Глава 17. Ян Гус

Глава 17. Ян Гус.

Констанц, Баден.  Осень, 1414 год.

     Ян Гус получил приглашение в Констанцский собор. Где должно было обсудиться объединение Римской католической церкви. До этого он также получил приглашение на беседу от императора Сигизмунда. Позиции Гуса в папском мире были слабы: его несколько раз признавали еретиком, и если бы не приглашение императора, который в письме уверял, что Ян будет под его защитой, великий проповедник никогда бы не отправился в логово зверей членов Собора.
     Итак, в осенью он двинулся в путь,  события которого на несколько лет перевернул Европу.
    Он прибыл в Аахен для встречи с императором Сигизмундом I Люксембург перед его коронацией, которая должна была состояться 8 ноября 1414 года как короля Германии.
    Ян Гус пришел в замок, где остановилась свита будущего короля Германии. Его встретил помощник императора  Корбавиаи Янош:
- Преподобный август,  тебя ждут. Идем за мной.
Они шли узкими извилистыми ходами пока наконец не достигли небольшой каморки.
- Входи, не бойся, - сказал Янош, открывая дверь комнаты.
Дверь была совсем маленькая, впрочем как и само помещение внутри.  Видно специально подбирали помещение, чтобы можно было говорить вполголоса и никто бы не слышал из посторонних. Ян вошел, но не рассчитал  свой рост и ударился об перекладину двери: «Плохое начало», -мелькнуло у него в голове. Он зашел, протирая лоб.
- Что, крепкие у нас камни? – спросил, сидевший император.
- О, великий Доминант, несомненно самые крепкие камни у тебя.
Стольник зашел следом и крепко закрыл дверь.
- Я пожалую охранную грамоту, как только ты приедешь в Констанц. Она защитит тебя от нападков папы Иоанна XXIII. Так, что тебе нечего бояться. Тем более мне надоело это троепапство. Каждый тянет на себя свой кусок торта, а в подносе остаются только крошки.
- Но крошки тоже бывают у правителей.
Император насупил брови и резко стрельнул взглядом на Гуса.
- Хоть ты и август, но всё же знай меру.
- Власть, нарушающая заповеди Бога, не может быть им признана.
- Мы не Боги, но исполняем его волю. А раз мы его служители, но не можем быть не признаны.
- Святая простота. Бог делает видимость согласия, но и может предупредить о своём несогласии.
- И как же?
- Сильный ветер, засуха, или наоборот проливные дожди, болезни и смерть – это ли не его речи? Народные волнения – это тоже просто так не возникает, ибо каждый христианин должен искать правду.
- А как на счёт заблудившихся овечек? Может этот народ неправ? Ты же сам говорил, что если слепой поведет слепого – то они оба упадут в яму.
- Государь, тебе виднее, ты всегда ведешь народ.  Видно, ты из зрячих.
- Ладно, дело не об этом. Ты знаешь зачем здесь.
- Да, Государь.
- Только ты и  я знаем про тринадцатого дракона. Вон, еще Янош. Я чувствую, настают тяжелые времена для этого дракона. Я должен скрыть его от мира.
Отдай мне твоё хранилище дракона. Он прилетает ко мне в гости, теперь же будет прилетать ко мне домой.
- Я не могу этого позволить.  Как я уже сказал: каждый христианин должен искать правду, даже рискуя благополучием, спокойствием и жизнью!
- Ты знаешь, что будет, если каждый познает истину?
- Да, мы будем едины и равны!
- Ты безумец!
- Нет, это тебя обуяла гордыня! Ты хочешь единой власти!
- Так ты говоришь: «нет»?
- Да, Доминант. А иначе я не могу!
- И никогда не передумаешь?
- Нет, Государь.
- Хорошо, иди!
Ян Гус ушел. Как только утихли его шаги, Сигизмунд повернулся с стольнику:
- Я приготовил две бумаги: одну охранную грамоту, другую подорожную. Он сам выбрал свой путь. Проследи, как только он прибудет в Констанц, то ему должны отдать подорожную грамоту.  Гусь никогда не поймет вкус торта!


     Ян Гус прибыл в Констанц,  через месяц его арестовали в обвинении ереси и  держали под стражей в комнате дворца до 6 июля 1415 года. Сигизмунду направили просьбу о его обещании обезопасить проповедника, на что император ответил, что не может вмешиваться в дела церкви, но под давлением дворянства всё же дал согласие на слушание дела. Собор вынес смертный приговор.
6 июля реформатор и праповедник был сожжен на костре.
      В эту ночь и последующие Сигизмунд стал просыпаться со страхом по ночам: его стал теребить дракон. Он прилетал и молча сидел у изголовья.


Рецензии