Русские дети. Содержание. День первый

                Содержание

1. Княжеские и боярские дети
                День первый
                -  Праздник в доме. Кто такие бояре? Князья. Княжеские дети.
                Кормилица. Няня. Постриги. Капризы Тани. Баю-бай…
                -  Д. Мищенко «Синеокая Тиверь», отрывок из романа
                -  Пояснения к тексту
                -  Вопросы детям
                День второй
                -  Работа на «даче». Таню интересуют вопросы брака. Мама
                нервничает. Рассказ папы. Князь и дружина. Занятия и игры
                княжеских детей. За что был наказан боярский сын.          
                Жестокость наказания. Главное – послушание. Почему надо
                уважать и чтить родителей? «Поучение детям» Владимира
                Мономаха. Зачем нужны книги? «Домострой». Наставления
                из книги: воспитание, наказание, приданное. Таня настаивает
                на разговоре о браке. О возрасте юных мужей и жён
                -  Вопросы детям
               День третий
                -  Предание об обрах
                -  Д. Мищенко «Синеокая Тиверь», отрывок из романа
                -  Пояснения к тексту
                -  Вопросы детям
                -  А. Югов «Даниил Галицкий», отрывок из повести
                -  Пояснения к тексту
                -  Вопросы детям
               День четвёртый
                -  Папа и дети готовят обед. О попугаях. «Сява хор-роший». Бояре
                и слуги. Девочка-убыль. Сказание о хазарах и дани. Вечный спор
                о мытье посуды. Разрешение конфликта. О Святославе-воине.
                Его походы.
                -  Вопросы детям
                -  Мама и семья. Колыбельная и колыбельные песни.
                -  С.А. Пономарёв «Под стягом Святослава», глава из романа
                -  Пояснения к тексту
                -  Вопросы детям
                -  В. Соснора  «У половецких веж», стихи
              День пятый
                -  За грибами. Привал.
                -  М.М. Пришвин «У старого пня»,
                «Серебряное утро»,
                «Цветущие травы»
                -  Кукушка накуковала. «Успокойся Танечка!» Мудрый Серёжа. 
                Вечная природа. Что мы помним о Родине?
                -  Вопросы детям
                -  М.Ю. Лермонтов «Родина», стихи
                -  Н. Рубцов «Видение на холме», стихи
                -  Пояснения к тексту
                -  Вопросы детям
              Список литературы для детей и родителей
 2. Дворянские дети
             День шестой
                -  Поздняя осень. На «даче». Осенний лес. Охотник. Таня-
                вегетарианка. Дворянское развлечение. Кто такие дворяне?
                Помещики и поместья. Хитрости перед сном. Тургенев-
                дворянин
                -  И.С. Тургенев «Касьян с красивой Мечи», отрывок из рассказа
                -   М.М. Пришвин «Гон», отрывок из рассказа
                -  Пояснения к тексту
                -  Вопросы детям
             День седьмой
                -  Первый снег. Успехи Тани. Помещики и время года. Поместья –
                по заслугам. Бедные и богатые дворяне. «Мы – однодворцы».
                Кто – дворня, а кто – дворянин? Пётр I  и дворяне. «Юности
                честное зерцало». Бояре и ПётрI. Насильное обучение.
                Писатели-дворяне.
                -  С.Т. Аксаков «Семейная хроника», отрывок из повести
                -  Вопросы детям
              День восьмой
                -  Папа занят
                -  Н.Г. Гарин-Михайловский «Детство Тёмы», отрывок из повести
                -  Пояснения к тексту
                -  Вопросы детям
                -  Е. Водовозова «История одного детства», отрывок из повести
                -  Пояснения к тексту
                -  Вопросы детям
              День девятый
                -  Детские вопросы. Дела домашние. Какие были утюги? Так
                -  думали дворянские дети. Правила и обычаи в дворянской
                -  семье. Наказания дворянских детей. О нянях.
                -  Л.Н. Толстой «Детство. Отрочество. Юность». Отрывок из
                повести
                -  Что и сколько стоило в дворянские времена? Воспитание на
                западный  манер. Иностранные языки. Школы. Учение.
                гимназии. Сколько было дворян?
                -  Вопросы детям
                -  Н.Г. Гарин-Михайловский «В гимназии», отрывок из повести
                «Детство Тёмы»
                -  Пояснения к тексту
                -  Вопросы детям
                -  А.Н. Толстой «У колодца», «Битва», отрывки из повести
                «Детство Никиты»
                -  Пояснения к тексту
                -  Вопросы детям
                День десятый
                -  Зимний день. Дворянские дети и их общение с детьми
                прислуги. Круги по воде. Трудиться – значит учиться.
                Учиться – значит трудиться. Ёлочные игрушки.
