Шахматная партия по телефону

                Шахматы – игра коллективная.

 Весна в этом году выдалась дружная и многоводная. Кому-то радость, а для нас, связистов, дополнительные проблемы. Я работаю в службе связи аэропорта. Весеннее половодье всегда грозит неприятностями. Замокают кабели связи, средства посадки самолетов меняют свои параметры, увеличивается количество замечаний от диспетчеров и пилотов. В лексиконе связистов появляется больше таких слов как подтопление, замыкание, отказ. Лишь когда полностью растает снег и просохнет земля, все придет в норму.

  Как всегда, придя вечером на дежурство, я проверяю аппаратуру, за работу которой в течение смены буду отвечать. Радиостанции работают нормально. Где-то внутри пощелкивают реле приема-передачи, моргает индикация, тихонько шумят вентиляторы обдува. Все работает правильно. Иду с проверкой к диспетчерам, где много нашего «железа». Стоят мониторы. Сюда приходят сигналы с локаторов. На экранах видны отметки от летящих самолетов, другая информация. Диспетчера сидя за пультами, молчат, лишь иногда по радио слышен голос, который что-то спрашивает или сообщает. Убедившись, что ко мне вопросов нет, возвращаюсь к себе.

  На моем столе табло. На нем информация, поступающая со всех наших объектов. Они стоят по всему аэропорту и за его пределами. На табло светятся огоньки рабочего состояния. Зеленые – «нормально», желтые – «тревога», красные – «авария». Кнопки и тумблеры управления.
Всё работает в автоматическом режиме, управляется дистанционно. В случае аварии, само переключится на другой комплект, а на табло процесс отобразится. В этот вечер, в связи с возможностью подтопления паводковыми водами, начальник службы велел посадить на каждый объект дежурного наблюдателя.

  Моего приятеля, Яшу, отправили дежурить на радиостанцию дальнего привода. Она далеко в степи. На нее ориентируются самолеты, что летят в нашей зоне. Идя на посадку и рыча моторами, они низко пролетают, нагоняя на Яшу страх. Работы у него нет, вода не собирается заливать, и он, сидя в одиночестве, думает, что бы такого полезного совершить. В помещении, где я нахожусь, стоит телефонный коммутатор связи с объектами. Через него можно позвонить на любой из них и поговорить, если там есть люди. По этому коммутатору звонит Яша и интересуется моими планами на время дежурства.
  Я только собрался почитать описание новой радиостанции. Ящики с её частями посреди помещения, документация лежит на столе, для ознакомления. Яша предлагает сыграть по телефону партию в шахматы. Я знаю, игрок из меня так себе, выигрыш мне не светит. Как говорил один юморист, голосом А. Папанова, - "Я никогда не любил шахматы! Однажды в детстве проглотил пешку. К счастью, она была проходная …". Лишь только то, что Яша один в дикой степи, заставляет меня поддержать его инициативу.

  Он великодушно предлагает мне играть белыми. Расставляем, каждый у себя на столе, фигуры, и я делаю классический ход Е2-Е4. Яша сразу же ушел в глубокие раздумья и когда убеждается, что ему ничего не грозит, делает ответный ход. Я переставляю на своей доске фигуры, а в это время ко мне заходит руководитель полетов – «РП», как принято называть эту должность.

  Василий Иванович, не только РП, но и мастер спорта по шахматам. В прошлом летал на истребителях, сейчас, в связи с уходом на пенсию, пришел работать к нам. Если я скажу что он хороший шахматист, то я ничего не скажу. Игрок он великолепный. На городских соревнованиях он победил всех, не оставив конкурентам ни единого шанса на победу.

  Василий Иванович сразу оценил ситуацию на доске и тут же подключился к игре. Я пододвигаю ему стул, чтобы было легче думать. Сам остаюсь на телефоне, транслятором и комментатором. Разумеется, говорить Яше о своем подкреплении не собираюсь, иначе не будет интриги. Василий Иванович делает ход, я передаю его Яше и ему, чувствую, ситуация на доске не понравилась. Он долго думает, бубнит в трубку, вроде: «Ну, Франц …, ты погляди …, ага…», наконец, объявляет свой ход. РП долго не размышляя, двигает фигуру, и по возгласам Яши, я понимаю, что он неприятно удивлен. Задумался. Наконец сиротским голосом сообщает о ходе.

  Немного подумав, Василий Иванович делает очередной ход и возвращается к диспетчерам. Я, повременив немного, сообщаю новый ход. Яша о чем-то начинает догадываться и спрашивает, кто со мной находится в помещении? Я с чистой совестью говорю ему, что я один, как Робинзон, который Крузо. Яша долго думает и сообщает свой ход. Я делаю ответный. Мне кажется, он ему понравился. Голос у него стал веселее, как будто выиграл по денежно-вещевой лотерее. Не размышляя, отвечает своим..

  В это время возвращается Василий Иванович и оценивает позицию на доске. Взгляд, которым он меня одарил, приберег бы для диспетчеров. Лучше бы мне с описанием радиостанции знакомиться, у меня даже уши покраснели. Делать нечего, ход за нами. Василий Иванович задумался, но ненадолго. Вскоре он передвигает фигуру и Яша, после долгого молчания, спрашивает: «А кто сегодня РП?»
Делать нечего, отвечаю, РП сегодня -  Василий Иванович. «Передай Василь Иванычу, что я поздравляю его с победой, а с тобой мы еще поговорим!»

  Откуда только он узнал, что это не я за доской сидел? Пришлось сознаться в обмане, но это ведь на пользу ему? Взбодрили мы его, тоску прогнали, все веселее дежурство покажется. Если завтра мне придется от него убегать, то догнать меня у него нет никаких шансов. А шахматы – это игра коллективная, особенно, если по телефону.

03. 12. 2013г.


Рецензии
Франц, добрый день!
Я к Вам с ответным визитом.
Прочитал Ваш рассказ, он весёлый, с интригой и написан хорошо, складно, так что мой Вам респект.

Рассказ называется "Шахматная партия по телефону", а я предлагаю Вам познакомиться с рассказом тоже на шахматную тему "Партия в шахматы на передовой" (http://www.proza.ru/2012/05/09/1090). Он должен Вам понравиться.

Мира Вам и добра!
С уважением -
Вадим Иванович

Вадим Прохоркин   14.08.2019 14:37     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.