Тени великой любви часть2 глава9

Лидия и Влад Цепеш
Ужас Румынии



Был в Мунтьянской земле воевода,
христианин греческой веры,
имя его по-валашски Дракула,
а по-нашему – Дьявол.

Ф.Курицын
« Сказание о Дракуле воеводе»




Декабрь 1431 года был особенным. Мало кто помнил такого пронизывающего холода и ледяных ветров, непрерывно дувших с Карпат. Трансильвания была упрятана под снегом, и Сигишоара в долине скованной льдами Тарнавы, спала под его покровом. В этом ледяном безмолвии было что-то навязчивое, фатальное, как затянувшийся сон, и только звук колокола местной церкви иногда растекался над слепыми холмами.

В одну из мрачных декабрьских ночей, в самый темный ее час, у валашского воеводы Влада II Дракула родился сын. С его появлением на свет поднялась буря, рвалась, билась, с воем швыряла в ставни пригоршни ледяных брызг. Бабка-повитуха, словно не замечая данного на годы пророчества, перекрестила новорожденного и завернула в чистый холст. Младенца нарекли Владом.

Влад III Дракул Цепеш, господарь Валахии, патриот, человек, обладающий великой доблестью, проживет всего 44 года, и судьба его будет отмечена печатью рока. После таинственной гибели в 1476 году и сомнительных похорон, звезда Дракула не померкнет, и его мрачная слава переживет века. Сегодня в Румынии Влада Дракула Цепеша почитают как национального героя.

Но сейчас на дворе 1431 год. В ту зиму князь Влад II Дракул находился в Сигишоаре, городе близ границы Валахии. При поддержке императора Священной римской империи Сигизмунда Люксембургского, Дракул претендовал на трон Валахии. Шансы у него были, и в 1436 году он восходит на престол.

Имя Дракул не является родовым, Влад II получил его благодаря членству в ордене Дракона, рыцари которого давали обет посвятить свою жизнь борьбе с темной силой, которая в ту мрачную эпоху ассоциировалась с турецкими ордами, как туча наползавшими на Европу с юго-востока, и грозившими поглотить собой все. Это имя перешло по наследству Владу и его братьям Мирчо и Раду. Рыцари ордена Дракона носили изображение убитого Георгием и висящего на кресте с распростертыми крыльями дракона, как напоминание о данном обете. В отличие от всех остальных, Влад II открыто носил знак ордена, изображал на стенах возводимых им церквей, и чеканил на своих монетах. В глазах народа, мало разбиравшегося в геральдической символике, Влад Дракул выглядел дьяволопоклонником, поскольку «дракул» в румынской транскрипции означает не только «дракон», но и «дьявол».   

А, когда, в 1438 году османы совершают грабительский поход в Валахию, и Влад II Дракул с сербскими войсками сопровождает их, ни у кого не остается сомнений, что господарь Валахии и есть сам дьявол.

История Валахии восходит к древним временам. Отсюда, с этих территорий, вышли гунны, ускорившие падение античного льва – Рима. Именно с этим дремучим краем связано имя Аттилы, легендарного вождя гуннов. На исходе XIII века Валашское княжество основал «черный князь», имя которого кануло в лету. Историки же считают его основателем Басараба I. В 1310 году Валахия начала свое существование под гнетом Венгрии, потом было столетие независимости и, наконец, в 1415 году господарь Валахии, дед Влада, признает сюзеренитет султана Османской империи.

Уже пять столетий вьется за Дракулой темный шлейф его страшных деяний. Он пронесся по жизни стремительно – вороной храпел и грыз удила, с обнаженным мечем, оставляя за собой кровавый след, ужас и черную молву. Еще при жизни Дракул стал героем многих легенд, его панически боялись, но, несмотря на совершенные им зверства, народ того времени, мало чувствительный к жестокости, отзывался о нем с оттенком восторга. Нам, современным людям, трудно это понять, но такие были времена: чем больше крови проливал правитель, тем больше любви заслуживал; таким правителям давали прозвища Божественный, Мудрый, Справедливый. В этом было что-то патологическое, пугающее, и это еще больше выявляет страшный колорит эпохи. Из множества вояк Дракул выделялся тем, что основной его задачей был не грабеж, а убийство, а еще точнее – производимое им впечатление. Но он вряд ли был патологическим садистом, он не наслаждался чужими страданиями, он просто делал то, что считал нужным делать, он был чуть белее жесток, чем его кровавая эпоха. Он мало ценил чужую жизнь, как, впрочем, и свою собственную. Так кем же был Влад Дракул на самом деле? Было ли этому гордецу, психопату, прирожденному воину знакомо чувство любви? Мы можем попытаться разобраться в этом вопросе, однако без гарантий установить истину – пласт времени слишком велик, а исторические документы неточны, если не сказать больше.