                -  А.Н. Толстой «Ёлка», отрывок из повести «Детство Никиты
                -  Сочельник. «Сява – дворянин!»
                -  И.А. Бунин о зиме
                -  И.С. Шмелёв о Рождестве
                Список литературы для детей и родителей
3.Крестьянские дети
              День одиннадцатый
                -  Н.А. Некрасов «Мужичок с ноготок», стихи
                - Каникулы Тани и Серёжи. У бабушки в деревне. «До первой
                звезды». Колядки. Сява приветствует детей. В кругу семьи.
                Неугомонная Таня. Кто такие крестьяне? Этот мудрый Серёжа.
                Пейзаж, крестьянин, крещение. Таня «укуклилась».
                Крестьянин – главный человек.
                - А.В. Кольцов «Песня пахаря»
                - Вопросы детям
                День двенадцатый
                - Земля-кормилица. Чем платит крестьянин? Есть ли у
                крестьянина свободное время? Наблюдения за природой.
                - Г. И. Успенский «Крестьянин и крестьянский труд», отрывок
                из очерка.
                - Вопросы детям
                - «Всем миром». Помочи
                - С. Семёнов «Первый трудный день»
                - Вопросы детям
                День тринадцатый
                -  Сами дома. Самовоспитание. О количестве детей. Где
                Рождались дети? Одежда крестьянских детей.
                - Д. Григорович «Антон-горемыка», отрывок из рассказа
                - Что умели крестьянские дети?
                - Л.Н. Толстой «За ягодами»
                - Пояснения к тексту
                - Вопросы детям
                - И Суриков «В ночном», стихи
                - Вопросы детям
                - Пословицы и поговорки
                День четырнадцатый
                - Старый Новый год. Новый стиль. Старый стиль. Когда
                Крещение? Гадания. Воспитание на приметах. Зачем такие
                приметы? Догадайтесь.
                - Вопросы детям
                День пятнадцатый
                - Танина тайна. О суевериях. Страшные истории.
                - Народная проза: «Чёрт», «Злая женщина и добрый дух»
                - Вопросы детям
                День шестнадцатый
                - Крещенские морозы. Праздник Крещения на Руси. Обряд
                крещения. Приметы.
                - В. Никифоров-Волгин «Крещение»
                - И. Шмелёв «Крещение», отрывок из повести «Лето Господне»
                - Пояснения к тексту
                - Вопросы детям
                - Пословицы и поговорки
                - И. Суриков «Детство», стихи
                - Литература для детей
                - Литература для родителей
                День семнадцатый
                - Опять Пётр I. Солдаты и школы. Сколько было крестьян
                в России? Народ и просвещение. Опасность от образования.
                Зачем учиться? Труд и труд. Школы для крестьянских детей.
                Солдат-учитель. Что такое «приход»? Какие были учебники?
                - И.Я. Столяров «Записки русского крестьянина», отрывок из
                воспоминаний.
                - Вопросы детям
                - Пословицы и поговорки
                - Г.И Успенский  «Мишка», отрывок из очерка «Крестьянин и
                крестьянский труд».
                - Пояснения к тексту
                - Вопросы детям
                День восемнадцатый
                - Заботы и обычаи февраля. У свечи.
                - С. Константинов «Два года в земской школе», отрывок из
                воспоминаний.
                День девятнадцатый
                - М.М. Пришвин «Последний мороз»,«Снег на ветвях».
                - В лесу на лыжах. Приметы весны. После обеда. Частные
                школы для крестьянских детей. Сроки обучения.
                - М.М. Громыко «Мир русской деревни», отрывок из книги
                о частном обучении грамоте.
                - Пословицы и поговорки
4. Дети города
                День двадцатый
                - Масленица. Жители города. Занятия. Купцы и мещане.
                - С.Т. Аксаков «Семейная хроника», отрывок из повести
                - Кто учился в народной школе?
                - И.Д. Василенко «Герцог Букенгемский», глава из повести
                «Волшебная шкатулка»
                - Кое-что непонятно
                - Вопросы детям
                - Г.И. Успенский «За малым дело», отрывок из рассказа
                - Пояснения к тексту
                - Вопросы детям
                - И.С. Шмелёв «Мартовская капель», отрывок из рассказа
                День двадцать первый
                - Тёплое солнце. Каникулы. «Плохо было». Разные школы.
                - В. Слепцов «Письма об Осташкове», отрывок из очерка
                - Планы на каникулы. Таня растёт.
                День двадцать второй
                - И.С. Шмелёв «Весенний ветер», отрывок из рассказа
                - Пояснения к тексту
                - Покупки и радости. Похожи ли дни? Когда пасха?

