Рассказ о маленькой сломанной серьге. часть 1
очерки Е.И.Достовалова «О Белых и белом терроре» РЦХИДНИ(Ф.71.Оп.135.Д.193.Л.1-159)
«Записки последнего кирасира» Ю.К. Мейер (фонд Общества истории Гражданской войны в России. Москва)
студия ТРИТЭ Никиты Михалкова, РИО «Российский Архив» том 6 1995 год Москва
Несколько лет тому назад гуляя по блошиному рынку, я «закопалась» в коробке с пуговицами.
Пуговицы были дивной красоты и потрясающей древности.
Что может быть ничтожнее оторвавшейся пуговицы? Вот она болталась-болталась на одной ниточке и соскользнула вниз…
А мы даже и не заметили.
Покатилась пуговка и пропала. Дернулась рука застегнуть платье, блузку, юбку, пиджак или что там еще, а пуговки-то и нет.
Грустно! Ведь такой больше не найдешь! И приходится иногда из-за одной потерявшейся пуговицы перешивать их все, до единой.
И спарываешь сестренок той потерявшейся пуговички, и нанизываешь их на ниточку и бросаешь в коробку…
А иногда находишь ту беглянку-потеряшку, но пуговички уже перешиты, и затевать заново всю мороку по перешиванию пуговичек так неохота, что остаются они без вины виноватые в заточении в коробке на веки вечные.
А в этой железной коробке их была тьма тьмущая!
Пуговицы были собраны аккуратными связочками, и было такое удовольствие перебирать их – постукивающих, позвякивающих, как колокольчики!
А еще в этой коробке я все время наталкивалась на непонятный темно-серый овал, с мутным, мертвым глазком посередине. Я его отталкивала, а он опять попадался мне под пальцы. Я тащила на нитке гирлянду понравившихся мне пуговиц, а он цеплялся какой-то железкой и повисал на ней.
Что-то очень смутное и тревожное кололо мне душу вместе с пальцем, наткнувшимся на обломочек желтой железяки, на этом сером овале.
- Ну, иди! Иди сюда! Дай я на тебя посмотрю! – сказала я ему и взяла это, непонятно что, в руки.
«Господи! Да ведь у моей Бабули были такие серьги!» – ахнула я мысленно.
Я крутила в руках этот обломочек той, ушедшей как сон, чужой жизни.
Выпустить из рук эту сломанную серьгу я уже не смогла.
Подцепив первую попавшуюся ниточку с пуговицами, я спросила:
- Простите, сколько стоят вот эти пуговицы, и вот этот обломочек не знаю чего?
- Пуговицы пятьдесят рублей и это… рублей пятьдесят... Сама не знаю, что это… Валялось вместе с пуговичками… - ответила милая женщина.
Я отдала сто рублей и спрятала в сумочку свои трофеи.
Ерзая от нетерпения, я доехала до дома. Мне казалось, что так долго я никогда не ехала домой.
- Ну, давай посмотрим, кто ты? – ласково приговаривала я, крутя в руках маленькую сломанную серьгу.
Серенький овал с мутным глазком в серединке в окантовке грязно-желтого металла с обломанной петелькой дужки, которая царапалась, как коготок котенка.
- Бедняжка! Кто же это тебя так? Как жаль, что у тебя нет сестренки! Ну, ничего! Сейчас мы тебя почистим!
Чем бы почистить все это?
Теплая вода и щетка нам не помогли. Тогда вооружившись ватными тампонами и жидкостью для смывки лака, я начала аккуратно протирать серьгу.
Вместе с грязью стал сходить лак, которым была покрыта серьга.
И вот уже старый темно серый овал, стал черным ониксом, а глазок улыбнулся и подмигнул зеленым острым глазом!
- Ленечка! Ленечка Викторович, что это? Ну, скажи, что я правильно думаю! – умоляла я ювелира, который помогал мне отремонтировать то порвавшуюся цепочку, то браслет, подаренный сыну.
- Наташка, не наваливайся и не дыши мне в затылок…
Я пританцовывала от нетерпения в ожидании приговора, но Ленечка, как хороший артист на сцене, держал паузу.
- Ну! Ну, что?! Да не тяни ты! – меня чуть не разорвало.
- Ну, что…- помедлил этот садист.
- Хорошей чистоты камешек… Работа – начало прошлого века… Я думаю, что…
- Ну! – не выдерживала напряженности момента я.
- Я думаю, что… возможно… это работа Хлебникова. Был такой Поставщик Великой Княгини Елизаветы Федоровны – серебряных, золотых и ювелирных дел мастер. Работал в Москве. Хлебников Иван – 1 гильдии купец, получил приз на мануфактурной выставке 1877 года. Поставлял ювелирные изделия Великому Князю Владимиру Александровичу… Его сын – Николай Хлебников отличился на выставке и наследовал дело в 1898 году и, основав товарищество производства серебряных и золотых ювелирных изделий «И.Л.Хлебников и К*» стал поставщиком двора Его императорского Величества… - задумчиво выдал информацию Ленечка.
- Да ладно… - я медленно опустилась на шаткий стульчик.
- Нет, ну я, конечно же, могу и ошибаться… Но… Вот, скажи, вот, ты… у тебя есть почерк?
- Ленечка, в наше время у людей нет почерка – есть компьютер, ноутбук, планшет, смартфон…
- Плохо… - вздохнул грустно мой ювелирных дел волшебник.
- Я понимаю, что не все хорошо в этом мире, но…
- Плохо сейчас все в этом мире. Вот раньше у каждого приличного ювелира был свой особенный почерк, свой рисунок работы. Это дорогого стоило! А сейчас… одна штамповка. Грустно, - на его лице отразилась скорбь всего мира. Никогда не думала, что ювелиры такие жуткие философы. Они же должны быть художниками, ну, и, конечно, иметь золотые руки, но философом и историком…
- Ленечка, а тебе не кажется странным, сочетание оникса и бриллианта?
- А что тебе не нравится? – улыбался ювелир-философ.
- Мне очень-очень нравится! Но… Мы, же привыкли, что рядом с брюликом может быть сапфир, жемчуг, изумруд, рубин, но не оникс же…
- Это кто тебе сказал? А гранит и уголь не хочешь? – Ленька уже просто хохотал.
- Хочу! – выдохнула я.
продолжение http://www.proza.ru/2014/06/09/1092
Свидетельство о публикации №214060601784
может быть... о романтике как-то не думалось, когда писала именно это.
Романтики много во всем остальном, написанном мной.
Спасибо!
С уважением и признательностью,
Наталья Важенкова 30.01.2017 16:33 Заявить о нарушении