Потерянный старик

Уважаемый читатель!
Меня всегда удивлял процесс поэтического творчества. Об этом уже много написано и филологами, и философами, и психологами, и другими специалистами в области литературы и творчества вообще…
Просто иногда удивляет, как из одной фразы, из мелькнувшей мысли начинает проявляться откуда-то из глубины сознания, подсознания, и наверное в целом из души об-разные картины, истории, действующие лица.   Длится это чудо всего лишь краткие мину-ты, редко часы, если говорить о прозе.   А потом  постепенно подключается осознание, осмысление, критика и другие «муки творчества».  Муки…  потому что в ходе реальной жизни яркие образы, пришедшие во сне или наяву, меркнут. Найти  те глубокие мысли и описать их словами становится все  труднее.  Правда, есть редкие исключения.  На своем опыте знаю - бывают минуты, часы, когда в один присест, за одну поездку  в автобусе или в этот же день рождается законченная, внятная мысль в стихотворной форме.  Я думаю, меня поймут  многие, окунувшиеся в  творчество люди…
Но есть чудесные проявления таланта, когда в результате внезапного открытия  внутри человека, в краткие минуты из его души вдруг вырывается как гейзер законченный стих.  Это не просто мысль, облеченная в ямб или хорей или  другой «эквилибр» - это картина, словно написанная художником с натуры, в результате многочасового или многодневного труда.  Или, это глубоко проникающий в душу рассказ с предысторией и историей, если пробужденное произведением поэта воображение срабатывает у внимательного читателя…   
      Ведь чтение поэтического чувства, выраженного в стихах  или прозе, также требует особого внимания, внутренней концентрации и  воображения…
Мы знаем много известных всему миру классиков поэзии, знаем также много знакомых и не столь известных миру, но любимых нами поэтов современности. Благодаря интернету, все это стало доступным практически каждому любителю поэзии - поэзии в стихах и прозе.
Классиков мы читаем и перечитываем, в собраниях сочинений  или отдельно в подборках…   По ним мы учимся чувствовать, видеть окружающий мир природы, людей... По ним формируются и становятся классическими принципы оформления творчества в литературе и филологии.  И все же они, классики, творили в тоже  время, когда  и другие их современники  также  «мучались» над своими произведениями и вырывающимися из души чувствами…  Но обстоятельства им не позволили донести до широкого читателя свои творения.
Мы, счастливое поколение. Благодаря интернету мы можем читать и классиков, и современников.  И не только читать, но и следить за их творчеством. И даже косвенно наблюдать за процессом. Я понял, что настало время, когда каждый человек, в котором пробудилось желание творить и найти своего читателя, может проявить себя. А люди, далекие или близкие могут познакомиться с его творчеством.
Интернет, благодаря  своим информационным технологиям, расширяет возможности публикации для всех авторов.  Не умаляя  значения  классиков, он предоставляет возможность неизвестным авторам найти своего читателя.  Главное, чтобы их творчество не  наносило морального вреда другим людям ….   Но, я не об этом…
Пусть это не обижает других творческих людей на стихотворной интернет-площадке, но мне посчастливилось познакомиться с одним поэтом. Внезапно,  и заметно этот автор, на пространстве Стихи.ру  и в «Одноклассниках» занял со своей  поэзией определенное место.  Несколько произведений  Нины Дедловой стали лауреатами на литературных конкурсах…
Мне повезло понаблюдать «кухню» поэтического творчества в «живом» эфире. И как говорилось выше, меня поразило  чудо проявления душевных чувств человека в за-конченной стихотворной форме, в краткий момент работы на литературной площадке…
«Я не писал стихов и не пишу, я просто мысли рифмою и ритмом оформляю»  и мне никогда не приходилось писать что-нибудь осмысленно законченное непосредствен-но на бумаге или компьютере,  как сейчас говорят, в «он лайн». Обычно это действительно муки открытого для сознания формулирования прозы в стихах с элементами стихосложения и мучительного подбора слов вплоть до использования специальных словарей, которые в интернете под рукой.
В творчестве моего любимого автора-современника, поражает то, как  в сжатый временной отрезок появляется художественная как на картинах образность, философская глубина и одновременно легкость поэтической формы.
Для примера, какие картины вызываются в глубине души стихом поэтессы, предлагаю вашему вниманию зарисовку в прозе, навеянную  стихотворением  «Потерянный старик»…
Спасибо за Ваше внимание и Ваше отданное моей страничке время.