 Почему не
                все учились в городе? Три причины. Игры и занятия детей
                города. Есть, чем гордиться.
                - Л. Андреев «Петька на даче», отрывок из рассказа
                - Вопросы детям
                День двадцать третий
                - Пасха. Разговелись. Что же есть, если колбасы нет?
                - Православные посты. Рыба – тоже мясо. Когда бывает Пасха?
                - Праздник после Пасхи. Поминовение.
                - И.С. Шмелёв «Егорьев день»
                - Катанье яиц. Обед.
                - Пословицы
                День двадцать четвёртый
                - Май – всему конец понимай. Почему копаемся? О гордости
                русских. Мещанин Ростовцев о себе и о России. Стихотворение
                И. С. Никитина «Русь». Объявление Сявы. Прощание.
                - Литература для детей
 
 














1.  Княжеские и боярские дети












                День первый

  Сегодня в доме праздник. Серёжа вернулся из лагеря отдыха, Таня – из деревни, где гостила у бабушки, а папа приехал с дачи. «Дача» - это маленький садовый домик. Но всё равно – «дача».
  После вкусного торта с орехами родители стали задавать Серёже и Тане разные вопросы: как жили? что ели? что видели? – от которых  дети быстро устали. Таня сказала:
  - Я хочу спать.
  Серёжа тоже сказал:
  - А я – гулять.
  И мама решила «не терзать» детей.
  - Ладно, - согласился папа, - отдыхайте. Завтра все поедем на дачу.
  - Я не хочу на дачу, - сказал Серёжа. – Там комары и жарко. Эти комары мне в лагере надоели.
  - Ишь ты какой барин-боярин! Не съедят тебя комары.
  - А, может, не надо, - защитила Серёжу мама.
  - Нет, - решительно сказал папа, - надо, мама! Пусть приучаются.
  Когда Серёжа ушёл гулять, Таня спросила у папы:
  - А кто такой «барин-боярин»?
  - В древности на Руси боярами назывались ближайшие помощники и советчики князей и царей.
  - А их, что – комары не кусали?
  - Кусали, - рассмеялся папа. – Но они не делали трудной тяжёлой работы. Трудную, тяжёлую работу выполняли за них слуги.
  - А у нас слуг нет, - поняла Таня. – Поэтому мы сами должны делать трудную работу.
  - Да, Танечка.
  - А были у бояр дети? – неожиданно спросила Таня.
  - Конечно, - сказал папа. – А как же? И у бояр и у князей были дети. И помногу.
  - Сколько?
  - 5-10 ребятишек обязательно.
  - Ого-го! – удивилась Таня. – Расскажи мне о боярских детях.
  - Завтра, Танечка, расскажу, завтра. А сейчас – спи.
  - Ну что тебе стОит, - поддержала Таню мама. Она закончила мыть на кухне посуду и пришла укладывать Таню. – Расскажи вместо сказки.
  - Ладно, - согласился папа, - расскажу.
  Давным-давно, много лет назад, когда ещё не было ни телевизоров, ни самолётов, а славяне, наши предки, жили в деревянных домах, а не в каменных; когда было мало людей и городов…
  - А почему было мало людей и городов? – спросила Таня.
  - Людям хватало жилья, в котором они жили. А когда народилось много людей, тогда построили ещё дома и города, чтобы всем хватало жилья. Так вот: в эти старые времена государством и людьми управляли князья. Князьям помогали их друзья и товарищи, которые назывались боярами.
