6 июня

Сегодня 6 июня.

Сегодня для каждой истинно русской души знаменательный день – день рождения А. С. Пушкина, юбилей, 215-я годовщина.

6 июня меня всегда  переполняет отрада оттого, что в этот день Россия, моя Родина, подарила миру до сих пор никем не превзойденного Гения словесности – Александра Сергеевича Пушкина.

Но в этот день, 6 июня, – для русского народа, для всего цивилизованного мира  торжественный день –  я всегда грущу.

Грусть переполняет мою душу и сегодня.

Я грущу от осознания того, что с каждым следующим  годом гений Пушкина становится русскому человеку и всему цивилизованному миру  менее понятен и менее духовно востребован.

Мне грустно, что  душа русского человека  (что касается души иностранца, то мне  до нее нет никакого дела) с каждым годом  всё дальше и дальше отдаляется от души Александра Сергеевича; мне грустно, что Пушкин с каждым годом всё менее и менее влияет на   культурную жизнь русского человека.

Повторяю: мне грустно, что мысли русского Колоссального Гения на русской, родной, земле всё менее и менее  востребованы и  поняты.

Мне грустно, что на моей Родине, на Родине Великого Гения, там, где «Русью пахнет», Александр Сергеевич с каждым годом всё более и более отчетливо становится бездушным идолом, становится всё более и более пыльной иконой, а день  рождения Пушкина, 6 июня, похожим на Рождество Христово:

– Да, что-то в прошлом было, отрицать бессмысленно; кто-то где-то родился;  но было это очень давно.   
– Да, и Христа, и Пушкина почитаем (почитаем как древних идолов), но ни того ни другого  не читаем. И не будем читать.

Ибо есть иное, более примитивное, следовательно, более легкое, не требующее глубоких мысленных потуг, чтиво: есть бесстыдные комиксы, есть бульварная литература, есть провинциальная, то есть малокультурная,  в газетах и на TV речь, есть тупость  ЕГЭ, есть пошлость  текстов и картинок в интернете.

Всё это сегодняшнего ценителя (и создателя) художественной красоты более привлекает, более устраивает, чем глубокое умственное усилие  при чтении Пушкина.

И я предвижу, что очень скоро 6 июня 1799 года станет такой же обычной – проходной – датой,  как 19 ноября 1711 года.
И от этого мне становится нестерпимо грустно вдвойне.

Я испытываю нестерпимую  грусть оттого, что мне приходится в XXI веке давать пояснение: 19 ноября 1711 года это день рождения Великого Русского Философа, Русского Мыслителя-энциклопедиста, Русского Творца, который положил начало многим современным наукам, в том числе положил начало современному литературному Русскому языку и Русскому стихосложению, – Михаила Васильевича Ломоносова.

Без Ломоносова – не было бы Пушкина.

 Мне грустно, Бес…


6 июня 2014 г.


Рецензии
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.