Жизнь одинокого мужчины

Познакомился я с ним в ресторане, куда зашел перекусить перед дорогой.
Мужчина, старше средних лет, прилично одетый, сидел одиноко за столиком с бокалом вина и несколькими бутербродами с икрой. Он сидел, заложив ногу на ногу, и дымил сигаретой. Перед ним лежала газета, которую он, по всей вероятности, читал.
Он бросал взгляды по сторонам, безразлично поглядывая на посетителей, и был удовлетворен тем, что сидит один, и никто ему рядом не мешает своим присутствием.
В наше время мало кто читает на ходу, поэтому я сразу обратил на него внимание. За отсутствием свободных мест, официант повел меня именно туда, где сидел этот человек, и, спросив у него разрешения меня подсадить, подвинул стул.
Мужчина поднял на меня глаза, выпустил струйку дыма, свернул газету и положил ее на стол.
— Вы не против, если я…
—  Пожалуйста, — сказал он вежливо и погасил сигарету в пепельнице.
Он с любопытством взглянул на меня и, взяв свой бокал вина, немного отпил и надкусил бутерброд.
Официант принес мне мой заказ, и я принялся уничтожать запеченное мясо с картофелем.
До отправления поезда оставался еще час, и я решил немного передохнуть в этом единственном заведении на вокзале.
Я откинулся на спинку стула и вытянул ноги. За сегодняшний день ходьбы они у меня просто гудели. Невозмутимый сосед пошарил глазами по залу в поисках официанта и заказал еще один бокал вина.
—  Вы явно командированный, — обратился он ко мне.
— Да, подолгу работы мне часто приходится ездить по разным делам, —  ответил я. — Теперь направляюсь домой.
Он внимательно выслушал мое объяснение, допил вино, извинился и, прихватив газету, направился к выходу, на ходу рассчитавшись с официантом.
Я проводил его безразличным взглядом и продолжил свою трапезу.

В купе, куда меня проводила доброжелательная проводница, я с удивлением увидел того самого мужчину, с которым сидел там за столиком. Он расположился в купе, где мне предстояло ехать до Питера, и смотрел в окно. Увидев меня, он улыбнулся:
—  Вот как получается, —  сказал он. — А в том ресторанчике мне не нравится: они там готовят отвратительно. И вообще, я стараюсь редко туда заходить, когда бываю в этих местах.
Я пожал плечами, поставил свою сумку на полку и подсел к столику. Мужчина снова уткнулся в газету и оторвал от нее свой взгляд только тогда, когда поезд тронулся.
—  Вы до конца? — коротко спросил он.
— Да, я до Петербурга.
— Значит, будем коротать время вместе. Мне туда же.
Снова в купе наступила тишина. Я мысленно погрузился в свои планы, перебирая в голове все, что сделал за время своей командировки, и что еще предстоит сделать уже дома на работе. За дверью раздался голос проводницы, предлагающей пассажирам чай, и я поднялся, чтобы заказать стаканчик.
— Вы знаете, пожалуй, я тоже возьму, —  сказал мой сосед. — Закажите и на мою долю тоже. Я вам буду премного благодарен.
Когда чай уже стоял на столике и ложки брякали в стаканах, я позволил себе задать своему попутчику вопрос:
— Ну, а вы в Москве по делам или как?
— Нет, я после отдыха еду домой. Отпуск кончился, надо дома кое-что успеть сделать, а дальше по обстоятельствам. Начнется работа, времени свободного больше не будет, поэтому использую последние шансы на свое усмотрение.
— Жена, наверное, ждет?
— Какая там еще жена? Нет у меня жены. Для меня это лишнее.
—  Ой, извините, пожалуйста. — Я виновато взглянул на попутчика.
— Да, чего там. У меня ее никогда и не было, поэтому извиняться не стоит.
— А что так? Всю жизнь один?
— Представьте себе, да. И что тут такого? У меня личная жизнь налажена, и, надо сказать, я ею очень доволен. Давайте лучше познакомимся, а то как-то неудобно — едем, не зная друг друга. Николай.
Я тоже представился.
Горячий чай был как нельзя кстати. У меня нашелся пакет с пряниками, и я предложил своему попутчику присоединиться.
— Нет, тогда уж лучше, для знакомства, коньячок. — Он поставил на столик уже начатую бутылку. — Перед отъездом пришлось со знакомыми выпить на дорожку, — объяснил Николай и еще достал из сумки большую шоколадку. Он ее ловко наломал на салфетке и положил в центре стола. — А вот со стаканами проблема, будем пить из пластиковых. — Он разлил коньяк и взял стаканчик. — За знакомство! Я, вообще-то, сложный человек, не очень люблю знакомиться на ходу, друзей у меня совсем немного, и меня это радует. Зачем ненужные люди в жизни? Я стараюсь не загружать себя посторонними личностями. Нет-нет, я не про вас.… Это совсем другой случай. А здесь, в узком кругу, можно пообщаться. Деваться некуда.
