Об искусстве школьного воспитания

Прочтите книгу Шалвы Александровича Амонашвили «Улыбка моя, где ты?»

Передо мной одна из работ Шалвы Александровича Амонашвили, с названием, сразу вызывающим интерес. О чём это? Что скрывается за интригующими словами: «Улыбка моя, где ты?»
 
Обращаюсь к справочнику: «Шалва Александрович Амонашвили родился 8 марта 1931 года в Тбилиси. Окончил Тбилисский государственный университет, факультет востоковедения. Педагогическую деятельность начал пионервожатым в 1952 году, будучи студентом второго курса… 

С 1998 года по сей день работает заведующим лабораторией гуманной педагогики в Московском городском педагогическом университете (МГПУ).
Разработчик оригинальной концепции гуманной педагогики, ориентированной на личность ребёнка, абсолютное отрицание авторитарной, императивной (повелительной, приказной) педагогики.
 
Ш.А.Амонашвили относится к числу редких учёных, которые отказываются от своей кандидатской диссертации, поскольку она опровергается его последующими идеями.»

Именно эти новые течения в педагогике и содержит настоящий трактат Об Улыбке.
Эпиграфом взяты стихи  Марианны Озолини «Мысли в учительской»

Кто улыбкою жизнь встречает,
Кто с улыбкой детей пеленает,
Кто с улыбкой проблемы решает,
Чья улыбка, как луч мудреца,
Тот, как солнце, все согревает,
Тот улыбкою зло побеждает,
Тот великую тайну знает!
Суть улыбки — радость Творца.

Шаг за шагом мы следуем за мыслью Мастера Педагогики, постигая науку общения с детьми. Что нового в этом труде? Можно сказать, всё изложенное является  хорошо забытым старым. Ещё Антон Семёнович Макаренко  некогда руководивший педагогической частью трудовой колонии, писал:
«Научить человека быть счастливым — нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно.»  Возвратиться к этому принципу воспитания в школах, на мой взгляд, было бы замечательно.

Ш.А.Амонашвили излагает причины, подвигнувшие его отказаться от традиционных методов обучения, принятых в педагогике последних лет:
 
«1. Чем глубже познавал я детей и профессиональную жизнь учителя (а жизнь эта беспредельна), тем больше возмущали меня учебники по педагогике: в них почему-то не чувствовал я любовь и уважение к себе — к учителю — и к своим ученикам».

Автор открывает для себя  другую педагогическую науку — сокровенную.
Она спорна и не принимается с ходу, но вчитываясь и вдумываясь, постепенно соглашаешься с такими утверждениями, как эти:

«Учитель без улыбки — чужой человек среди учеников.
Вся Вселенная, вся Жизнь на Земле — одна животворящая Улыбка и Радость.
Улыбается Космос — Вечностью и Беспредельностью.
Улыбается Небо — Звездами и Радугами.
Улыбается Солнце — Лучами и Светом.
Улыбается Земля — Жизнью Великой.
Улыбается Жизнь — Восхождением и Утверждением.
Улыбается Христос — Призывом и Благословением.
Улыбается Поле — Цветами и Благоуханием.
Улыбается Человек — Верою и Созиданием.
Улыбается Ребенок — Настоящему и Будущему.
Кто улыбается, тот живет.
Кто не улыбается, тот сохнет.
Улыбка — знак качества улучшения бытия.
Должна же улыбаться Школа, держательница Жизни?
Улыбка Школы — Учитель.
Улыбка Учителя — его Сердце.»

Вот такая выстроена последовательность от Вселенной до маленького Сердца Учителя, которое без Улыбки просто не сможет достичь благословенных результатов по   раскрытию в каждом ребенке Образа, который заключил в нем Творец. Процесс обучения сравнивается с  таинством, совершаемым   учителем, как «соработником у Бога». И свершается это таинство только с любовью — прекрасной, сердечной, духовной, жертвенной любовью.

«Эта любовь и рождает своих помощников — улыбки, такие же прекрасные, чуткие, нежные, преданные, жертвенные, как она сама.»