  И у князей и у бояр, как у всех людей, были дети: мальчики и девочки. Князь занимался своими делами: воевал, собирал дань, управлял княжеством, принимал послов, охотился. А детьми занимались слуги и мама-княгиня. Пока дети были совсем маленькими, их кормила своим молоком мама. Затем приглашали молодую женщину и та, вместо мамы, кормила младенца своим молоком. Эта женщина называлась – кормилица.
  Кормилица, прежде, чем её допускали к ребёнку, целовала крест и клялась «добра хотеть, кормить грудью бережно и с опасением, отравы не давать, волшебных злых слов не говорить».
  - А меня мама кормила молоком, или кормилица? – спросила Таня.
  - Конечно, мама. Мы же  - не князья и не бояре.
  - А почему мама-княгиня не захотела кормить?
  - Наверное, потому, что ей казалось это трудно делать: кормить, ухаживать за ребёнком. Поэтому, кроме кормилицы, у ребёнка появлялись ещё и няньки, которые нянчились с ребёнком: укладывали спать, рассказывали сказки и истории, баюкали детей, пока они не засыпали.
  - Ты сейчас баюкаешь меня? – спросила Таня у папы.
  - Нет, я сейчас нянчусь с тобой.
  - Как няня?
  - Да, как няня. Но слушай дальше. Когда ребёнку исполнялось 3-4 года, для него начиналась новая жизнь. До этого времени ребёнок только ел и рос. А теперь его начинали воспитывать и обучать. Для воспитания и обучения приглашались опытные и знающие люди.
  Интересный обычай существовал в древности. Мальчику не постригали волосы до 4х лет. В четыре года его постригали и первый раз садили на коня. С этого времени его воспитанием занимался ДЯДЬКА. Воспитатель назывался ДЯДЬКОЙ. Он обучал мальчика езде на коне и военным хитростям.
  - Папа, - зевнула Таня, - я хочу, чтоб ты меня баюкал.
  - Ты же не малышка, Таня. В школу осенью пойдёшь.
  - Ну и что. Я хочу, чтобы меня как маленькую княгиню баюкали.
  - А маленькую княгиню баюкали так же, как любую другую малышку из простого народа.
  - Побаюкай!
  - Я хотел тебе ещё и книжку почитать. О том, как постригали и садили на коня. Тебе не интересно?
   - Интересно. Но завтра. Побаюкай, пап, - опять попросила Таня.
  - Я сейчас маму позову. Она лучше меня это сделает. Мама!
  - В чём дело? – появилась мама. – Почему не спим?
  - Вот, просит, чтобы её побаюкали, - сказал папа.
  - Таня! Ты, что – малышка? Может тебе и соску дать? – изумилась мама.
  - Побаюкай меня, как маленькую. Чуть-чуть. Немножко-немножко.
  Папа подмигнул маме и тихо вышел из комнаты.
  - Только, как княгиню, - потребовала Таня, когда мама присела на её кровать.
  - Маленькие дети все одинаковы. И баюкают их всех одинаково.
                О.о, о, о, о, о, о!
                О, о! Баиньки, - запела мама.
                О! Баю, баю, баю!
                Баю милую мою!
                Таня будет крепко спать,
                Котик Танечку качать!
                А качи, качи, качи,
                Прилетели к нам грачи.
                А ворота скрип, скрип!
                А Танечка спит, спит
  Танечка тихо сопела носом. Мама поднялась и вышла.
  А в комнате папа разговаривал с Серёжей, вернувшимся с улицы.
  - Телевизор ты всегда успеешь посмотреть. А завтра чтобы прочитал Тане вот этот отрывок: первую главу из книги Дмитрия Мищенко «Синеокая Тиверь». Я думаю, что и тебе это будет интересно.


