Юбилей ветерана

           ЮБИЛЕЙ ВЕТЕРАНА

        Уютный камерный читальный зал Свердловской областной специализированной библиотеки для слепых был переполнен, люди стояли в дверях и примыкающем коридоре.

Юбиляр скромно сидел за столом президиума, опустив голову, уйдя в свои личные воспоминания, казалось все, что происходит вокруг, его не касается. Но стоило ведущему допустить малейшую неточность в перечислении событий его послужного списка, как голова юбиляра резко поднималась, и за этим движением следовало короткое, но решительное уточнение.

Я смотрел на знакомые черты лица ветерана? и все хотел понять причины его долголетия. Это не случайно – юбиляру 90 лет!

Поколению людей, родившемуся в далеком 1924 году, достались многие события эпохального мирового значения. Великая Отечественная война. Яков Тевьевич Грин был школьником, когда началась война – это событие и определило на многие годы судьбу его дальнейшей жизни.

Сразу после окончания школы в городе Свердловске в 1942 году Якова призвали в армию и направили учиться в военно-морское авиационно-техническое училище в город Пермь (тогдашний Молотов) для получения военной специальности авиамеханика. Прошли десятилетия после тех лет обучения в военном училище, но Яков Тевьевич до сих пор тепло вспоминает военных педагогов и начальника училища генерал-майора Цырулева, человека строгого, но справедливого.

Первые ощущения войны сержант Грин получил на Балтике в 3-ем гвардейском авиационном истребительском полку, с ним и прошел всю войну на Западе. «Конечно, механик – это не лётчик, не штурман, не стрелок, не подвергается ежедневной опасности, вспоминает ветеран. Но как любой фронтовик получает достаточно и обстрелов, и бомбёжек в полной мере. Главное в жизни механика – ожидание, когда выпускаешь в боевой вылет своего командира и ждешь: вернется или не вернется – это очень трудно».

В стихах Яков Тевьевич эти мысли выразил так:

Ушла эскадрилья, скрылась в ночи.
Как брошенный дом опустела стоянка.
Прожекторов взлетных погасли лучи,
Лишь в стартовом домике слышна морзянка.
Механик устал. Третью ночь он не спит.
Прилег на чехлы в глубине капонира.
Но сон не идёт – так тревожно в груди –
Из боя он ждёт своего командира.

Но вот бой, где-то там, в далёкой вышине, закончился. Машины вернулись на базу…

Механик привычно на плоскость вскочил,
Откинул фонарь, через борт перегнулся.
Но молча в кабине, сидит командир.
Он всё ещё там, он ещё не вернулся.
Он всё ещё там, где горят корабли,
Он там, где и небо, и море пылает,
Он там, где из двух остается один:
В воздушном бою ничьих не бывает!..

Но Победа над Германией в мае 1945 года для многих солдат Красной Армии не означала окончания срока службы. Его полк перебросили на Дальний Восток в порт Советская Гавань. Только в 1950 году в звании техника эскадрильи 563 транспортного полка он был демобилизован.

Молодому демобилизованному лейтенанту всего 26 лет. За плечами только одна военная специальность и опыт работы военного авиамеханика. Куда податься? На завод, или институт? Яков Тевьевич решает, что для дальнейшей жизни ему подходит завод, но в качестве инженера.

Это был не простой выбор. Нужно было после семи лет службы в армии восстановить все знания необходимые для поступления в вуз. Молодой человек в гимнастёрке по-военному подтянутый и собранный сдает документы в Уральский политехнический институт на энергетический факультет.

Через пять лет оканчивает его с отличием и получает направление в конструкторский отдел знаменитого на весь мир завода «Уралмаш», в бюро электропривода и информации.

Годы жизни бегут, наполняются событиями бытового и карьерного содержания.
В 1953 году Яков Тевьевич женится, прожил в счастливом браке почти сорок лет. Два выпускника Уральского политехнического Яков Тевьевич и его супруга Хася Лазаревна вырастили двух сыновей, которые по традиции семьи в свою очередь оба окончили механический факультет того же вуза.

На знаменитом «Уралмаше» инженер Грин в конструкторском отделе прошел все ступени инженера-конструктора: руководитель группы, главный инженер проекта, начальник бюро электрооборудования, руководитель ряда проектов по строительству прокатных станов многих городов СССР и зарубежных стран.
Сорок творчески насыщенных лет инженер Грин отдал любимому предприятию «Уралмашзавод».