Он выпил коньяк и поставил стаканчик на стол, закусил кусочком шоколада.
Я последовал за ним, замечая, как он становился все более разговорчивым.
— Я живу в Питере, у меня семья, дети, — понесло меня раскрыться перед ним.
— Это, наверное, хорошо?
—По-разному, проблем тоже хватает. Заботы совсем не те, что у вас, холостяков.
—  Это точно, —  улыбнулся Николай. — Я вообще стараюсь себя ограничивать от лишних и ненужных проблем. Живу по схеме: работа-дом-отдых.… А вот семья для меня — это проблема. Нет-нет, не потому, что я какой-то дефективный.… У меня свои взгляды на жизнь, и их немногие понимают. Тут свои жизненные принципы, и я их придерживаюсь. Это моя стратегия.
— Я вижу, вам это удается.
— Стараюсь. У меня вот только один недостаток — я очень себя люблю.
—  Разве это недостаток? —  удивился я. — Если вы один, кого еще остается любить, как не себя?
— Как бы да, но я в этом деле, бывает, часто перегибаю палку, и никого не замечаю, кроме себя. Вот это мой главный недостаток, а так все в порядке.
— Одному, наверное, тяжело? Хозяйство вести, обеды готовить...
— Я бы не сказал. Может, просто привык уже к такой жизни — не знаю. Сам готовлю, сам стираю и прочее... Правда, готовлю очень редко, чаще хожу кушать в кафе. По выходным иногда в ресторан, а так на работе. Вещи отдаю в химчистку, стараюсь не нагружать себя пустыми делами.
— У вас, наверное, неплохая работа? — поинтересовался я.
— Работа нормальная. Работаю замом на фирме вот так уже пятнадцать лет. Все устраивает: и зарплата, и положение — что еще надо одинокому человеку?
— И вы никогда не стремились завести семью?
— Дело в том, что я из той категории людей, которым семья вообще не нужна, — объяснил Николай.
— Не скучно так жить?
— Нет. Я бы так не сказал. Все зависит от тебя самого. Мне лично скучать не приходится.
—  Да-а, — потер я затылок.
— Вот вы, например, когда в последний раз ходили в театр, или хотя бы в кино? Вот видите, и не помните. А я каждый месяц посещаю эти заведения — это закон в моей жизни! В нашем городе есть куда сходить и что посмотреть, вы это прекрасно знаете и без меня. Я себе в этом не смею отказать. А у вас, женатых, все по-другому: жена ждет, дети с вопросами, заботы разные и прочее.… Иногда в Москву езжу на выходные, развеяться, за границу ежегодно на отдых. Вы просто не представляете, как это здорово!
— Почему не представляю? Представляю, — согласился я, хотя ни разу за границей не был.
— Кругом приличные люди, — продолжал Николай, — дамы на любой вкус, обстановка совсем другая, свободная. — Он разлил еще коньяк.
— Все понимаю. Холостяцкая жизнь тоже имеет свои прелести. А когда тебя встречают дома, кто-то ждет — разве это плохо?
— Вот те, кто вас встречает и ждет, и связывает по рукам. Я, наверное, привык к своему образу жизни и ни на что не променяю свое существование, свою свободу.
—А родственники как?
— Я в семье был один. После смерти родителей досталась двухкомнатная квартира. С остальной родней связи не поддерживаю принципиально. Теперь уже и не знаю, есть ли она у меня вообще. Родственники меня мало интересуют. Объявился года два назад какой-то наследник, приехал, говорит, можно поживу у тебя с полгода? Я даже спрашивать не стал, откуда такой взялся, просто не принял и все. Зачем мне эти хлопоты?
— Да, в таких случаях надо быть осторожным. Вот у меня знакомая впустила тоже одного, так он у нее всю квартиру вынес.
Николай громко рассмеялся.
— У меня тоже есть, что выносить, но я не об этом. Как только остался один после смерти родителей, сразу сделал евроремонт, обставил квартиру дорогой мебелью, современной техникой и прочей утварью.… Вот так. Поэтому, зачем мне еще кто-то на шею, на все готовое? Вот машины у меня нет — это верно, но она мне и не нужна — лишняя головная боль. Мне проще вызвать такси. Оно меня и туда, и обратно довезет. Слава Богу, финансы позволяют.
— Тоже верно, —  согласился я. — А на личном фронте как?
Николай налил еще коньяку, и мы опять выпили.
