Папа володя

  Папа Володя позвонил утром. Алексей, услышав его голос, просто не поверил своим ушам. Два года ни встречи, ни звонка - и вдруг на тебе. Голос напряженный.
-Ты знаешь, Леша, Джесика умерла. Не смогла пережить мамину смерть.
-Да ладно тебе, мама скоро два года как умерла, а Джесике уже было 17 лет. Собаки столько не живут.
-Вот и в ветеринарке мне так же сказали.
Трубка вздохнула и замолчала. Молчал и Леша. Слишком хорошо знал он своего отчима, чтобы поверить, что тот звонит ради сообщения о собаке.
-Так я к чему... Жизненное пространство как бы освободилось. Может, переедете с Женей пожить?
Алексей от неожиданности чуть не выронил трубку.
-Папа Володя, ты не заболел?
Молчание, а потом неожиданно:
-Да, Леша, заболел! Вчера был у врача, говорит, осталось не больше полугода, - В голосе отчима вдруг послышались так не свойственные ему просительные нотки, впрочем тут же заглушенные обычным смешком. – Представляешь, стакан воды подать будет некому, я уж не говорю: глаза закрыть. Поживите с Женей, а потом в этой квартире и останетесь.
Леша знал, что квартиру отчим давно завещал Ане, дочери, живущей в Германии. Было маловероятно, что он вдруг изменит завещание. Обещал он всегда очень щедро. Леша помолчал.
-Ты вообще-то помнишь, что нас не двое, а трое? Ты зовешь нас с Женькой, а Маруся?
- Нет, конечно, и ее тоже.
- Ты ведь не переносишь шума и беспорядка, а Маруся очень подвижная, ее на месте не удержишь. Ты будешь раздражаться, сам изведешься и ее задергаешь.
- Ничего, потерплю.
- Я тебе вечером перезвоню.

  Была суббота. В этот день Алексей обычно ходил куда-нибудь с дочерью, но тут порадовался, что не успел ей ничего пообещать. Сонным голосом спросила Женя:
-Леша, это кто звонил?
- Спи, потом все расскажу.

  Весь день Алексей думал и вспоминал. Папа Володя появился в его жизни, когда родного отца уже не было. Отца он помнил плохо. Те, кто его знал, говорили, что был он добрым,  уступчивым, очень умным, но пьющим. Такого отца Толя не помнил. Он был совсем маленьким, когда отец, пьяный, перебегал дорогу на красный свет и был сбит мотоциклом. Травма была тяжелая, никто не верил, что он выживет. Леша тогда две недели жил у бабушки, а мама сутки напролет проводила в больнице у папы и вытащила его, как тогда говорили, с того света. Примерно через год после травмы у отца начались припадки эпилепсии и, несмотря на мамины старания оградить сына от тяжелого зрелища, Леша один раз видел, как отец бьется в судорогах. В это же время у него стал портиться характер: он становился  мелочным, придирчивым, а потом и злобным. Угрюмый и мрачный, он был всем недоволен. Однажды после домашнего скандала мама выскочила на улицу, отец – за ней. Леша видел в окно маму, бегущую по снегу в домашних тапочках и халате, отец догнал ее и стал душить. Маму спасли проходящие мимо мужчины.

  Вскоре  родители развелись, и Леша больше отца не видел. Он самозабвенно любил маму, и после этого ужасного зрелища  принял первое в жизни взрослое решение. Он решил убить папу. Он так часто  представлял себе, как это будет. Вот он взрослый, высокий и сильный, звонит в папину квартиру, папа открывает дверь.
-Вы к кому?
-К тебе.
-Простите, а вы кто?
-Я твой сын, и я пришел тебя убить.
Тут Леша достает пистолет и направляет его на отца. Откуда у него будет пистолет, Леша не думал. Отец в панике, он не понимает, за что.
-Ах, ты не понимаешь,- усмехается Леша. –За маму.
Отец падает на колени, плачет, молит о пощаде, но Леша неумолим.
    -Не унижайся! -говорит он, - умри как мужчина.
Эту фразу Леша слышал по телевизору, и она ему очень нравилась. Ему порой делалось жалко отца, но он не позволял себе поддаться жалости. Он спускал курок и уходил, оставив труп на лестничной площадке.
 