Здесь к нему пришло признание коллег, как одному из лучших специалистов своего дела, что выразилось в многочисленных наградах от имени завода, Совнархоза, Министерства тяжелого транспортного машиностроения СССР, от правительств Болгарии, Румынии, ГДР, Чехословакии, Индии, Украины, Польши, а также многочисленные награды и Почетные грамоты Правительства Свердловской области.

Но история нашего государства, как и история всех граждан России, в том числе и Якова Тевьевича Грина, подошла к средине 90-х годов ХХ столетия. Страна переживала экономические и политические трудности, знаменитый «Уралмаш» не мог оставаться в стороне, сократились заявки на продукцию завода, началось сокращение кадров. Якову Тевьевичу уже семьдесят лет, пора уходить на заслуженный отдых.

Выход на пенсию. Какой психологический спад в жизни любого человека, привыкшего к большим творческим, физическим нагрузкам. А тут сразу – тишина. Молчит домашний телефон, никто не стучится в дверь для подписания деловых бумаг, никто не требует решения многочисленных производственных проблем.

Тишина… В придачу ко всему начало резко падать зрение.

В такой ситуации многие пенсионеры сникают, сдаются, и прерывают сей бренный путь…

Вся сложившаяся напряженная жизнь Якова Тевьевича противилась этой обрушившейся тишине, этому безделью, помноженному на ухудшающееся зрение. Та прошлая напряженная жизнь ушла безвозвратно, надо создавать новую среду обитания, новый круг общения, заводить новых друзей. Память подсказывает выход: «Вспомни, в студенчестве ты писал стихи, участвовал в озорной стенной печати». Яков Тевьевич начинает писать стихи:

Напрасно говорят: что было – то ушло.
Но можно ведь на жизнь взглянуть иначе:
Считай богатством прошлое своё –
Так с каждым днем ты станешь всё богаче.
Своё богатство раздавай друзьям,
Пусть будут и они тобой богаты,
Твоей души бессрочный календарь
Пусть помнят только радостные даты.
Мне скажет скептик: это лишь мечты.
Как роза без шипов не вырастает,
Так жизни из одних счастливых дней,
Увы, на этом свете не бывает!
Мой скептик, в чем-то, может, ты и прав,
Но коль с бедою встретиться придется,
Путь жизнь свой календарь перелистнет
И светлою страницей повернется!

Вот как глубо осмысливает своё прошлое человек, оказавшийся в новой для себя трудной ситуации. Всё своё прошлое Яков Тевьевич помещает в изобретенный им виртуальный «души бессрочный календарь», где помещаются «только радостные даты», и здесь же он не теряет надежды, что его изобретение, его календарь «светлою страницей повернется».

Но первая проблема зрение. Грин восклицает: «Как горько и как больно мне сознанье, того, что мир замкнулся в трёх шагах». Эту проблему Яков Тевьевич начинает решать по выстроенному плану, как инженер конструктор, который привык подходить ко всем проблемам с логарифмической линейкой и калькулятором в руках.

Грин отправляется в городскую школу для слепых «Ресурс». Здесь он встречается одновременно с сухим заскорузлым чиновничьим равнодушием и бескорыстной добротой. Директриса заведения на просьбу клиента: «Научите меня хоть «Брайлю» от удивления подняла брови и пробубнила привычное: «Зайдите завтра».

Грин пришел, при виде назойливого посетителя директриса потеряла чувство человеческого такта, и откровенно заявила: «Вы знаете, у нас не хватает денег даже детей учить, а вы тут взрослый… Директриса вовремя попридержала полет своих черствых слов, дальше было всё понятно: «путаются тут под ногами старики», и закончила фразу: «Нет, мы не можем».

Ещё один тяжелый удар судьбы мог получить заслуженный пенсионер. Но обстановку разрядила сидевшая в кабинете Галина Васильевна Лебедева:

- Ну и не надо, - возразила директрисе женщина, - приходите ко мне завтра, я буду учить вас даром, и без оплаты со стороны школы.
Через четыре месяца Яков Тевьевич освоил науку чтения по Брайлю.