— Признаться, неплохо, даже очень неплохо, — улыбнулся он: достал сигареты и предложил мне закурить. — Вот свежий пример: до отпуска познакомился с одной молодухой. Просто красавица! Она у меня, как говорится, не любовница, как у женатых бывает, а просто интимный друг. Приеду — надо будет встретиться. Не женщина, а зверь в постели, продохнуть не дает, все ей мало. Просто ненасытная какая-то бестия! Но уже начинает надоедать. Так что завести себе друга или подругу — проблем вообще нет. А эта девушка у меня без комплексов. Делает такие вещи, что и жена постесняется своего мужа за такие проказы. Эта — без проблем, просто чудо! До нее была чуть постарше, замужняя. С той было сложнее. Морали слишком много вложено в ее голову, а я люблю в сексе отрываться — это у меня, видно, что-то врожденное. Женщины еще ладно.… Бывает, даю себе расслабиться и с молодыми людьми. Может, для вас это будет странно, но я не скрываю своей похоти. В жизни все нужно испробовать…
—  Ничего здесь особенного нет, —  снова согласился я. — Слышал и такое, а позволить себе, никогда не смел, все думал, что это грешно.
— Я вас умоляю! Где же вы видите здесь грех? Все происходит при обоюдном согласии. Ну, оставим эту тему. Она не для всех, и многие понимают это по-своему.
—  Интересный вы человек! — удивился я.
— Обычный, но со своими принципами, — возразил Николай. — У каждого на роду написано свое предназначение. Моя жизнь мне нравится. Я свободен в ней, и меня это вполне устраивает!
— Ну, про свою жизнь я рассказывать не буду, не такая уж она у меня и красочная, как ваша, но прелести тоже кое-какие есть, — стал защищать я свою полноценную семейную жизнь.
Николай немного успокоился, разлил последний коньяк и с любопытством взглянул на меня.
—  Конечно, — промолвил он, — не каждого такая жизнь, как моя, устраивает. К ней привыкнуть надо, а для этого время и соответствующая обстановка нужны. Никогда не берите пример с таких, как я.
— И все же вы интересный человек.
— Нет, обычный. У меня просто стиль жизни такой. Я даже на женатых смотрю по-другому. Может, они и на меня смотрят как-то особенно, осуждают или завидуют, не знаю, но дело не в этом. Для меня каждый день должен быть просто праздником. Согласитесь, что не так уж мы и много живем на этом свете, поэтому выслушивать чужие мнения или какой-то бред в отношении морали у меня просто нет времени. Это у них есть время промывать другим кости — вот пусть этим и занимаются со своими половинками. Они и созданы для этого. Когда сами что-то не могут, а у других все получается, надо же кого-то обосрать! А мне это нравится. Жизнь моя одинокая и по-своему прекрасная! Пусть те, правильные, трепыхаются вокруг и свою мораль вешают на других — мне на них просто плевать.
— Получается, завидуют?
— Кому, мне? Это уже их оловянное дело. Я никогда и никому не завидовал. Для меня это последнее дело. Однажды одна сотрудница мне сказала, что мужчина без семьи — это полчеловека. Пусть даже и так, а сама, такая полноценная по жизни, приходит однажды на работу с фонарем под глазом. Говорит, что спотыкнулась, ударилась об угол стола — вот и синяк получился. Что-то уж больно часто она падает на один и тот же угол, одним и тем же глазом. Я у нее спрашиваю, много ли еще в ее доме осталось нетронутых углов, а она, полноценная семейная бестия, нервничает и только оправдывается. Смешно смотреть со стороны. Угол у нее один — это муж, у которого постоянно чешутся кулаки, вот он и чешет их о свою полноценную половину. О чем можно еще говорить? Это я к тому, что нечего в чужую жизнь лезть своими предложениями. Это, конечно, неудачный пример, но жизненный. Другие по-другому удовлетворяются: мужу да детям радуются, а мне этого не надо. Я радуюсь только своей жизни.
— А если, не дай Бог, что с вами случится? Кто воды подаст в трудный час? Кому все ваше добро достанется?
—  Что касается воды — то это очень просто, были бы деньги. Для этого я и работаю. А кому все мое добро достанется? Да хоть детскому дому, но не халявщику-родственнику, который появится сразу после моей смерти. Вот вопрос и решен. Я всю свою жизнь не терпел пакостей и упреков, а тем более подхалимов, которые частенько встречаются — и живу красиво!

Вагон монотонно стучал колесами. За окном уже начинало темнеть. Я прилег и расслабился. Наш чай уже давно остыл, а мы к нему даже не прикоснулись. Николай снова развернул газету и погрузился в чтение. Я искоса поглядывал на него, с одной стороны где-то завидуя, а где-то мне становилось его даже жаль. Такой видный мужчина и одинокий.… Какая бы могла быть у него семья и красивые дети.… Но я тут же ловил себя на мысли, что лезу в чужую жизнь: раз так живет, значит, нравится — каждому свое. Немного поразмыслив, я вспомнил семью и детей. Они меня ждут дома, и я этим доволен…


Рецензии