Приведу обращение Автора:
 
«Коллеги!
В Храме ставят свечки.
Как величествен, таинствен Храм, когда там горят свечи, сотни, тысячи. Одни догорают, другие зажигаются.

Улыбки наши тоже свечи, которые никогда не должны гаснуть в Храме Образования. Пламя наших улыбок может сжечь дотла всю педагогику темных сил. Улыбка мощь несет. Она способна превращать пасмурную погоду в солнечную.

Коллеги!
Не будет никакого обновления жизни школы, если каждый из нас не обновит душу свою.
Закон отдачи торжествует: отдавшие должны получать.
Дети взрослеют, и мы получим.
Что мы получим?
Конечно, на вас в школе лежит огромная ответственность, у вас множество забот… Но есть ли среди них более важная забота, чем забота о том, чтобы учителя и ученики радовались встрече с вами и чтобы каждый из них брал вашу прекрасную Улыбку как заряд бодрости духа?»

И ещё много интересного, умного, познавательного и доступного найдет в этом трактате об Улыбке каждый читающий для себя.

Несмотря на то, что взгляды Ш.А.Амонашвили подвергаются критике, причём,  главными критиками работ, пожалуй, остаются представители Русской Православной церкви, считающие, что "...гуманизм Амонашвили, основанный на «винегрете» из религий и философских течений, ведет к полной потере духовных ориентиров,  прежде всего у невоцерковленных педагогов и закладывает в сознание ребёнка мину замедленного действия, которая позднее приведет к трагической развязке"; его основные установки в воспитании, принятие любого ученика таким, каков он есть,  находят отклик во многих сердцах и умах тех, кто небезразличен к тому, какое будущее поколение взращивается в стенах школы.

Можно сказать, что Ш.А.Амонашвили живет в полном соответствии с Божьими заповедями, одна из которых гласит: Господи, дай мне Мужество, изменить то, что я могу…    А в данном случае, изменить методику преподавания в школах, чтобы каждый ученик в Душе желал сказать следующее:

«Учитель мой, улыбнись мне сейчас, пока я расту и нуждаюсь в улыбках твоих. И улыбнусь я тебе, когда стану взрослым, и ты будешь нуждаться в улыбках моих.»


Рецензии
Как точно и мудро сказано: "Улыбки наши тоже свечи, которые никогда не должны гаснуть в Храме Образования". Абсолютно с этим согласна.Педагог своей улыбкой окрыляет своего ученика, вселяет в него веру в собственные силы, поднимает его на новый уровень развития. А у каждого малыша он свой.И каждый может совершенствоваться бесконечно.
- С уважением, Ольга Алексеевна.

Ольга Щербакова 3   22.02.2023 16:42     Заявить о нарушении
Олечка, добрый вечер. Благодарствую, что вы не только не проигнорировали ссылку эту, но и написали отклик, мне стало интересно перечесть все переписки с читателями, вот эта фраза меня когда-то обрадовала, и сейчас:

"Улыбка - это не гримаса лица, а свет души. Быть таким учителем, как Шалва Александрович, значит быть Солнцем для детских душ. Не многим в жизни везёт на Учителей. Дай Бог хотя бы нашим внукам такое везение...
Валерий Могильницкий"

- свет Души, как здорово. Ещё я люблю очень одну коротенькую молитву, как-то была в Москве, внук был на распутье, я зашла в церковь и встретила её там, на маленьком, типа, календарике. просто принесла домой и оставила на видном месте. вот она: Господи, дай мне Разум и Душевный покой принять то, что я не в силах изменить; дай мне Мужество, изменить то, что я могу, и дай мне Мудрость - отличить одно от другого. Аминь.

Тамара Брославская-Погорелова   22.02.2023 22:55   Заявить о нарушении
Благодарю, Тамарочка, за столь содержательный ответ! Мир Вам и благополучия!
- С уважением, Ольга Алексеевна.

Ольга Щербакова 3   23.02.2023 02:23   Заявить о нарушении
На это произведение написано 37 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.