  Однажды мама пришла домой грустная и сказала: «Алеха, ты знаешь, беда какая: наш папа утонул. Наверное, у него в реке случился приступ, он ведь очень хорошо плавал». Мама обняла Лешу, а он плакал горько и долго. Мама удивилась, она не думала, что мальчик так любил отца, а Леша плакал злыми слезами отчаяния. Рухнула его мечта: не сможет он отомстить отцу. И тогда он принял другое решение: он никогда не женится. Не женится для того, чтобы больше не было на свете Озеровых, которые обижают женщин.
 
  А через год, когда Леше было уже семь лет, появился папа Володя. Сперва он был просто дядей Володей, потом, когда родилась Аня и стала звать его папой, Леша тоже стал называть его папой, добавив имя. Дядя Володя совсем не был похож на Толиного отца. Отец был небольшого роста, худощавый, с пышной копной волос. ПапаВолодя  -огромный, толстый, лысый, с постоянной иронической улыбкой. Всем, кто с ним общался, казалось, что он знает что-то такое, что другим неведомо. Рядом с ним  мама, маленькая, тоненькая, казалась совсем крошечной. И Леша почему-то сразу же стал ее жалеть.

  Папа Володя окончил очень престижный факультет Университета: математической лингвистики. Но не работал по специальности ни одного дня. Их  было всего шесть, выпускников, но ни один не был востребован. Он свободно владел тремя языками, но особенно виртуозно изъяснялся на матерном. В этом ему поистине не было равных. Он не только пересыпал свою речь нецензурными словами, но мог строить из этих слов целые предложения, да так, что было вполне понятно, о чем идет речь. Папа Володя много читал, о прочитанном всегда имел собственное мнение, часто отличное от общепринятого. Он был очень гостеприимным, в доме часто собирались его бывшие одноклассники и товарищи по университету. Готовила на стол, конечно, мама, а он обычно критиковал и меню, и качество блюд и обвинял жену в неумении принять гостей дешево и вкусно. Хлебосольный хозяин, он очень любил напоить гостей допьяна, при том, что сам он не брал в рот спиртного. При следующей встрече он рассказывал, кто как себя вел в прошлый раз. А рассказывать он умел так, что слушатели рыдали от смеха, сам же он оставался непроницаемо  серьезным. Леша долго старался научиться рассказывать смешные истории и анекдоты, оставаясь серьезным, но ему это давалось с трудом.
 
  Но вообще многому, очень многому научил папа Володя Лешу. Он приохотил его к чтению и чувствовал себя глубоко оскорбленным, если Леша не прочитывал рекомендованной им книги. В своих оценках он был категоричен: «Что, тебе не нравится Курт Воннегут? Тогда читай Чаковского! Не понимаешь Бродского? Читай Сергея Михалкова!» И циничному отношению ко многим вещам Леша тоже у него научился. Однажды их класс возили на экскурсию к памятнику героям революции. Леша, собираясь, нашел только один шерстяной носок, второй куда-то задевался. Он надел простой, а день был холодным, и пока учительница рассказывала о вкладе местных героев в строительство счастливой жизни, он сильно замерз. Его сочинение на тему: «Что я чувствовал, стоя у памятника героям революции» было самым коротким в классе. «Я чувствовал,- писал Леша, - что у меня очень замерзли ноги, особенно левая». Маму вызвали в школу, она вернулась расстроенная, а папа Володя хохотал: «Наш человек!» Потом вдруг стал серьезным: «Ты что, Алеха, совсем идиот? Не понимаешь, где и что можно писать, а где и что – нельзя? Не мог написать, что у тебя мурашки бежали по телу, а на глаза наворачивались слезы?» Леша был способным учеником, двойные стандарты он понял сразу.

