Лаокоон

                Львовский  «Лаокоон»

           Он стал героем рассказа не потому, что был возмутителем чьей-то нравственности. Наоборот, он был призван эту самую нравственность оберегать.  Он стоял среди молодых туй и ёлочек, венчая короткую тротуарную дорожку на территории в/ч 20723. Стоял, как сотни тысяч своих близнецов, кучно разбросанных по необъятным просторам СССР.
            Он был возведён строителями в 1973 году в честь окончания строительства нового здания части на Мечникова, 16.
            Это был промышленный, отлитый из гипса, образец бюста В.И. Ленина на невысоком  постаменте. Для этого материала условия «вне помещения» - не очень подходящие.
         Так случилось, что уход за бюстом вождя мирового пролетариата,  являлся головной болью всех (троих) командиров части.
          Ивану Петровичу Кадетову  было легче других. Во-первых, в 1975 году полковник Кадетов был уволен в запас, опекая статую лишь два года. Во-вторых, сама статуя была  молода, и ещё не подвергалась длительным природным неприятностям и птичьему надругательству. В третьих, при изготовлении памятника методом массового зодчества согласно советских ГОСТ-ов предполагался некоторый гарантийный срок. 
              Последователю первого командира, Владимиру Евлампиевичу Дроздову, повезло меньше. Годы брали своё. Я имею в виду бюст. Каким бы ни был прочным материал, но и он начал потихоньку впитывать влагу, темнеть, но пока не сильно, так, слегка. Красили  его  чаще и чаще. Иногда из-за большого нагромождения слоёв масляной краски, черты вождя  искажались, приходилось излишки краски убирать.
              Замечу, что за обликом Владимира Ильича бдительно наблюдал инструктор политотдела штаба ПрикВО, который и давал команды на косметические действия, которые, в свою очередь, осуществляли офицеры технического подразделения, и более других в этом творческом процессе был занят Валерий Григорьевич Католик. Он снимал избытки краски с ленинского чела  и, одновременно,  болевые спазмы с головы Дроздова.
                Всем понятно, что так долго продолжаться  не могло. От грубых воздействий наждака на благородный лик, черты вождя заметно изменились. Появились монголоидные нюансы.
            Главным недостатком являлся, если так можно выразиться, цвет лица. Сохранять его былую белизну   удавалось всё труднее и труднее. И  уже почти праздновал победу африканский отлив.

           Мы не очень-то обращали внимание на плачевное состояние символа нашей эпохи, ёлки и туи к середине восьмидесятых заметно поднялись, надёжно скрыв его эволюцию. Если,  проходя мимо бюста, случалось поглядеть на него, становилось как-то  грустно.
           У инструктора политотдела появилась гениальная, по сути импрессионистская, идея, покрасить вождя бронзовой краской, дав облику  вторую жизнь. Валерий Григорьевич быстро и смело воплотил этот новаторский замысел. Получилось неплохо, даже очень неплохо.  Мы несколько дней ходили к «Ильичу» полюбоваться новым его образом.

             Вскоре, уже зимой, на семинар по Марксистско-ленинской подготовке прибыл наш инструктор и, докуривая во дворе части сигарету, пошёл поинтересоваться состоянием своего  «подопечного».
          На его громкий мат сбежалась вся часть. На постаменте чернела голова эфиопа, она стала чёрно-синей, как спелый баклажан. Больше всех переживал инструктор, мне даже показалось, что переживание его искреннее, что в нём нет  ни грамма  должностного лицемерия.
         
         Бюст реставрировать больше не пытались, боялись создать ещё одно недоразумение, и вскоре демонтировали. На  месте памятника (с использованием его постамента) был сооружён летний душ, под которым мы плескались после занятий физкультурой. Душ – плод наших с Григорием Васильевичем Грабаром усилий.
              Хотел было восстановить композицию новый командир, Александр Дмитриевич Леонов, но, увидев Ленина на складе,  от идеи отказался.

            Конечно, у Веллеровского «Лаокоона» злоключений было больше, чем у нашего, но там  скульптурная  композиция была сложнее, да и откровеннее, за что он и «страдал».
              Теперь на «памятном» месте располагаются мусорные баки. К ним очень удобно подъезжать.
              Свято место…



Небольшая историческая справка:
      Бесподобный остроумный рассказ Михаила Иосифовича Веллера, от которого позаимствовано мной название, был посвящён скульптурной композиции древнегреческого ваятеля Фидия, а точнее, её копии в мраморе, выполненной петербургским скульптором Паоло Трубецким. Рассказ неоднократно с большим успехом исполняли Михаил Жванецкий, Семён Альтов и многие мастера эстрады.    
      Скульптурная группа состояла из трёх мужчин, ведущих борьбу с удушающими их змеями. По причине своей античности, или внезапности змеиного нападения, все мужчины были обнажены.
      В захватывающем повествовании М.Веллера специальные люди, выполнявшие указания высоких чиновников от Минкульта, то прикрывали, то удаляли, то инплантировали  упомянутым героям их мужские достоинства.
      У нас же почти пятнадцать лет шла косметическая борьба за поддержание приличного облика вождя пролетариата.


Рецензии