                Д. Мищенко
                «Синеокая Тиверь», глава из романа

  От княжеского терема до собОрной площади1 в детИнце2 без малого чуть не треть пОприща3, но в роду князя ВОлота не было недостатка в любопытных, желающих поглазеть на праздненство, а тем более в охотниках погулять, повеселиться, спеть величальную4 песню. По одну и другую сторону дорожки, выстланной коврами от терема к площади, стоят толпы людей. Но едва ли не больше всего народа как и стражников, смотрителей порядка на пострИжинах5, собралось на самой площади, ближе к центру торжества.
  Похоже, народ точно знал, может, почувствовал, что вот-вот начнётся свято: притихли и гости, и горожане, смотрят в ту сторону, откуда должен появиться Отрок6. Двери в терем распахнуты настежь, величальницы возле порога уже, а это верный признак: сейчас – появиться кнЯжичу7. И предчувсивие не обмануло тиверцев8. Первыми вышли на люди князь Волот и княгиня Малка, сразу за ними княжич БогдАнко в паре со своей наречёной9 ЗорИной Вепровой, следом правились, взявшись за руки, меньшие сёстры БогданкА, княжёны Злата и Миланка. И такие же гожие и пригожие все, такие праздничные и нарядные, что непривычному к роскоши поселЯнину12,особенно с далёких окраин, ничего и не оставалось, как удивлённо воскликнуть про себя и затаить дух. Князь и кнЯжич были в одинакового цвета светлосиних кОботах13, щедро расшитых по полам и подолам14, на ногах у них червлёные15 чедЫги16. По тому же порядку и княгиня, и наречённая БогданкА – в белых, заморской ткани тунИках17, а поверх туниИк на них нежно-розовые, словно распустившиеся поутру бутоны троЯнды18, корзнА19. Юные княжны Злата и Миланка, дрОбненькие20, одна другой меньше, одеты в почти столь же роскошные, хоть и другого цвета одежды, Волосы каждой из женщин покрывала самИтовая21 шапка с меховым окОлышем22.
   Князь и княжич, простоволосые23, шествовали, словно облитые солнцем. По обычаю князю-отцу предстояло исполнить посвящение сына в мужИ24, поэтому княжичу надлежало предстать перед народом таким, каким знали его все двенадцать лет – с непокрытыми, нетронутыми до сегодняшнего дня кудрями. А они же… Боже СварОже25! Они такие шелковисто-мягкие, буйные, золотистые в этот погожий день, что жаль и  прикасаться к ним.
   Пара за парой, как вышли из тЕрема так и шли, чинно(26), к площади – будто внушительным, спокойно-величавым шествием, приличествующим древнему обычаю, показывали всем собравшимся кровное, нерушимое единение рода. Воля и сила угадывались за этой сплочённостью.
   Величальницы знали, когда начать. Их первая песня – княгине. Ей, матери, первое величание.
                Слава тебе, слава, пречистая матерь!
                Дала князю сына, нам – надежду злату.
                Нам надежду злату, радость всего света.
                Будь здорова , жена, премногие лета.
   Они так же при соединились к шествию, следовавшему на площадь, где ожидали своего княжича тиверцы, где приготовлены для обряда княжеский стол и величальные венки, где истомился в ожидании будущего хозяина заранее осёдланный конь. При коне был готов и дядька(27), среднего роста, но могучий в плечах муж, при оружии и ратном облачении(28). На самой площади, хотя она и запружена тиверцами, место у стола князя оставалось свободным.
   …А князь тем временем оборачивается к княгине и, кланяясь, говорит ей:
   - Позволь, мать, взять у тебя дитя.
   Каково будет повеление Малки? Все ждут. А она клонит долу(29) голову, молчит.