                Потерянный старик
(по конкурсному произведению Нины Дедловой)

      Что-то я не ощущаю сегодня времени.  Я на своем привычном месте.  Сержант Василий (у него сегодня дежурство) угостил меня горячим чаем, когда я, проснувшись в парке, занял своё привычное место на картонке, на  вокзале… Дай Бог ему счастья… Я не сужу его коллег и напарников, у них служба… А у Василия где-то в   Сибири дед в заброшенной деревне…   И только  соседка Матрена со своей внучкой  заботятся о нем…  Василий душевный.  Он ничего не берет с меня  и пристраивает где-нибудь, когда бывает непогода или проблемы с местными хулиганами или социальными работниками.  Он мне как-то рано утром рассказал о своей жизни, по сути такой же бездомной, как и у меня. Только у него общежитие, машина, на которой он меня возил как-то на природу с рыбалкой…  А вот родных поблизости никого, лишь дед где-то в Сибири…
       Мне сегодня  действительно как-то не по себе, я даже не сразу  вспомнил, как я очутился на своей картонке,  хотя помню, что засыпал в парке.   Спасибо Василию - согрел чаем, да и душа у него какая-то теплая.   
Кто-то, не помню совсем,  набросал мелочи и монет…  Спасибо добрым людям, и тем, кто не отобрал не убранные вовремя деньги…
       Сегодня мне снился мой старшенький Петя.  Я вспомнил его сразу.  Боевой мальчишка. Его неожиданную  для всех  гибель в мирное время  в Афганистане при выполнении интернационального долга. Потом… уже при Горбачеве все объяснили…  Следом по судьбе Петра в Чечне пропал без вести мой любимый внучок Серёжа… Себя я уже не помню давно…   А вот как дочь Катя уехала  с мужем и внучкой  в Америку, «с   концами», помню.  Помню внучку, маленькую совсем, с косичками. Очень была похожа на Катеньку.  Уехали они  из моей бывшей квартиры. Когда это было… не помню…
         Да, спасибо дружку Федору - он после чая от Васи принес стаканчик «красненького».  Видимо, я был совсем плох… Федор – хороший человек… Он иногда приглашает в непогоду к себе в,  свою конурку для инвентаря дворников. Иногда покормит, поговорим. Спасибо людям, они помогают мне  благодарить Федора за его поддержку уже полоумного, похоже, деда… 
        Да, нужно сегодня обязательно поблагодарить его за «красненькое»…
Вообще-то, хороших людей больше.  Только они все озабоченные, и жизнь у них не лучше нашей, бездомной. Только, что крыша над головой  своя, а так…  мне их тоже жалко…
                "Вокзал. Сплошная суета. Уверенно
                ищу глазами поезд. Чей-то крик
                И вижу - у стены сидит потерянный,
                с котомочкой замасленной старик."
       ………….
 Вот и сейчас, на бегу к своему вагону, еще не поняв от  чего, вдруг затормозила ещё одна добрая Душа…    Она искала глазами свой вагон…  Немноголюдный вокзал  шумел своей вокзальной суетой. Крики «поберегись» с тележек, крики родителей  любимым чадам…   
Она, Душа, остановившись и машинально посмотрев на перронные часы, двинулась в мою сторону.   Я узнал эту душу, их много, они всегда меня замечают, только торопятся,  или самим стыдно, что не могут серьёзно помочь. А потому  прячут глаза от людей и самих себя.  Им не жалко ни денег, ничего… даже если их отберёт «мафия». Да…  только она и заинтересована  в таких, как я…  Деньги…

"Река людей течёт вперёд направленно.
Разноголосица. Окликнул кто-то "мам"...
А он мне в душу заглянул затравленно,
и что-то  вдруг перевернулось там.