Владу Дракулу Цепешу довелось жить в сложное время, время глубоких потрясений. Маленькая православная Валахия стиснута мусульманской Турцией с юга и католической Венгрией с севера. И те и другие оказывали свое давление, именно с этим связано непостоянство военной политики княжества. Положение еще более ухудшится  после 1453 года, когда под ударом Османской империи падет Византия. Османская империя неуклонно расширяла свои границы, подчиняя себе государства одно за другим, и не было силы, способной остановить нашествие.

Султан Мехмед II Завоеватель не без оснований сомневается в преданности Влада II Дракула. Именно поэтому в 1442 году последний вынужден отдать в заложники Турции своих сыновей, десятилетнего Влада и шестилетнего Раду Фурмоша. Здесь, в крепости Эгригез, Влад проведет 6 лет, здесь же получит известие о том, что отец, маневрировавший между двух огней, и старший брат Мирчо, казнены венграми. Отныне жажда мести движет юным Владом. Годы, проведенные в турецкой неволе, сделали его бескомпромиссным, не знающим жалости, законченным пессимистом – заложником неизбежных иллюзий бытия.

Мехмед II освобождает Влада, и уже в октябре 1448 года тот оказывается под проливными дождями Тырговиште, в самом эпицентре сражений за валашский трон. Но, ставленник султана продержался на троне недолго, всего лишь два осенних месяца, и Янош Хуньяди Корвин, регент венгерского королевства – именно тот, по чьему приказу был казнен Влад Дракул-старший – смещает Влада III, и тому только и остается, что бежать в союзную Молдавию под покровительство Богдана Молдавского.

Владу 17 лет, и он не умеет прощать. Потери, разочарования и предательство – все, что он видел в жизни. И он убежден, что лишь сила способна вершить политику. Однако с силой Османской империи он считаться не намерен. Три года Влад проводит в Молдавии, где сражается в составе армии Богдана II против Польши. Тогда же он и знакомится со Штефаном чел Маре, будущим Стефаном III Великим. И именно здесь, в Молдавии, судьба делает ему подарок. Влад встречает свою первую и, возможно, единственную любовь. Ее зовут Лидия. Она дочь беглого румынского боярина, и все, чего она желает – укрыться от мира в монастыре, там, где по ее мнению, нет ничего, кроме божьей милости.

Влад сражен ее красотой, не проходит дня, чтобы он не думал о ней. Он дышит с трудом, словно пронзенный острым клинком, и в груди у него трепещут бабочки. Он готов преклониться перед Лидией, пасть на колени, обещать что угодно, лишь бы она была с ним. Это была любовь искренняя, сильная, она сжигала Влада изнутри, но без нее он уже обойтись не мог. Когда он смотрел на Лидию, ее бледное лицо, отмеченное печатью страсти, черные волосы, змеями лежащие на плечах, ее темные глаза без блеска, ее припухшие губы, он особенно ясно понимал, что теперь оторвать от него Лидию можно только с кровью и частями его собственной плоти. В любви Дракул был так же неистов, как в сражениях. 

И он уговаривает девушку остаться с ним, стать его женой. Она выполнила его просьбу. Правда, вместе они были недолго…

В 1451 году Петр III Арон убивает своего брата Богдана с тем, чтобы захватить трон. Влад Дракул предпринимает новый побег, теперь в Трансильванию, под защиту Яноша Хуньяди. Четыре года пребывания в Трансильвании, сражения с турками, и холодное ожидание своего часа.

В Трансильвании, едва обретя свою любовь, он, в результате предательства, потерял ее. Лидии ложно донесли, что Влад погиб, пал на поле сражения. И она поверила, сразу и безоговорочно. Искатель бесконечного, тот, кто так желал свободы для своей родины, кто так верил в эти химеры, тот, кого она любила – погиб. Она поверила в то, что ее рыцаря больше нет. Есть такой предел человеческой боли, за который человек уже не может переступить, где само бытие становится точкой отсчета и завершения, где кроме боли нет ничего, где сама боль становится всем миром. А тому, у кого есть все, можно подарить только смерть. Но она ждала, столько, сколько смогла. День сменялся ночью, и алые рассветы заливали полнеба. Много раз Лидия поднималась на башню, и там, беззащитная перед ветрами, которые приходят ото всех сторон, она вглядывалась вдаль, ожидая всадников.