  Папа Володя научил Лешу играть в шахматы и практически во все карточные игры. Он же объяснил ему, по его словам, золотое правило картежника: никогда не отыгрываться. «Выиграл или проиграл, все равно, закончил – уходи. Начнешь отыгрываться – последнюю рубашку с себя снимешь». Леша был азартен, играть любил, но этому правилу следовал всегда. Отчим же научил его любить хорошую музыку. Сам он покупал абонемент в Филармонию и не пропускал ни одного концерта. Но и дома музыка звучала всегда. Папа Володя купил диск с записями музыки Моцарта в исполнении лучших музыкантов мира, и долгое время Моцарт был фоном их жизни с раннего утра до вечера.

  Однажды на уроке музыки в школе учительница сказала: «Дети, сейчас я поставлю вам музыку, которой нет равной. Как нет равных и гениальному композитору, ее написавшему». Едва прозвучали первые аккорды, как Леша громко объявил: «Моцарт, третий концерт для скрипки с оркестром». Дети посмотрели на него с уважением, а учительница даже поперхнулась от неожиданности. «Да, ты прав, Алеша! Молодец! Может, ты нам расскажешь что-нибудь о композиторе?» Леша был хорошим учеником своего отчима. Ободренный похвалой, он не стал ломаться и повел рассказ очень уверенно. «Моцарт, - сказал он, - был пьяница и бабник. Он промотал все состояние, у его жены даже не осталось денег на похороны, и его похоронили как нищего в братской могиле». «Садись, Алеша! Дети, биографию Моцарта я расскажу вам на следующем уроке, - только и могла произнести потрясенная учительница.- А сейчас дослушаем концерт».

  И еще одной науке обучился Леша у отчима – науке шантажа. Едва ли папа Володя сознательно преподавал ее пасынку, но так сложилось. Когда мама с Аней уезжали отдыхать, а это было каждое лето, папа Володя, не стесняясь Леши, приводил домой женщин. Леша в таком случае отправлялся погулять. Он никогда ни за что не рассказал бы об этом маме, и отчим это знал.
  Однажды Леша вернулся домой , когда гостья еще не ушла. Стараясь не шуметь, он открыл ее сумочку, оставленную в прихожей,  вытащил из кошелька 25 рублей и тихонько выскользнул из дома. Папа Володя давно обещал ему фотоаппарат «Смену», но никак не мог выполнить обещания. Леша не знал, когда и как обнаружила  пропажу денег хозяйка кошелька, но новенький фотоаппарат был обнаружен в тот же день. Леша не стал отпираться. «Ты вор!» Поднятая для удара рука не успела опуститься. «А ты маме расскажи, - нагло ответил Леша.- И что ты так переживаешь, ты же обещал мне фотоаппарат, вот отдай ей деньги и считай, что выполнил обещание». «Ну, ты и змееныш!» - только и сказал папа Володя.

  В седьмом классе Леша начал курить. Папа Володя нашел у него в кармане куртки начатую пачку сигарет и приступил к допросу:
- Куришь?
- Курю,- честно ответил Леша.
- Где деньги берешь на сигареты?
- У тебя в кармане, где же еще?
- Воруешь, значит?
- Конечно, ворую, ведь я вор! Ты мне давно об этом сказал, помнишь, когда я «Смену» купил. Ну что, может, маме расскажешь?
Испытанный прием сработал.
- Нет, я просто денег в карманах оставлять не буду. Придется тебе «бычки» по помойкам собирать!

  «Бычки» Леша не собирал, но деньги, которые мама давала ему на завтраки в школе, тратил теперь на сигареты.