Мелькнуло - дети есть, должно быть, с внуками...
А он вот так... у стенки. Боже мой!
Я наклонилась - а в котомке рублики...
Почувствовала - дедушка хмельной."

…………………
Она подошла ближе и наклонилась.  Почувствовал, как она услышала сегодняшнее красненькое и, может, даже позавчерашний самогончик от Феди. Мне стало стыдно и тоскливо.  Она, наверное, с сожалением подумала о моих Пете, внуке Сергее и дочке Кате.   Она ведь их не знала, не знала и про мою пропавшую квартиру в большом городе.   Такие, как она не судят, они сочувствуют и сожалеют.  Иногда я слышу, как они переживают даже в отправившемся поезде.  Мне самому становится неловко,  жаль себя и  стыдно... Такие беспомощные, разобщенные души…  А ведь злых людей меньше, только они лучше организованы. Что же мы люди…  Мне уже не хочется, чтобы она бросала свою  заработанную деньгу. Ведь, поди, тоже жизнь не безоблачная, хотя лицо у неё доброе и даже веселое… 

"И я в котомку положила денежку,
И шоколад, и с сыром бутерброд.
Он взял его руками очень бережно
и тут же положил в беззубый рот."
…………………..
Вот и сейчас, она вместе с деньгами положила что-то вкусно пахнущее. Я чую … это не съеденный в завтрак бутерброд, а потому взятый с собой в дорогу.    От этого на душе стало неудобно и пасмурно.  Хотел бы что-то сказать, да комок в горле от набежавшей слюны, да и обидеть её душевный порыв совсем не хочется…
Она особенная.  Мы как будто обменялись словами или да-же… нет, не словами, а каким-то взаимопониманием…   Мне кажется, она уже сочувствует  моему Пете   и Серёже,  и Кате, и её мужу Виктору…
Как будто для моей внучки из Америки, положила в мою котомку шоколадку…  Всё отдала. Как лепту в церкви…
- Дай Бог здоровья, - подумал я и, машинально взяв  её бутерброд,  сразу стал его жевать, мысленно извинившись,  рассчитывая на понимание…  Голод не тетка.  Не до церемоний…
Я давно уже бездомно живу на своей картонке. И все же каждый раз мне стыдно и больно за слабость к свалившимся на меня событиям… и совсем  не дружественным  поступкам земляков…
Вот и ещё одна Душа напомнила мне  не закрытые уроки моей жизни...  И все же спасибо таким душам.  Они  дарят тепло и искру надежды. Но их уносит вокзальный ветер и свисток очередного поезда…

"На выходе опять взглянула в сторону,
где дед сидел, его поймала взгляд.
Была в нём безнадёжность с болью поровну...
Порой так много взгляды говорят."
………………

  Перед окончательным уходом  она оглянулась.  В последний  раз  она, Душа, послала мне частичку своего тепла…
И улетела в свою Вселенную…

* прим.
© Copyright: Нина Дедлова, 2014
Свидетельство о публикации №114032402239


Рецензии
Игорь, напиши мне...
Пообщаемся...

Виталий Нейман   04.05.2020 13:57     Заявить о нарушении
Виталий, спасибо за внимание. Если позволит интернет на даче обязательно свяжусь... Игорь

Игорь Путник   04.05.2020 21:51   Заявить о нарушении
Добро...жду...

Виталий Нейман   04.05.2020 23:13   Заявить о нарушении
Очень проникновенно написано...

Виталий Нейман   08.05.2020 00:04   Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв. Тема оригигала в стихах емкая и тонула... видимо задело... а дальше видимо метафизика... Приятно считать, что кого-то тоже трогает и тема (!), и подача в прозе. Стихи вроде не многословны, а при удаче емки по образности...

Игорь Путник   08.05.2020 23:05   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.