Школа, чтение, Базаров

(в память о ненаписанном сочинении по "Отцам и детям" И.С.Тургенева)

Она любит Базарова давно (сколько преподает, столько и любит), обожает, ревнует к ненавистной Одинцовой…

– Ты что понаписала? Тема какая, – помнишь? – трясет она моим сочинением.
– «Базаров – герой…»
– Отлично! А ты о чем пишешь?
– О том, что герои бывают разными: положительными, отрицательными... И сам героизм не всегда нравственно безупречен. Вон, Герострат - сжег храм, чтоб потомки помнили… По сути – акт вандализма совершил или, если хотите, чужую святыню оскорбил, – как угодно, только все равно нехорошо.
– Причем здесь Герострат?

Герострат, действительно, не причем. Она Базарова любит всем своим существом, самозабвенно и пламенно: глаза горят, на щеках румянец, руки трясутся. «У… – думаю, – это личное, сокровенное, и не в тексте дело, а в жизни».
– Переписать! – швырнула она сочинение на парту.
– В смысле? Базарова идеальным выставить?
– Ничего выставлять не надо. Все уже написано! Просто надо уметь читать, вдумываться! Ты ж интеллигентная девочка!
– Нет! – говорю. – Мещанка я!

«Интеллигент», как и «герой», смущает меня неоднозначностью. А с «мещанами» – просто: есть у тебя "место" в жизни (дОма, на работе, в сердцах друзей и вообще людей, в деле, которым ты занимаешься), есть свой мир (разум, душа, характер), свое, с тобой родившееся бытие (которое с тобой и уйдет), – вот и разбирайся, и наводи порядок, поддерживай чистоту, чини, обновляй, умножай и совершенствуй.

– Вот именно! Именно мещанка! – кипит она. – А Базаров – личность, размах! Таких не любят, – они слишком умны, слишком благородны, они по праву презирают человеческую серость! И серость мстит! Их гонят, избегают, не понимают. Но прозрение приходит! Рано или поздно! Потому что такие как Базаров, двигают человечество, не дают ему замшеть… В этом смысле, он - человек будущего! И будущее воздаст ему славой! 

«Так вот в чем дело, – думаю. – Славы хочется!» Жалко мне ее стало. Она в эту будущую славу, как в бога верует, отними у нее эту веру, – как ей жить?

– Перепишешь?
– Зачем? Для меня с героизмом Базарова не все ясно, а уж со славой…
– И что тебе не ясно?
– Да не уверена я, что по Тургеневу, именно так получается...
– Почему же?
– Да потому что Базаров со временем стал «чем-то вроде шута горохового» для своих мужиков, а вот Одинцова, по Тургеневу, вышла замуж за одного из будущих русских деятелей, и, хотя вышла не по любви, может дожить до счастья, и «пожалуй, до любви».

Обожайте Базарова, ревнуйте, прославляйте в веках, – но мне позвольте любить И.С.Тургенева, вернее его произведения; позвольте считать, что ни одно слово у классиков не бывает случайным или неточным; и все, что написано – от основного сюжета до заключенного в скобки вопросительного или восклицательного знака, – написано неспроста; разрешите, говоря о Базарове, исходить из текста самого романа.

– Не перепишешь, значит?.. – нотки угрозы и возмущения нервно мешаются в ее  голосе. – Единица в журнал и тройка в четверть!..
– Как скажете… – я не из идейных, просто бываю упертой.
– Не думала я… Не думала… - отчеканила как словно прокляла. - Ладно, напишешь о природе: «Природа в произведениях Тургенева». И завтра же принесешь! А теперь иди…

Я безмолвно удалилась, унося на себе ее тяжелый презрительный взгляд.


Рецензии
Здравствуйте, Инга!
Не предполагала, что и сейчас могут кипеть такие страсти при упоминании героя романа И. С. Тургенева " Отцы и дети"!
Роман оказался в школьной программе в советское время. Ничего особенно в том произведении русского писателя-классика нет. Некое трение между "отцами" и "детьми", предполагаю, появилось с первой минуты, как возникло человеческое сообщество. И не только у родных отцов и детей; проблема шире (была и есть, и должна быть!): старшее поколение и молодое поколение.
Базарова можно только пожалеть. Некие разочарование, депрессия (подобное случается со всеми) привели его домой, к родителям. Он хотел, чтобы душа его оттаяла. А дальше несчастье; заражение и смерть. То есть молодой человек не успел как следует небо над головой рассмотреть.
Советские учителя вынуждены (чиновники от образования требовали, а от них - коммунисты) были лепить героев из не героев. До нелепостей доходило.
Одного из героев романа Н. Чернышевского "Что делать?" - Рахметова сделали революционером; сочинения о нём писали. А в книге написано, что он богатый помещик; а на гвоздях лежал, потому что - анахорет; другими словами - с жиру бесился. А вообще, это эротическое произведение.
То же самое случилось с героем романа Н. Островского "Как закалялась сталь" - Павлом Корчагиным. В книге написано, что та маленькая железная дорога не так уж и была нужна. Группа молодёжи (по замыслу автора)кинулась её строить. Без подготовки строительства. Результат: болезни. Нет там героизма; лишь легкомыслие.
Книга странная, мало вразумительная. Те события были не в России. Но Н. Островский тяжело болел и знал, что обречён редкой болезнью (какая-то генетическая аномалия). Поэтому можно ему простить писательский грех. Из разных мемуаров видно, что над его книгой хорошо потрудились московские редакторы - идейности много прибавили.
Все эти книги "изучали" в школе. Но с советским акцентом.
Простите за большое письмо.
Всего хорошего!

Лариса Прошина   02.03.2021 19:26     Заявить о нарушении
Спасибо, Лариса. Спасибо не столько за письмо, сколько за внимательное отношение и к литературе, и к авторам. А "акцентов" идеологии и времени смущаться не стоит. Классика потому и стала классикой, что остается неуязвимой для тех, кто готов читать внимательно. С огромным уважением, Инга

Инга Сухоцкая   28.03.2021 10:04   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.