Он говорил ей, что нужно жить без надежды, но она надеялась; проходили дни, и надежда таяла, как кусок сахара в слишком горячей воде. Ничего не было, кроме этого замка, этих широких полей и темного леса до самого горизонта. И однажды вечером, когда расплавленное солнце подожгло запад, плавно сползая к лесу, в его холодную стволистую мглу, она увидела небольшой отряд. Всадники мчались к замку, держа наперевес длинные копья. Лидия почувствовала, как перехватило горло, как птицей забилось сердце. Влад! Он жив, все оказалось ночным страхом. Но всадники приближались, и на них была турецкая форма. С первым ударом в ворота она подошла к краю башни и бросилась вниз.

…Лидию уложили на постель, укрыли мехом. Ее расчесанные волосы лежали на груди, почти закрывая белую шею. Она как будто спала. Мягкая тень от ресниц едва колыхалась в дрожащем свете свечей. Влад сидел у постели и долгим взглядом смотрел на Лидию. Зачем он не снял турецкую форму? Как он мог допустить роковую ошибку? Но было уже слишком поздно. Волки выли где-то вблизи замка. И такой непроглядной была ночь.

Судьба несправедлива. Делает подарки и тут же отнимает. Все уходит как песок сквозь пальцы, Влад чувствует, что ничего в этом мире не может назвать своим. Пусть так. Он – воин, и он отомстит этому миру за свои потери. Врожденные расстройства личности нашли свое развитие теперь, после потери Лидии. Ему никого и ничего не жаль, все, что для него имеет ценность – это его собственные сверхидеи. Например, власть, справедливость, как он ее понимает, и поэтому он живет, меча не выпуская из руки.

Решающий час настал 20-го августа 1456 года, когда от руки Влада гибнет его предшественник. Беглый правитель снова на троне. Ему 24, и он знает, что не имеет права на жалость. Так начались шесть лет правления, в которые Влад Дракул Цепеш совершил свои деяния, стал национальным героем, мучеником, а в понимании многих – патологическим садистом и извергом.

Кажется, сама жизнь Влада Дракула – непрерывная цепь экстремальных ситуаций, острых граней, по которым ему до сих пор удавалось скользить.

Со времени правления Дракула-старшего прошли годы, а положение Валахии на политической арене только ухудшилось. Соседи уже лишились свободы, пала Византия, католический Запад агрессивно насаждает свою религию на новых территориях. Над Румынскими княжествами, как серые зимние сумерки нависла турецкая угроза. Однако Валахия – вассал Османского султана, это пока удерживает Мехмеда от вторжения. Укрепив свои позиции, Влад прекращает выплату Турции дани, но пока еще не решается бросить вызов. Мехмед требует Влада к себе, отправив на переговоры Юнус-бея, самого хитрого дипломата того времени. Его поддерживает четырехтысячное войско. Влад Дракул соглашается на встречу. Больше Мехмед не увидит ни своего посла, ни войска. Цепеш с трехтысячным отрядом берет турецкое войско в кольцо, ни одному солдату не удается вырваться. Мехмед в ярости. Никто не смеет вставать на пути империи!

Теперь война была неизбежна.

Враг силен, а положение Валахии отчаянно. Тем не менее, Дракул готовится к войне. И на исходе 1461 года первым наносит удар по занятым турками пограничным крепостям, предпринимая тактику ведения быстрой войны. Находясь длительное время в турецком плену, он отлично изучил военную тактику противника. Теперь эти знания пригодились. Но, понимая, что в одиночку ему не выстоять, обращается к союзникам. Для этого едет ко двору Матиаша Корвина.

Город Секешфехервар – резиденция короля - раскрыл свои тяжелые ворота, и всадники поскакали по его гулким каменным мостовым к королевскому дворцу. Вороны кружили над высокими шпилями, и не было места на земле, где Влад Дракул нашел бы покой для себя. Во дворце его ожидали. Матиаш Корвин сидел в кресле, расставив локти, в окружении воевод и бояр. Одержимый идеей противостояния Османской экспансии, Влад не отвлекается на посторонние предметы, и не видит, что пара прекрасных глаз следит за ним с той минуты, как он вошел.

