Доктор Фаустус Томаса Манна

Еще после «Иосифа и его братьев» выбрала Т.Манна в одного из своих любимых писателей. На днях дочитала «Доктора Фаустуса».
Так понравилась книга, что с трудом себя сдерживаю, чтобы не начать её снова. А перечитать хочется из-за неполного усвоения сюжета: у кого Адриан Леверкюн учился, с кем был в богословском университете, с кем общался, когда занялся музыкой. Эти длинные и похожие немецкие фамилии, эти многочисленные персонажи, характеры (Т.Манн явно отдавал дань своему окружению, выписывая так много типажей и жизненных историй)!
Нет, наверное не стану перечитывать  - другие книги ждут...
 Основная мысль романа понята так – первое, это рассуждения: может ли существовать искусство (в частности, музыка) в поле религиозно-нравственных координат.
Уже в самом начале высказывается мысль: «… музыка всё же причастна миру духов, и я не поручусь за полную её благонадёжность в делах человеческого разума и человеческого достоинства». И чуть ниже еще категоричнее, хотя и вопросительной интонацией: «… существует ли вообще такая область человеческого, пусть наисветлейшая, наидостойнейшая, которая была бы вовсе недоступна влиянию тёмных сил, более того, не нуждалась бы в оплодотворяющем соприкосновении с ними».
И второе – как на самого творца (то есть творчески одарённого человека) и его судьбу влияет этот «союз с тёмными силами» ради создания гениальных произведений.
Написан роман в сороковых годах. Навряд ли Т.Манн знал М. Цветаеву. Но  столько параллелей между Адрианом и Мариной, вплоть до описания «договора» Адриана с сатаной и рассказом Цветаевой «Чёрт»…
А последняя фраза романа: «Боже, смилуйся над бедной душой друга, моей Отчизны» - так, вообще, - переводит судьбу героя в символ судьбы Германии, также из гордыни и высокомерия стакнувшейся с Сатаной и потерпевшей крах.
Книга сложная, что там говорить, многие страницы вообще приходилось пропускать сквозь мозги, как сквозь фильтр, не задерживая – это где тонкости понимания музыкальных произведений, да еще и вымышленных, якобы созданных гениальным Леверкюном.
Но попытка осмысления писателем причин и поводов, побудивших немцев превратиться во Вторую мировую войну из культурнейшей нации в варваров, (мне кажется) - дала положительный результат.


Рецензии