  Разговор, окончательно решивший его судьбу, состоялся, когда Леша учился в десятом, последнем, классе. Отчим пришел к нему в кухню. Леша уже давно жил в кухне. Квартира у них была двухкомнатная, и, пока Аня была маленькой, она спала с родителями в одной комнате, а Леша – в другой. Когда Аня подросла, Лешину комнату отдали ей, а Леша переселился в кухню. Кухня была просторная, в ней поместилась раскладушка и даже маленький столик, где можно было готовить уроки. Вот за этот столик и сел отчим.
-Алексей, есть разговор.
Может, по этому обращению  - «Алексей», может, по каким-то другим признакам, но Леша сразу понял, о чем пойдет речь. Он сел напротив папы Володи и закурил, дымя чуть ли не в лицо отчему.
- Ты мужчина, - начал тот.
- Нет, еще юноша,- пыхнув дымом, ответил Леша.
- Тебе скоро 17 лет, - терпеливо продолжал папа Володя.
- Ну. допустим, не скоро, только через полгода, - продолжал наглеть Леша.
- Мужчина должен сам пробиваться в жизни, сам все себе зарабатывать,- назидательно вещал отчим, как бы не замечая Лешиной наглости. -У тебя есть сестра. Вот для девочки все должны сделать родители. Сам видишь, квартира у нас маленькая, тебе в ней и сейчас фактически нет места.
-То есть, я должен убираться? Сейчас или можно школу закончить?
-Ты не злись, я хочу по-хорошему. Вот в Новосибирске живут мои родители, там у тебя приятели, там много прекрасных Вузов. Я думаю, тебе подойдет Сибстрин. С математикой, черчением у тебя все в порядке, парень ты неглупый, поступишь. Жить будешь в общежитии, а вечером будет куда прийти чаю попить.
-Я подумаю,- чувствуя себя хозяином положения, ответил Леша.

  Думал он недолго и уже вечером сообщил удивленной маме, что решил поступать в Новосибирский Сибстрин, потому что туда поступают многие его бывшие одноклассники. Это было весьма правдоподобно, так как до пятого класса они жили в Новосибирске. Жалко и страшно было расставаться с мамой и сестренкой, Леша очень любил их обеих. Но новая жизнь манила свободой и самостоятельностью.
 
  Конкурс был большой, но Леша поступил. Учился он неважно. Не потому, что не хватало способностей, а потому, что ночи напролет играл, а во время лекций и семинаров отсыпался в общежитии. Помня «золотое »правило картежника: не отыгрываться, - проигрывал редко и денег у родителей не просил. «Чай пить» к родителям папы Володи он не ходил ни разу, да они и не интересовались его жизнью.

  Отчислили его на последнем курсе, когда оставалась только защита диплома. Как раз  на последнем курсе Леша влюбился. Она была красивая и умная и очень похожа на его маму. Леша ни разу не появился в строительном управлении, где должен был проходить преддипломную практику, и, конечно, никакого диплома не писал. Излишне вспоминать, что сказал по этому поводу папа Володя. А мама очень расстроилась. Лешу взяли в армию. Вернувшись через 2 года, он застал свою возлюбленную замужней и беременной. Леша запил. Он не поехал домой, остановился у бывшего одноклассника, мама которого всегда любила  и жалела этого доброго мальчика. Она же помогла ему выйти из первого в жизни тяжелого запоя и устроила на работу в милицию. Леша получил на двоих с товарищем комнату в общежитии. Работал он хорошо, добросовестно и, если бы не периодические запои, возможно, сделал бы карьеру в милиции.

  Женьку он встретил, когда приехал навестить родных. Она была тоже похожа на его маму. Женя была моложе его на семь лет, она смотрела на Лешу как ребенок на взрослого, что ему очень льстило. Она училась в педагогическом колледже и была просто потрясена тем, как легко Леша решал все ее трудные задачки. В Новосибирск Леша не вернулся, собрал небольшую бригаду и занялся ремонтом квартир, благо, руки у него были золотые.
  Первая отремонтированная им квартира была квартирой родителей. Аня к этому времени уже окончила школу и уехала по молодежной образовательной программе учиться в Германию. Папа Володя ходил следом и безжалостно критиковал все, что делал Леша.  Он, как всегда, все знал, но ничего не умел. Однако результатом даже он остался доволен, хотя, конечно, без конца указывал на те или иные недостатки.

