Рассказ о маленькой сломанной серьге. часть 1

В данном рассказе были использованы материалы
очерки Е.И.Достовалова «О Белых и белом терроре» РЦХИДНИ(Ф.71.Оп.135.Д.193.Л.1-159)
«Записки последнего кирасира» Ю.К. Мейер (фонд Общества истории Гражданской войны в России. Москва)
студия ТРИТЭ Никиты Михалкова, РИО «Российский Архив» том 6 1995 год Москва




Несколько лет тому назад гуляя по блошиному рынку, я «закопалась» в коробке с пуговицами.
Пуговицы были дивной красоты и потрясающей древности.
 
Что может быть ничтожнее оторвавшейся пуговицы? Вот она болталась-болталась на одной ниточке и соскользнула вниз…

А мы даже и не заметили.

Покатилась пуговка и пропала. Дернулась рука застегнуть платье, блузку, юбку, пиджак или что там еще, а пуговки-то и нет.
Грустно! Ведь такой больше не найдешь! И приходится иногда из-за одной потерявшейся пуговицы перешивать их все,  до  единой.
 
И спарываешь сестренок той потерявшейся пуговички, и нанизываешь их на ниточку и бросаешь в коробку…
А иногда находишь ту беглянку-потеряшку, но пуговички уже перешиты, и затевать заново всю мороку по перешиванию пуговичек так неохота, что остаются они без вины виноватые  в заточении в коробке на веки вечные.

А в этой железной коробке их была тьма тьмущая!
Пуговицы  были собраны аккуратными связочками, и было такое удовольствие перебирать их  – постукивающих, позвякивающих, как колокольчики!
 
А еще в этой коробке я все время наталкивалась на непонятный темно-серый овал, с мутным, мертвым глазком посередине. Я его отталкивала, а он опять попадался мне под пальцы. Я тащила на нитке гирлянду понравившихся мне пуговиц, а он цеплялся какой-то железкой и повисал на ней.
 
Что-то очень смутное и тревожное кололо мне душу вместе с пальцем, наткнувшимся на обломочек желтой железяки, на этом сером овале.

- Ну, иди! Иди сюда! Дай я на тебя посмотрю! – сказала я ему и взяла это, непонятно что, в руки.

«Господи! Да ведь у моей Бабули были такие серьги!» – ахнула я мысленно.

Я крутила в руках этот обломочек той, ушедшей как сон, чужой жизни.

Выпустить из рук эту сломанную серьгу я уже не смогла.

Подцепив первую попавшуюся ниточку с пуговицами, я спросила:

- Простите, сколько стоят вот эти пуговицы, и вот этот обломочек не знаю чего?
 
- Пуговицы пятьдесят рублей и это… рублей пятьдесят... Сама не знаю, что это… Валялось вместе с пуговичками… - ответила милая женщина.

Я отдала сто рублей и спрятала в сумочку свои трофеи.

Ерзая от нетерпения, я доехала до дома. Мне казалось, что так долго я никогда не ехала домой.

- Ну, давай посмотрим, кто ты? – ласково приговаривала я, крутя в руках маленькую сломанную серьгу.

Серенький овал с мутным глазком в серединке в окантовке грязно-желтого металла с обломанной петелькой дужки, которая царапалась, как коготок котенка.

- Бедняжка! Кто же это тебя так? Как жаль, что у тебя нет сестренки! Ну, ничего! Сейчас мы тебя почистим!

Чем бы почистить все это?
Теплая вода и щетка нам не помогли. Тогда вооружившись ватными тампонами и жидкостью для смывки лака, я начала аккуратно протирать серьгу.
Вместе с грязью стал сходить лак, которым была покрыта серьга.

И вот уже старый темно серый овал, стал черным ониксом, а глазок улыбнулся и подмигнул зеленым острым глазом!

- Ленечка! Ленечка Викторович, что это? Ну, скажи, что я правильно думаю! – умоляла я ювелира, который помогал мне отремонтировать то порвавшуюся цепочку, то браслет, подаренный сыну.

- Наташка, не наваливайся и не дыши мне в затылок…

Я пританцовывала от нетерпения в ожидании приговора, но Ленечка, как хороший артист на  сцене, держал паузу.

- Ну! Ну, что?! Да не тяни ты! – меня чуть не разорвало.

- Ну, что…- помедлил этот садист.

- Хорошей чистоты камешек… Работа – начало прошлого века… Я думаю, что…

- Ну! – не выдерживала напряженности момента я.

- Я думаю, что… возможно… это работа  Хлебникова.  Был такой Поставщик Великой Княгини Елизаветы Федоровны  – серебряных,  золотых и ювелирных дел мастер. Работал в Москве. Хлебников Иван – 1 гильдии купец, получил приз на мануфактурной выставке 1877 года. Поставлял ювелирные изделия Великому Князю Владимиру Александровичу… Его сын – Николай Хлебников отличился на выставке и наследовал дело в 1898 году и, основав товарищество производства серебряных и золотых ювелирных изделий «И.Л.Хлебников и К*» стал поставщиком двора Его императорского Величества…  - задумчиво выдал информацию Ленечка.

- Да ладно… - я медленно опустилась на шаткий стульчик.

- Нет, ну я, конечно же, могу и ошибаться… Но… Вот, скажи, вот, ты… у тебя есть почерк?

- Ленечка, в наше время у людей нет почерка – есть компьютер, ноутбук, планшет, смартфон…

- Плохо… - вздохнул грустно мой ювелирных дел волшебник.

- Я понимаю, что не все хорошо в этом мире, но…

- Плохо сейчас все в этом мире. Вот раньше у каждого приличного ювелира был свой особенный почерк, свой рисунок работы. Это дорогого стоило! А сейчас… одна штамповка. Грустно, - на его лице отразилась скорбь всего мира. Никогда не думала, что ювелиры такие жуткие философы. Они же должны быть художниками, ну, и, конечно, иметь золотые руки, но философом и историком…
 
- Ленечка, а тебе не кажется странным,  сочетание оникса и бриллианта?
 
- А что тебе не нравится? – улыбался ювелир-философ.

- Мне очень-очень нравится! Но… Мы, же привыкли, что рядом с брюликом может быть сапфир, жемчуг, изумруд, рубин, но не оникс же…

- Это кто тебе сказал? А гранит и уголь не хочешь? – Ленька уже просто хохотал.

- Хочу! – выдохнула я.


продолжение   http://www.proza.ru/2014/06/09/1092


Рецензии
Романтично. Привлекает. С уважением, Ян.

Мессир Всадник   30.01.2017 08:32     Заявить о нарушении
Романтично?
может быть... о романтике как-то не думалось, когда писала именно это.
Романтики много во всем остальном, написанном мной.
Спасибо!
С уважением и признательностью,

Наталья Важенкова   30.01.2017 16:33   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.