Когда растает снег

«Владыко, Вседержителю, Святый Царю, – молилась Ирина, стоя на коленях перед образами, – наказуяй и не умерщвляяй, утверждаяй низпадающия и возводяй низверженныя, телесныя человеков скорби исправляяй, молимся Тебе, Боже наш, рабу Твою Злату немощствующа посети милостию Твоею, прости ей всякое согрешение вольное и невольное…»

Голос женщины оборвался, и она тихо заплакала. Крупные слёзы катились по щекам. Беззвучные рыдания душили её. Ирина поднялась с колен и на цыпочках подошла к кроватке дочери.

«Какие же грехи могут быть у такой крохи? За что?» – горестно подумала она, с тревогой всматриваясь в бледное измученное личико ребёнка.

Злата спала, прижимая к груди своего любимого плюшевого мишку. Женщина бережно поправила детское одеяльце и опустилась на стул напротив спящей дочурки. Вчера Злате было совсем плохо, а сегодня, слава Богу, лучше. Ирину клонило в сон. Она не спала вот уже несколько ночей подряд.

«Господи, за что ты наказываешь мою дочь? – повторила вслух Ирина. – Злата ведь ещё совсем маленькая, у неё и грехов-то нет. Это я должна страдать, а не она…»

…Казалось, ещё совсем недавно Ира была самой прилежной и талантливой студенткой на факультете журналистики. Все однокурсники гордились ею, а преподаватели пророчили блестящую карьеру. Со своим будущем мужем, Сергеем, девушка познакомилась, будучи на третьем курсе. Сергей преподавал в институте, а она была его студенткой.

Вскоре Ира вышла за него замуж. Родилась Злата, крепкая и здоровая девочка. Ирина так и не закончила институт. Она сидела дома и заботилась о ребёнке.

Но недолго семья жила в мире и согласии. Через некоторое время Ирина заметила, что Серёжа стал позже приходить с работы. Между супругами появилось отчуждение, муж сделался раздражительным, рассеянным, отводил глаза при расспросах.

Молодая женщина всегда мечтала о сыне, а Сергей не хотел ещё одного ребёнка. Когда Злате исполнилось четыре года, Ирина поняла, что ждёт малыша. Она сказала об этом мужу, но тот посоветовал ей сделать аборт. Женщина послушалась... Однако через год Сергей всё равно развёлся с ней и ушёл к любовнице.

Маленькая Злата, которая очень любила отца, тяжело переживала развод родителей. Когда Ирина сказала дочери, что папа больше с ними не живёт, девочка не поверила.

– Неправда, всё это неправда, – захлёбывалась от слёз дочурка, – папочка хороший, он не мог так поступить!

– Мог, доченька, мог! Папа нас разлюбил! – говорила Ирина, которой самой впору было заплакать. Ведь она, несмотря ни на что, всё ещё продолжала любить Сергея.

– Нет, мой папа самый лучший! – не унималась девочка. – Он нас любит, он к нам вернётся!

Злате было шесть лет, когда она заболела.

«Ничего страшного, всё будет хорошо», – успокаивала себя Ирина, но её материнское сердце предчувствовало беду.

Время шло, а болезнь не проходила. Чтобы поставить окончательный диагноз, пришлось положить маленькую Злату в больницу.

После многочисленных обследований лечащий врач откровенно разговаривала с Ириной. У Златы, её единственного ребёнка, лейкемия! Даже не будучи специалистом, Ирина понимала, что шансов на выздоровление очень мало. Вернувшись домой, женщина долго плакала. Она вдруг вспомнила свою подругу, у которой несколько лет назад умер сынишка. У мальчика была такая же болезнь. Ком жгучей обиды на весь мир подступил к горлу.

«Как жить дальше? – в отчаянии думала она. – Для кого мне жить?»

Неожиданно женщина почувствовала на себе чей-то взгляд. Она подняла заплаканные глаза – и в этот миг её душа очнулась от греховного сна. С иконы на Ирину устремил взор сам Спаситель. Глаза Его светились бесконечной мудростью и  состраданием. Казалось, что Он смотрел ей прямо в душу, видел всю её боль. И от одного этого взгляда на душе у женщины стало тепло и радостно. Сердце её успокоилось, и она вдруг поняла, осознала, что на всё воля Божья.