Через двадцать лет они встретились Грин и Лебедева в этом уютном зале библиотеки для слепых. Грин прочитал стихотворение, посвященное этой заботливой женщине:

Не забываю я добра. Его вокруг не так уж много.
И счастлив тот, кому судьбой к нему указана дорога.
Добро не ценится в рублях, оно нигде не продается.
Добро - особый склад души,
                и далеко не всем дается.
Добро тебя не оградит ни от потерь, ни от разлуки.
Лишь только под твою беду
                оно свои подставит руки.
Надежным подопрет плечом
                и станет вдруг вторым тобою,
Беду разделит пополам и сил тебе прибавит вдвое.

Трогательная произошла встреча.

Грин освоил технику чтения по системе Брайля, но одновременно понял, что читать по Брайлю ему тяжело, а главное писать этим методом ему некому. От Галины Васильевны он узнал, что есть такая библиотека для слепых, в которой существует клуб громкого чтения «Берегиня».

Яков Тевьевич пришел в эту библиотеку и в этот клуб и стал постоянным посетителем библиотеки и клуба, а затем при библиотеке образовался благотворительный клуб «Уральский изюм», в котором постоянно выступают ведущие писатели и поэты города Екатеринбурга.

Яков Тевьевич через библиотеку слепых открыл для себя новых людей, новый круг общения, в его «души бессрочном календаре» судьба вновь «светлою страницей повернулась».

К юбилею Якова Тевьевича Грина библиотека для слепых опубликовала два авторских сборника стихотворений: «Души бессрочный календарь…» и «Особый склад души…»

В стихах поэт Грин тонко шутит над собой, окружающим миром, он живет насыщенной творческой жизнью, через этот юмор он управляет своей судьбой, потому и живет долго:

Я с гениев беру пример,
Теперь я им почти что равен:
По зрению почти Гомер,
По слуху же – почти Бетховен.
               
Или стихотворение «Запретный плод»

Я теперь такой примерный:
Не курю, вина не пью,
В карты тоже не играю
И на женщин не смотрю.
Не ищу я плод запретный,
Это мне напрасный труд:
Я хочу его отведать,
Да протезы не дают.

На стихотворные сборники Грина откликнулась Роза Ахтямова из Мурманска писатель, поэт, переводчик, статьей «Полет ширококрылых вдохновений…», где отметила «Многогранное, разнотематическое творчество Якова Грина, безусловно, вызовет интерес у читателей любого возраста, и потому наш автор вполне современен. «Пусть душа никогда не ослепнет» - такова установка поэта, данная самому себе. Размышления о времени, о смысле жизни, тонкие наблюдения отличают… стихи Якова Грина».

Присоединяясь   к этим словам рецензента, хотелось бы отметить, что весь вечер, посвященный юбилею Якова Тевьевича, транслировался по скайпу,  и Роза Ахтямова была непосредственным участником этого события.

Завершить эту статью хотелось бы глубоко продуманным советом Якова Грина, прежде всего для себя, но этот совет полезен для всех начинающих поэтов. 

Зря ты мнишь себя поэтом.
Но какой же ты поэт,
Коли чувства ритма нету
И чутья на рифмы нет.
Не любое лыко в строку.
Бойся громких слов пустых.
Научись сначала думать,
Уж потом берись за стих.
Эта фраза не насмешка,
Это мудрости зерно,
И не я её придумал,
А бессмертный Буало.

Юбилейный вечер закончился, слушатели зрячие, слабовидящие и полностью слепые потянулись к юбиляру за автографом. Я смотрю на него, такого смущенного от всеобщего внимания, которого, как мне показалось, он не ожидал. Я думал: «Его жизнь в последние двадцать лет прекрасно удалась, и всё это стало возможно только благодаря тому, что Яков Тевьевич не расслабился, не растерялся, а жил по программе «создай себя сам». Он выполнил эту программу.
                Владимир Голдин, основатель и руководитель клуба «Уральский изюм», при областной библиотеке слепых г. Екатеринбург.


Рецензии
Хорошо написано, Владимир! В биографии ветерана показана целая эпоха. Очень хорошо показан характер Якова Грина - не опускать руки ни при каких обстоятельствах. Дальнейших Вам творческих успехов! С уважением,

Геннадий Сотников   17.06.2014 09:13     Заявить о нарушении
Геннадий, признателен за отзыв. А все таки ветераны были замешаны эпохой крепче, чем нынешняя молодежь. Или я ошибаюсь? С уважением.

Владимир Голдин   17.06.2014 13:03   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 23 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.