   - Твоя воля, княже, - произносит она наконец и вздыхает. – Отдаю сына тебе и благославляю! В добрый час! Счастливой дороги тебе, сынок.
   Княгиня была уже не в силах сдерживаться, дала волю слезам. Князь не обращал на них внимания. Взял в руки ножницы, примерился, отхватил несколько локонов. Потом ещё и ещё. И казался он таким решительным, непреклонно-твёрдым, будто не знал, не ведал, что постригает собственного, притом единственного сына, будто всё равно ему было, что сын пойдёт сегодня на чужие руки и больше никогда уже не знать ему материнской ласки, не надеяться больше, что кто-то из родных или близких пожалеет его, защитит от обидчика. Едва ли не так и было: князь радовался, что забирает сына от матери, радовался, что пришла пора и посылает он княжича в достойную науку – острить разум и сердце(30) на святое дело, стать мужем ратным(31), познать мудрость, чтобы стать по зрелости опорой земли и народа. Потому и твёрд, потому и не обращает внимания на женские слёзы. Если б князь обращал на них внимание, кто бы берёг землю и народ тиверский от чужеземца-супостата(32)? Ей-богу, в чужеземном ярмЕ(33) ходили бы.
   Понимала ли это княгиня Малка? Должна понять. И она, похоже, справилась с собой или кончились последние слёзы – княгиня вытерла лицо, подошла к наречёной БогдАнко.
   - Как только князь кончит пострИжены, подойдёшь, дИтятко, возьмёшь этот венок, увенчаешь им кнЯжича. Знаешь, что нужно сказать при этом?
   - А то!
   - Ну и ладно. А щит меч ему поднесёт другая девочка, из простых людей.
   - А где она?
   - И в самом деле, где? – обернулась княгиня к окружавшей её чЕляди(34).
   - Пошли за ней, должно быть сейчас. Это уж самая достойная…
   …То была Миловидка из ВЫпала. ВЫпальские парни и девчата уговаривали её, утешали: «Не бойся, никому не дадим в обиду, а надо – так и торговый люд позовём!»
   …Издали ещё отличила среди других девчат юную избранницу с ВЫпала и княгиня.
   -Здравствуй, красавица, - подошла она и, как бы успокаивая, коснулась руки Миловиды.
   - Поздравь кнЯжича с Отрочеством(35), вручи ему бронЮ(36) от народа тиверского. И пусть слово твоё будет щедрым на добро, красным(37) да радостным, как и ты сама.
   ЗорИна Ветрова уже стояла возле венка, поджидая её, простолюдИнку, и как тронулись, предупредила: «Я первая поздравляю!». Когда же до дела дошло, запнулась вдруг, словно язык проглотила, молчит. Тут только Миловида и увидела, какой кнЯжич ещё ребёнок и, сама не зная как, решилась выручить напарницу. И откуда только смелость взялась!
   - КнЯжич, пусть любовь матери хранит тебя от всех напАстей и бед, - выпалила она одним духом. – Пусть завЕтом(38) тебе станут отцовы мудрость, храбрость мужество. Будь ласков со своим народом, будь справедлив, как отец, и твёрд с теми, кто посягАет(37) на нашу волю и наши обычаи.
   Миловида дождалась, пока ЗорИна, так и не произнесшая ни слова, увенчает кнЯжича венком и только потом приблизилась к нему сама, опоясала кнЯжича мечом(39), из рук в руки передала ему и щит и шлем. Она не знала, как восприняли её слова князь и княгиня, народ, она просто не думала об этом. Но, должно быть, наИтие(40) подсказало ей, что всё, что она делает – она делает правильно, и непонятное смущение, волнение, робость охватили её лишь тогда, когда вновь дружно и голосисто запели величальницы.
   Дядька подвёл кнЯжичу коня, помог ему сесть в седло. И это значило, что отныне уже не мать с отцом, а он будет Отроку учителем обычаев и законов рода, он будет наставлять кнЯжича рАтному делу и житейской мудрости.