На следующий же день Ирина пришла в церковь. Да, давно она здесь не была! Женщина смутно помнила, как однажды в детстве бабушка надела ей белоснежное кружевное платьице, повязала на голову голубой платочек, и они отправились на церковную службу. Маленькой Ире запомнились огоньки свечей, большие красивые иконы, сладкий пахучий дым, заполняющий собой всё пространство.

В церкви Ирине посоветовали подойти к отцу Игорю и рассказать ему о своей беде. Священник внимательно выслушал женщину. Он сказал, что надо окрестить ребёнка и ещё чтобы Ирина не отчаивалась, постоянно молясь о болящей, особенно перед иконой Божией Матери «Всецарица». Этот образ прославился многочисленными чудесами исцелений от мучительного и смертоносного недуга.

Когда Ирина возвращалась из церкви, на её груди был нательный крестик – символ нашего спасения и победы над смертью, а в руках – Библия и Молитвослов, купленные в свечном ларьке.

Вскоре Злату окрестили, и ей стало гораздо лучше. Несчастная мать свято верила, что произойдёт чудо и её дочь выздоровеет. Однако чуда не случилось. Девочке было проведено три курса химиотерапии, но врач сказала, что шансов на выздоровление нет. Злата больна редкой формой лейкоза, которая не поддаётся лечению.

Ирина с дочкой вернулись домой. Несмотря на плохое самочувствие, Злата была счастлива. Дома её ждали любимые игрушки: кукла Маша в стареньком ситцевом платье, плюшевый мишка Тишка и большая рыжая лисичка. А самое главное – рядом всегда была мама, которая лелеяла её и ухаживала за ней, как могла.

По вечерам они вместе с мамой учили молитвы, вместе читали детскую Библию. Даже папа, который, казалось бы, навсегда ушёл из их жизни, узнав о болезни Златы, стал навещать Ирину с дочкой.

Часто, вглядываясь в бледное измученное личико дочурки, женщина думала о своей прошлой жизни, о грехах, совершённых по незнанию. Вот, например, зачем Ирина сделала аборт? О, какая она тогда была глупая! Убить собственного ребёнка, чтобы удержать возле себя мужа! Быть может, именно за этот необдуманный поступок расплачивается теперь её любимая девочка.

«Господи, за что ты наказываешь мою дочь? Злата ведь ещё совсем маленькая, у неё и грехов-то нет. Это я должна страдать, а не она…»

Очнувшись от тяжёлых воспоминаний, Ирина обнаружила, что Злата не спит. Женщина склонилась над дочерью и потрогала рукой её горячий лоб.

– Златочка, дочка, тебе плохо? – с тревогой в голосе спросила Ирина.

– Нет, мамочка, всё хорошо, – сказала девочка. – Ты опять из-за меня плакала?

Ирина не нашлась, что ответить. Она присела рядом с дочкой и прижала её к себе. Злата обхватила своими худыми ручонками мамину шею.

– Я тебя очень-очень люблю. Пожалуйста, не плачь больше!

– Я тебя тоже, доченька! – едва сдерживая слёзы, прошептала женщина. – Я обещаю тебе, что не буду плакать!

– Никогда-никогда?

– Я постараюсь! – вздохнула Ирина и ещё крепче прижала дочь к себе.

– Мама, а скоро растает снег? – спросила Злата через минуту.

– Наверное, скоро, Златочка, ведь уже конец февраля. А почему ты спросила?

Девочка молчала, думая о своём. По её лицу блуждала мечтательная улыбка. Взгляд был отчуждённый, словно в эту минуту ей открывалось что-то сокровенное, видимое только ей одной. Потом Злата задумчиво посмотрела на маму и наконец тихо проговорила:

 – Сегодня во сне ко мне приходил Боженька. Он сказал, что недолго осталось болеть. Я умру, когда растает снег…

Ирина побледнела, ощутив внутреннюю дрожь. Но она всё-таки нашла в себе силы, чтобы сказать дочери слова утешения, в которые ей самой хотелось бы верить.

– Не смей так говорить, Злата! Все детки болеют. Я знаю, что ты давно просилась в парк. Вот выздоровеешь, и мы вместе будем гулять по парку, кататься на каруселях, есть сладкую вату…

– И папу возьмём? – оживилась девочка.

– Я думаю, родная, что папа обязательно пойдёт с нами. Ты только скорее поправляйся!

Неожиданно раздался звонок в дверь, женщина пошла открывать. На пороге стоял Сергей и держал в руках мягкую игрушку – большого розового зайца.

