Географ глобус пропил...

 Сын мне этот фильм принёс. Хотел чтобы я его посмотрел. В таких случаях, я стараюсь с ним обсудить увиденное. Сразу ничего сам не мог сформулировать. спросил его: Как видишь, о чём ? Он ответил: просто правдивое изображение провинциальной жизни. У  меня уже созрело своё видение. Я ответил ему: Так не бывает. "просто так никому на голову кирпич не падает". Никакое настоящее произведение не рождается без сверхзадачи. Хотя бы  даже и написавший не может её сформулировать. У меня сегодня мелькнула мысль, что это антиЛолита.  Набоковская  "Лолита" - история о разрушающем действии переступления через  моральный запрет педофилии. В "Географе..., же. всё наоборот: слабый человек, не способный противостоять пьянству, разрушающему его жизнь, даже тогда не способный удержаться, когда от его трезвости зависит жизнь детей, противостоит сильнейшему соблазну совокупиться с несовершеннолетней.  И, ведь, действительно, сильнейший соблазн: вокруг много взрослых женщин и все они готовы предать ради денег или просто использовать его. У него полно причин разочароваться  во всех женщинах, да и во всём человечестве, со всей его моралью. А тут Маша. Он ,ведь, сразу в неё влюбился. Она контрастировала со всем окружающим злобным миром. И она одна его ЛЮБИЛА. Не смотря ни на что. Не за ЧТО. По-настоящему. А он так хотел жить просто Любовью! Он говорит об этом жене: " я разрываюсь от любви. К тебе, Будкину, Пушкину. "  Она думает, что он издевается, а он это очень серьёзно говорит.  А потом все обстоятельства так складываются, что очень ему трудно противостоять, очень трудно... Но он смог. и жизнь не разрушилась, жизнь склеивается - последние кадры фильма - страшный испуг его жены от мысли. что он сбросился с балкона.  Я то книгу не читал, но всё киношное в этом кино, мне понравилось. Музыка хороша: реп- как иллюстрация пьяного юношеского безумия и божественной красоты русское песнопение саундтреком к чистой любовной страсти.  Фантастическая, торжественная красота природы русского севера. Утончённая красота Киры, дорогой дизайн её квартиры, так хорошо сочетающиеся с её духовной убогостью, холодной. злой расчётливостью.

    Такое пишешь из желания поговорить о понравившемся произведении, обсудить, додумать вместе. Получилось. Через три года:
   
   Но это не так просто.
Вот я, например, не всех принимаю.
А Служкина приняла со всеми его "тараканами".
Витает в его образе, при всех его привязанностях и обязанностях,
неуловимый дух свободы, притягательный и загадочный.

Иринья Чебоксарова   29.05.2017 23:59   



Большая радость разговаривать с человеком открытым и внимательным. Внимательным не только к себе. Собственно, ради такого разговора, сомыслия, и размещал я этот текст. И вот что понял, читая ваши отзывы: история эта не просто о борьбе с искушением, она о русском характере. Потому и симпатичен нам маргинальный, в общем-то, главный герой, что чувствуем мы в нём родственную душу. Русскую Душу. Неспособный ежедневно буднично и практично строить благосостояние своё, он в критический момент соберётся с силами и весь мир спасёт. Илья Муромский... Писаные общественные законы презирает, а нравственные, Богом данные не преступит - умрёт за них.
Упомянутая уже мною, параллель с "Лолитой" раскрывается таким образом гораздо шире: там - европейский профессор, респектабельный, уважаемый член общества, здесь - опустившийся бывший аспирант, алкоголик. Там - расчётливое, планомерное грехопадение, здесь - пьяное, мятущееся противостояние греху. Европейский профессор боится общественного осуждения, уголовного преследования, географ - себя, душу свою потерять боится. Потому, как на Руси человека не за мошну и не за погоны уважают издревле, а за то, что он не задумываясь в избу горящую вскочит что бы котёнка спасти. Может, суровая природа тому виной, что непредательство - главное, самое ценимое русское качество. Может, потому Северная Природа - один из главных героев фильма. Именно на севере я больше таких русских душ встречал. Неважно каких кровей - армяне, аварцы, немцы... Те, что там прижились - с Русской Душой. По другому там не выжить...


Рецензии
Я «Лолиту» воспринял иначе – меня момент педофилии вообще не задел, это тут очень вторично – у Мопассана ест героини и помоложе.
На мой взгляд, тут вариант полнейшего несовпадения, полнейшего непонимания друг друга. Тысяча других девушек ухватилась бы за Гумберта и верёвки из него вила бы, а она только что и удостоилась права светиться в названии, а так выписана абсолютно тупой «овцой», без намёка на интеллект.
Сорри, но я воспринял это именно так.
:-)

Владимир

Designer   28.07.2021 21:59     Заявить о нарушении
Владимир, в "Лолите" Набокова пол романа описания ощущений главного героя. Влечения к недозревшим девочкам, отвращения к взрослым женщинам, терзаний от невозможности безнаказанно реализовать свою страсть и, наконец, преступление этой черты. Наказание, последовавшее за ней.
Потому я и считаю: этот роман о педофилии. Может, мы читали разные "Лолиты".

С днём рождения! Долгих бодрых лет, радостей, здоровья!

Алексей Земляков   08.08.2021 07:59   Заявить о нарушении
Так это прямым текстом, но для меня важнее оказалось другое.
Спасибо!
:-)

Designer   08.08.2021 15:16   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.