Беседа десятая

- Слушай, ботаник, ты у нас исследователь. Вот я сейчас тебе задачку задам — мозги свернешь.
 - Ты смотри как заинтриговал. Я даже голову повернул в твою сторону. Давай выкладывай.
 - Однажды я сидел в неком учреждении и, в ожидании своей очереди, смотрел в окошко. Любовался красивым пейзажем и вдруг мне пришло в голову, что подобный пейзаж может быть где-угодно, то есть, глядя на него, я не знаю наверняка, где это находится. Я представил себе, что это может быть Болгария (мысленно я перенесся по карте в эту страну), затем представил себе, что это возможно Новая Зеландия (снова мысленно перенесся по карте), затем Франция, Чили и так далее. Так я, глядя на пейзаж, мысленно носился по географической карте до тех пор, пока в моем мозгу не нарушился поток интерпретаций. И в этот момент, то есть, в момент НЕЗНАНИЯ того, где это находится, я пережил очень яркое и очень приятное эмоциональное восприятие. Даже осмелюсь сказать — экстатическое восприятие.
 - Задачка-то где?
 - Какой ты прыткий! Я еще не закончил. Итак, первый вывод — незнание того, где ты находишься, порождает яркие эмоциональные переживания. Это факт, потому что у меня есть такой реальный опыт. А вот теперь самое интересное. Представь себе человека, который приехал в знакомый ему город, но в нем все говорят на незнакомом языке, или все ходят голые или еще что-то из ряда вон выходящее. Одним словом, в какой-то момент он приходит к тому же, что и я, то есть, к незнанию того, где он находится. Но в отличие от меня он будет испытывать жуткий страх. Вопрос — почему незнание в одном случае порождает приятное экстатическое переживание, а в другом случае страх?
 - Для начала вопрос — где действительно ты находился во время своего эксперимента?
 - Во Франции.
 - Первая версия такая — ты стремился к незнанию осознанно, то есть, целенаправленно устранял уверенность в том, что это Франция, а у человека из твоего примера уверенность пошатнулась вследствие сложившихся обстоятельств.
 - Ну и что? Резальтат же один и тот же — незнание.
 - Ответ неверный, потому что результаты разные. Ты пришел именно к незнанию, что и явилось следствием твоего переживания, а человек пришел к сомнению в том, что это именно тот город, в котором он находится.
 - Но если человека охватило сомнение в том, что он находится именно там, где он находится, то это и означает, что в какой-то момент он пришел к незнанию того, где он находится.
 - Я не согласен. Сомнение это одна из граней того же страха, а страх это негативная эмоция. Незнание же в первую очередь приводит к отсутствию эмоционального негатива и твой эксперимент тому подтверждение. Простой пример — ты видишь фото с красивым пейзажем. Даже если ты не знаешь, где конкретно находится этот пейзаж, ты всё равно, рассматривая фото, будешь испытывать чувство красоты. Можно протестировать еще одну версию - с позиции желания. Ты желал именно этого — не знать. Человек же совсем наоборот страстно желал вернуть ускользающую уверенность. То есть, он испытывал страх потерять эту опору в виде уверенности.
 - Почему же у меня потеря этой опоры не вызвала страха?
 - Не знаю, но обязательно подумаю.


Рецензии