Послесловие к повести Дед и Малыш. Глава 14

                Больных исцеляйте, прокаженных очищайте,
                мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте;
                даром получили, даром давайте.

                Евангелие от Матфея.


       Собственно, перестройка началась задолго до провозглашения ее Горбачевым. Рыночная экономика уже в наглую ломилась в нашу жизнь.

       Не помню уже, куда я ехал Северокавказской железной дорогой. Время было зимнее, пассажиров было мало. Нас в купе было двое. Мой попутчик – молодой парнишка, студент. Мы сидели за столиком и беседовали. Собственно, говорил больше он. В том году он поступил в институт и был еще переполнен впечатлениями и мыслями, связанными с ними. В частности, он сообщил мне, что среди местного кавказского населения особенно популярны вузы: виноделия, юридический и медицинский, и они готовы платить любые деньги, лишь бы поступить именно в эти учебные заведения.

       В восьмидесятых годах Горбачевым уже официально было провозглашено, что «процесс пошел». Движение этого процесса коснулось и нашей фамилии. Моя двоюродная сестра заболела раком. Кое-как наскребли требуемую хирургом сумму, сделали ей операцию, но она все равно жила не долго. Я думаю, что и без операции она прожила бы не меньше.

       Но в начале было не так, и я уверен, что тогда медицина по-настоящему была бесплатной.

       В 1958 году у моей бабушке что-то стало с глазами. Сколько я ее помню, она всегда читала и шила в очках, а тут, видно, стало хуже со зрением, и она пошла к врачу. Тот дал направление в одесскую глазную клинику к Филатову. Я думаю, что если бы в то время ввести платную медицину и платное образование, половину вузов пришлось бы закрыть, и добрая половина населения перестала бы обращаться за медицинской помощью.

       Что с меня можно было взять? Я работал грузчиком на рыбоконсервном комбинате и получал в среднем 990 рублей в месяц. Да еще к этому съедал баночку самых дешевых консервов на работе (дорогие были под личным контролем заведующей цехом), и одну уносил домой, чтобы и дома полакомились. Но к моему огорчению на следующий день тетя мне же и открывала ее на завтрак.

       И вот я везу бабушку в Одессу поездом в общем вагоне, проезд в котором стоил тогда от Махачкалы до Одессы 12 рублей. Привез ее в Одессу, в назначенный день зашел в клинику за старушкой. В то время палата, в которой она лежала, не произвела на меня особого впечатления, поскольку была частицей окружающей нас бедности, нищеты, ставшей привычной. Сравнительно небольшая палата, тесно обставленная кроватями, на которых сидели пожилые женщины. Но после операции бабушка до конца жизни читала без очков. Может операцию ей делал сам Филатов.

       Как ни далеко шагнула с тех пор медицинская наука, как ни совершенно оборудование, каким пользуются врачи, я решительный противник платной медицины и к нынешним врачам отношусь с недоверием и даже с опаской.

       Знакомый мой медик, отмечая достоинства своей профессии, говорил:

       - Слава врача ходит по свету, ошибки закапываются на два метра в землю.

       Как-то по радио в новостях сообщали о группе итальянских врачей, которых судили. Они ставили фиктивный диагноз и направляли к хирургу; тот за большие деньги делал совершенно ненужную операцию, и были случаи, когда в результате ее пациент умирал. Другой раз одесское радио сообщало, что в одесской области в аптеках тридцать процентов лекарств подделка.

       Однажды у меня заболел желудок, я пошел в аптеку, взял настойчиво рекламируемые по телевидению порошки. Готовясь высыпать на язык первую дозу лекарства, я ожидал неприятные вкусовые ощущения, характерные обычно им, но был приятно удивлен – по вкусу порошок напоминал крахмал с запахом ванили.  Так сказать, сочетание приятного с полезным. Надо сказать, относительно последнего я поторопился в своих выводах – заметного облегчения я не почувствовал. Похоже, мне попалось лекарство из тех тридцати процентов,  о которых предупреждало радио.

       При посещении врача я не могу не думать, что он из тех, кто пошел в медицину ради высоких гонораров, и во время учебы пользовался услугами фирм, которые за плату выполняли за него учебные задания. Талант целителя, способность к состраданию – это дар Божий, и его нельзя купить за деньги. Те избранники, получившие их, должны воспринимать его ни как выигрыш в лотерею, но как кредит, который должны вернуть с процентами. «…Даром получили – даром давайте», «… блаженнее давать, нежели принимать». Я не разделяю претензий таланта на какие-то особые привилегии, равно как претензии получивших высшее образование на вознаграждение за то, что они пять-шесть лет протирали штаны, накапливая знания. Они почему-то не принимают во внимание, что в это время их сверстники уже работали, и тем обеспечивали им возможность учиться.

       Но вот главное, что они не могут знать, потому что в большинстве своем не испытали и не представляют, какой огромной привилегией, просто роскошной привилегией они пользуются, работая круглый год в помещении под крышей. Они не представляют, как можно целый день работать, когда мороз обжигает лица, когда пальцы рук сводит от боли от холода, когда ледяной ветер пронизывает  насквозь; а летом нещадно жарит солнце. Они не дышат испарениями на вредных производствах; над ними нету надсмотрщиков, требующих выполнения нормы. Работают они спокойно, не торопясь. Разве этого мало, чтобы возблагодарить свою судьбу?

       Продолжение следует...

       Глава 15.

                Смотрите, берегитесь любостяжания.

                Евангелие от Луки.

                У жадности вершины нет.

                Японская пословица.


Рецензии