– Как она? – первым делом поинтересовался бывший муж.

– Плохо, опять поднялась температура, – вздохнула Ирина. – Да ты не стой на пороге, заходи. Наша дочка тебя давно ждёт. Побудь с ней, а я пойду на кухню, приготовлю чай.

Мужчина вошёл в детскую и осмотрелся. В красном углу стояла икона Божией Матери «Всецарица», рядом находился старинный образ Спасителя, а их святые лики освещала слабо горевшая лампадка. Сергей благоговейно перекрестился и подо- шёл к кроватке больной.

– Привет! Как чувствуешь себя, моя маленькая принцесса? – спросил он.

– Уже лучше, – заулыбалась девочка. – А это ты мне принёс?

– Да. Я долго думал, что выбрать. Вот, купил тебе зайца, – с этими словами отец торжественно вручил дочурке игрушку. – Но это ещё не всё, моя принцесса. Скоро твой день рождения и я хочу знать, какой подарок ты хотела бы от меня получить?

– Папа, а ты, правда, исполнишь любую мою просьбу?

– Конечно, правда, солнышко.

Девочка пристально смотрела на отца. Сейчас она казалась такой серьёзной, взрослой.

 – Пожалуйста, папочка, возвращайся к нам, – попросила Злата. – Мы с мамой очень-очень любим и ждём тебя!

В душе у Сергея что-то шевельнулось, ему было жаль преданно любящих его Ирину и маленькую дочку. Как же он виноват перед ними! Его ошибка в том, что он оставил жену с ребёнком и ушёл к другой, Сергей винил себя, что не был рядом с дочкой, когда та заболела.

Поцеловав Злату, он поспешил на кухню. Ирина стояла у плиты. Увидев вбежавшего Сергея в таком состоянии, с бледным взволнованным лицом, она испугалась за дочь.

– Серёжа, что-нибудь со Златой? Ей плохо?

Хотела бежать в детскую, но Сергей удержал её за руку.

– Иришка, любимая моя, я хотел сказать, что...

Тут он опустился перед ней на колени и Ирина от неожиданности застыла на месте.

– Нам надо попробовать начать всё заново, – продолжал Сергей. – Понимаешь, надо хотя бы попробовать, ради нашей дочери! Я бросил тебя и ушёл к другой, а когда Златочка заболела и ты разрешила мне приходить к вам, я понял, что всё это время был страшно одинок. – Он поник головой. – Я эгоист, самовлюблённый дурак, я не ценил того, что у меня есть. – Сергей поднял голову и заглянул в её заплаканные глаза. – Прости меня за всё, если сможешь!

С минуту Ирина неподвижно смотрела на него, потом с глухим стоном бросилась ему на шею. Обняла, разрыдалась.

– Бог простит, Серёженька, и я прощаю, – всхлипывая, говорила она.

А он нежно обнимал её, гладил по волосам, целовал мокрое от слёз лицо...

Час спустя оба, успокоенные, сидели за столом и чувствовали необыкновенную лёгкость на душе, как будто сбросили с себя неимоверно тяжёлый груз. И за этот час они сказали друг другу то, о чём молчали все эти годы. Ирина говорила:

– Знаешь, за последнее время я многое переосмыслила и поняла: надо жить так, чтобы потом не пришлось ни о чём жалеть, ведь за каждый наш поступок когда-нибудь наступит час расплаты. Жаль, что многие об этом не задумываются…

 
                * * *

«Святии мученицы, иже добре страдавше и венчавшеся, молитеся ко Господу, помиловатися душам нашим».

Сергей и Ирина стояли в церкви, держа в руках горящие свечи, озаряющие начало их новой жизни.

«Злата, родная, для меня, грешной, ты была лучиком света, – мысленно повторяла Ирина. – Видишь, доченька, твоя мечта сбылась: мы с папой венчаемся. Я знаю, что сейчас на небе ты радуешься за нас. Спасибо тебе за то, что обратила меня к Истине, возродила для новой жизни во Христе. Я благодарна тебе за всё, радость моя. Мы с твоим папой всегда-всегда будем помнить о тебе».

   


Рецензии
Замечательный трогательный рассказ.Никаких излишеств. Жизненная ситуация и веришь героям.

Геннадий Леликов   18.03.2015 09:34     Заявить о нарушении
Я от души рада, что вам понравилось!

Дарья Березнева   18.03.2015 09:39   Заявить о нарушении