, и своим детям бдительность передали.
---------------------------

Бдительность (ст.-слав. – блюсти) – это психическое состояние, а также нравственно-волевое качество личности, выражающее готовность человека быстро реагировать на ожидаемые и неожиданные события. Википедия.

Доверчивость - противоположное состояние, состояние расслабленности и отсутствия быстрой реакции.
---------------------------

К чему это я привожу?
К тому, что когда человек расслаблен, его легко захватить в плен.

И те, кто прошёл дорогами "войны" (хоть и в сегодняшнее не то военное время), всегда будет бодр, прозорлив и всегда в строю.

О чём, собственно, в притче Иисуса Христа о десяти девах.

Коза-Дереза   04.12.2022 13:03     Заявить о нарушении
Очень верные сравнения!
Именно потому и попускаются Богом войны, чтобы в трудностях люди начали прозревать. Что "Когда сильный с оружием охраняет свой дом,
тогда в безопасности его имение" (гл.11.21. от Луки)."

Это имеет отношение в равной степени и к миру материальному, и к духовному.
О чём Вы пишете.

Спасибо, со всеми добрыми пожеланиями!

Нюта Ферер   06.06.2018 13:37   Заявить о нарушении
На это произведение написано 14 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.