                Пояснения:
1 – соборная площадь – место сбора народа для важных сообщений.
2 – детИнец – внутренняя городская крепость.
3 – пОприще – мера длины, равная примерно 20км; треть пОприща – 7км;
                на местах поединков пОприще равно 115 шагам.
4 – величальная – хвалебная, приветственная песня.
5 – пострИжены -  обычай пострижения волос мальчика княжеского или
                боярского рода.
6 – Отрок – мальчик-подросток.
7 – кнЯжич – сын князя.
8 – тИверцы - славянское племя, народ.
9 – наречёная – названная невестой, невеста.
10 – княжнА – дочь князя.
11 – гОжие, да пригОжие – хорошие, красивые.
12 – поселЯнин - житель поселения.
13 – кОбот – верхняя мужская одежда.
14 – подОл – нижний край женской одежды.
15 – червлёный – тёмно-красный.
16 – чедЫги – род сапог, сапоги.
17 – тунИка – род длинной рубахи
18 – троЯнда – роза.
19 – корзнО – плащ знатных людей в Древней Руси.
20 – дрОбненькие – мелкие, маленькие.
21 – аксамИт, самИт – дорогая ткань.
22 – окОлыш – часть головного убора.
23 – простоволосые – с непокрытой головой.
24 – посвящение в мужИ – посвящение в совершеннолетие.
25 – СварОг – главный славянский бог.
26 – чИнно – в соответствии с правилами.
27 – дядька – в Древней Руси – воспитатель, учитель.
28 – рАтное облачение – воинские доспехи.
29 – дОлу – вниз.
30 – острить разум и сердце – обучаться.
31 – рАтный муж – воин.
32 – супостАт – враг.
33 – ярмО – деревянный хомут для рабочего скота; здесь – в значении плена,
                рабства.
34 – чЕлядь – прислуга.
35 – Отрочество – возраст перед совершнннолетием.
36 – бронЯ – оружие.
37 – красный – красивый.
38 – завЕт – правило, завещание.
39 – опоясать мечом – закрепить на одежде пояс с мечом.
40 – наИтие – неожиданная мысль, догадка.

   Ребята! Вы прочли отрывок из повести «Синеокая Тиверь» украинского писателя Дмитрия Мищенко.
   Попробуйте ответить на вопросы:
   1. Почему плакала княгиня Малка?
   2. Найдите в тексте выражение «пойти на чужие руки» (когда князь
       стрижёт БогданкА). Как вы понимаете смысл этого выражения?
   3. Почему княжича отдавали «на чужие руки»? Найдите ответ в беседе папы с Таней.


Рецензии
Добрые и познавательные истории (имею в виду все "дни", а не только первый) . Жаль, что книга нигде не издана (или, может быть, издана, но я нигде её не видел, кроме данного сайта).

Григорий Ананьин   06.04.2020 18:57     Заявить о нарушении