Беседа одиннадцатая

 - Что-то долго тебя не было видно, ботаник. Ломал голову над моей задачкой?
 - Да. Задачку ты задал, действительно, трудную.
 - Но ответ, я надеюсь, нашел.
 - Почти.
 - Яснее, пожалуйста.
 - Обычно бывает так. Человек достигает ясность в каком-либо вопросе, но она снова ускользает и ему снова приходится прилагать усилия к её достижению. Тоже самое произошло и с нами. Однажды мы с тобой беседовали и пришли к выводу, что интерпертация это просто различающая мысль, а уверенность это фиксация сознания, а потом эта ясность ускользнула и, в результате, когда ты в прошлой беседе задал задачку, ускользнувшая от нас ясность поставила нас в тупик.
 - Ты хочешь сказать, что то незнание, которое возникло у меня из-за нарушения потока интерепретаций, которое я пережил, сидя в учреждении, и то незнание, когда человек в знакомом ему городе слышит повсюду незнакомую речь, это не одно и тоже?
 - Совершенно верно. Глядя на пейзаж за окном и носясь мысленно по географической карте, ты нарушил поток различающих мыслей. Иными словами, твой компьютер в голове дал некоторый сбой, в результате которого ты испытал приятное или даже экстатическое эмоциональное переживание. Но при этом твоя УВЕРЕННОСТЬ  в том, что ты находишься именно во Франции, не поколебалась ни на минуту, поскольку, как мы уже выяснили, уверенность это НЕ различающая мысль, а нечто гораздо более глубинное, что мы определили как фиксацию сознания.
 - Значит, если бы там в учреждении, произошло бы нечто из ряда вон выходящее — например, все бы начали говорить по-польски, то моё экстатическое переживание сменилось бы жутким страхом?
 - Да, именно так. Отсюда вытекает следующий вывод — тот внутренний диалог, который ведут люди, на самом деле многослойный.
 - Ну-ка, ботаник, поподробнее пожалуйста. Стало так интересно, что я уже ёрзаю на попе.
 - Мы с тобой, как и многие другие люди, считаем что внутренний диалог это то, что лежит на поверхности, то есть, мысли, которые мы мысленно произносим словами. Но, размышляя над твоей задачкой, мне пришлось признать, что это только самый первый слой, самый доступный для исследования.
 - Кстати, есть такой термин как «ментальная тишина». Что это по-твоему означает?
 - Я считаю, что эта пресловутая ментальная тишина наступает после устранения вот этого первого слоя. Назовем его «громкий». То есть, человек может жить, не проговаривая в своей голове мысли-слова или, проще говоря, жить в ментальной тишине. Но это еще совсем не означает, что его внутренний диалог остановлен, потому что поток интерпретаций по-прежнему на своем месте.
 - Пожалуй, ты прав. Когда я иду по городу, я ведь мысленно не говорю себе, что это иду я, Феня Рябов, что иду я по городу Заколбасинску по улице Чистоплюйской. У меня таких мыслей нет, но получается, что они всё-таки есть в виде интерпретаций.
 - Да, у тебя нет таких ГРОМКИХ мыслей. Но несмотря на то, что их нет, ты все равно знаешь, кто ты, где ты находишься, в каком городе или в какой стране.
 - Значит, интерпертации, или различающие мысли, это следующий слой. А уверенности?
 - Твоя задачка как раз и высветила этот момент. Уверенности это то, что лежит еще глубже, чем интерпретации. Когда ты проводил свой эксперимент в учреждении, ты нарушил этот второй слой внутренного диалога, но самые глубинные опоры остались на месте. И именно поэтому страха ты не испытывал. А человек, который приезжает в знакомый ему город и вдруг видит и слышит, что повсюду в его родных местах иностранная речь, начинает испытывать жуткий страх, потому что вследствие этого дрогнула опора, то есть, дрогнула уверенность в том, что он находится действительно там, куда он приехал.
 - А поскольку уверенность это фиксация сознания, то можно сделать вывод, что страх возникает тогда, когда происходит смещение сознания. Но куда же оно в таком случае смещается?
 - Вот поэтому, когда в начале нашей беседы ты спросил меня, нашел ли ответ, я сказал «почти». Почти, потому что пришел к тому же вопросу — куда же оно смещается?
 - Есть и еще один вопрос, на который мы всё еще не нашли ответ — почему всё-таки возникает страх, когда сознание куда-то смещается? Помнишь  - ну летает корова, казалось бы, ничего страшного, но стоит такое увидеть в реальности и волосы дыбом встанут. Почему страх возникает?
 - Что я могу ответить? Давай напрягать мозги и думать.


Рецензии