  Леша честно рассказал Женьке про свой порок, но она ответила, что вдвоем они справятся с этой бедой. Леша закодировался, и они с Женькой поженились. Жили хорошо, дружно. Толя был мягким, уступчивым, ласковым. Жилья своего не было, снимали частную квартиру. Вскоре родилась Маруся. Дочку Леша любил горячо, много возился с ней, гулял, читал, кормил. Он не пил три года. Потом сорвался. Из запоя его выводила мама. Женя была растеряна и напугана. Потом снова кодирование, и еще два года трезвости. Папа Володя теперь его иначе, чем «этот алкоголик», не называл. Случилось так, что последний его запой совпал с маминой смертью. Мама умерла во сне, ночью, а накануне днем она была у Леши, отпаивала его какими-то отварами, водой, в которую добавляла немного белого вина, и гуляла с Марусей.

  На поминках Леша сидел трезвый, почерневший от горя. Он не сразу понял, что говорит папа Володя и почему показывает на него своим толстым пальцем с коротко обрезанным ногтем. Папа Володя плакал, и от этого голос его звучал хрипло и надтреснуто.
-Это он, (палец в сторону Леши), он – виновник ее смерти. Этот подонок своими запоями свел ее в могилу, он...
Остального Леша не слышал. Он оглох, он как бы провалился в полную пустоту и безмолвие. В полной тишине он встал, молча подошел к отчиму.
-Заткнись. Это моя мама. А подонок – ты.

  С тех пор прошло два года. Они не виделись и ничего не знали друг о друге. Леша не пил. Периодически он перезванивался с Аней, которая вышла замуж за немца и осталась жить в Германии. Про отчима он не спрашивал, а Аня   о нем не заговаривала. И вдруг сегодня этот звонок.
Когда Женя привела Марусю из «школы радости», куда она ходила по субботам, часть вещей была уже уложена и упакована.
- Съезжаем, Женя! Поживем пока с папой Володей, он тяжело болен, а ухаживать за ним некому.
Женя открыла было рот, чтобы что-то сказать, но посмотрела в полные отчаяния глаза мужа и ничего не сказала.
                ***
  Жизнь под страхом близкой смерти сломала папу Володю очень быстро. Он, убежденный трезвенник, начал пить. Вначале перед сном (иначе не уснуть до утра), потом еще и утром (иначе каждую минуту хочется повеситься). Кампанию ему составлял, конечно, Леша. Отношения у них скоро совсем наладились, и отчим даже не каждый день упрекал Лешу, что он ест и пьет на его деньги. А, между тем, это было правдой. Леша перестал ходить на работу, и бригада его распалась. Нельзя сказать, что он совсем уж бездельничал: знакомые передавали его друг другу с характеристикой «золотые руки и берет недорого», и его приглашали выполнять разные ремонтные работы. Но главной его обязанностью было развлекать папу Володю и отвлекать его от тяжелых мыслей. Для этого хорошо подходили водка и карты.
  Леша спивался. После того, как он, пьяный, ударил Женю, она собрала Марусю и ушла жить к маме. Леша отнесся к ее уходу довольно спокойно, но появился еще один повод для выпивки: с горя. Между тем, время шло, а папа Володя по-прежнему ни на что не жаловался. Его лечащий врач сказал, что произошло чудесное самоисцеление,  папа Володя был уверен, что помогла водка. «Дурак я, столько лет не пил. Вообще бы не болел ничем в жизни»,- говорил он. А старенький профессор, которому показали случай «чудесного самоисцеления», осмотрел папу Володю, брезгливо перелистал данные его обследования и сказал равнодушно: «Какое там исцеление! Здесь меланомы не было и нет. Типичная гипердиагностика».


Рецензии
Рассказ этот я прочла на одном дыхании, оторваться не могла - всё хотелось узнать что же дальше? Очень интересно,легко читается! И вдруг конец, как-то сразу и всё.Я аж растерялась. Не знаю, почему так. Может чего-то ждала другого? Я считаю - у Вас талантливые вещи. Пыталась там читать другие - не нравится. А у Вас так живенько! Только в нескольких местах Лёшу назвали Толей - опечатка? Или я не поняла? А вообще здорово, желаю дальнейших творческих успехов.

Люба Нелюбина   01.07.2014 21:39     Заявить о нарушении