Это была Илона Жилегай, двоюродная сестра короля, находившаяся здесь же, в зале, в окружении женщин. С суеверным страхом смотрела она на него, на его невысокую, коренастую, сильную фигуру, замкнутое выражение лица, орлиный нос и сильный выбритый подбородок. Она почти ничего не понимает из того, что он говорит, она только вслушивается в голос, его глухое рокотание. И когда он обратил на нее свои угрюмые, горящие странным светом глаза, она, еще ничему не найдя объяснения, поняла, что пойдет за ним, куда бы он ни направлялся.

Венгрию Влад покидал в сопровождении молодой жены и, заручившись поддержкой Матиаша Корвина, который, называя его «своим братом», все-таки предаст его, несмотря на то, что получил от папы Пия II крупную денежную сумму на организацию крестового похода против Турции.

К этому времени Мехмед Завоеватель во главе карательных войск уже направился к рубежам Румынии. Его сопровождает Раду Фурмош, принявший мусульманство. Младший брат Влада претендует на трон Валахии. Обстоятельства снова против Цепеша. Рассчитывавший на помощь Штефана чел Маре, который, кстати, обязан Владу троном,  и Матиаша Корвина, он остается в одиночестве. Но Дракула не останавливает ни численное превосходство противника, ни гнев Мехмеда, он продолжает войну, поражая врагов своей жестокостью и даром полководца. Сражения следуют одно за другим, 1462 год истекает кровью. 17 июня на подступах  к Тырговиште Дракул предпринимает ночную атаку. Военный лагерь османов разгромлен, в ту ночь они потеряли более 30 000 воинов. 

И все же силы не равны. Дракул бросает части разбитой армии и бежит в Венгрию. Бояре, недовольные правлением Влада III, сплачиваются вокруг нового турецкого ставленника. В Венгрии Влад Дракул схвачен и заточен в Вышеградском замке. Матиаш Корвин ложно обвиняет его в сговоре с турками. Удобная позиция, особенно учитывая стремление короля избежать нежелательной войны с Турцией, и не возвращать папские деньги. В Вышеградском замке Дракулу суждено провести 12 лет своей жизни.

Здесь же, в башне Соломона, находятся его жена и трое сыновей, двое из которых родились уже здесь. Постепенно надзор за Цепешем ослабевает, он может уже бывать при дворе короля, и даже носить оружие, правда только на своей территории. Неволю Влад переносит со стоическим фатализмом. Он лишен свободы, но не лишен жизни, а значит – своих идей.

Тем временем ситуация на политической арене изменилась, теперь Турция угрожает Венгрии.  Дракул снова на свободе, и снова с мечем в руке. Бои идут в Сербии, Дракул захватывает крепости врага одну за другой. Одно его имя наводит на османов ужас. Дракул вновь оказался полезен.

26 ноября 1476 года Цепеш сбрасывает Лойоту Басараба, фактического господаря Валахии, и сам – уже в третий раз – становится господарем. Сражения продолжаются, турки отступают все дальше на юг. В одном из сражений в самом конце 1476 года Влад Дракул погибает.

Его смерть и похороны загадочны, а версии противоречивы. Кто-то считает гибель Дракула результатом боярского заговора, кто-то – тайной политики султана. Некоторые даже приписывают его смерть нелепой случайности. Версия заговора валашских бояр кажется наиболее правдоподобной. В этой среде у Дракула было множество врагов, вокруг него постоянно плелись паутины интриг, но заговоры, как правило, раскрывались. Дракул был, как барс, осторожен, окружал себя множеством телохранителей, подобраться к нему достаточно близко можно было только в бою.

Гибель господаря привела к разгрому и полному уничтожению валашского войска.  Прекратилось всякое сопротивление, и Валахия надолго попала под османское влияние.

Могила Влада Дракула находится в Снаговском монастыре, ктитором которого он был.  По рангу, приличествующему господарю, могила должна была находиться под полом церкви у царских врат. Однако на самом деле останки Дракула были обнаружены у входа напротив почетного места. Скорее всего, это было связано с желанием скрыть истинное положение захоронения.

Старинный род Дракула не прервался, потомки его живут и поныне, сохранив качества, присущие аристократам.


Рецензии