Страдания капитана Лунина

СТРАДАНИЯ КАПИТАНА ЛУНИНА
КРЕЙСЕРСКАЯ ПОДЛОДКА ПРОТИВ ЛИНКОРА-ГИГАНТА

27 июня 1942 г. радист подводной лодки "К-21" принял радиограмму из штаба Северного флота. Кораблю предписывалось выйти на боевую позицию для прикрытия группы судов союзного конвоя "PQ-17".

В районе острова Игней, куда немедленно направил лодку командир, капитан 2-го ранга Н.А.Лунин, ее догнало еще одно сообщение: на перехват конвоя движется фашистская эскадра во главе с кораблями «Тирпиц» и «Адмирал Шеер» – гордостью германского флота. Тут же из штаба последовал приказ: «Найти,атаковать и уничтожить!» Благодаря действиям английской разведки многие детали предстоящей операции немцев перестали быть загадкой для советского военного руководства, однако точный маршрут следования двух линкоров и сторожевых эсминцев по-прежнему оставался неизвестным. Лунину предстояло самому отыскать немецкую эскадру. Всего за четыре дня поисков «Тирпица», субмарина, шедшая в надводном положении, чтобы увеличить сектор обзора, обнаружила свыше полусотни немецких самолетов и сделала 48 срочных погружений. Фашисткая авиация стала просматривать район гораздо чаще, причем исключительно со стороны Альтен–фьорда. Первыми на горизонте показались миноносцы типа «Карл Галстер».

Прошло не менее получаса, пока Лунин заметил за ними мачты линейных кораблей, а затем и кружившие над эскадрой немецкие самолеты «Арадо». Закамуфлированные черным, коричневым и серым цветами линкоры, по-видимому, в любую минуту ожидали нападения из-под воды. Они шли противолодочным зигзагом на значительной (около 23 узлов) скорости, головным был «Шеер». Из фронтального строя эскадра неожиданно перестроилась в кильватерную колонну, что в некоторой степени упрощало подводную атаку. Лунин решил, поднырнув под миноносцы, проникнуть в центр эскадры и атаковать линкор «Тирпиц».

То, что Лунин остановил выбор именно на этом корабле, объяснялось просто. «Тирпиц», вошедший в строй в 1941г., был братом–близнецом прославленного «Бисмарка», которому удалось в неравном бою с многочисленной английской эскадрой потопить крейсер «Худ» и вывести из строя линкор «Принц Уэльский». Линкор «Тирпиц» был сколь огромным водоизмещение более 45000т, длина 243м), столь и мощным. Его артиллерийское вооружение составляли восемь дальнобойных 380-миллиметровых орудий главного калибра, двенадцать 150-миллиметровых противоминных торпедных аппаратов и сложной системой противоминной защиты. «Тирпицу», равно как и тяжелому крейсеру «Адмирал Шеер», дозволялось выходить в море лишь с личного разрешения фюрера. Для немцев потеря или даже повреждение такого корабля были сравнимы с проигрышем крупной боевой операции.               

Когда началась Великая Отечественная война, Лунин командовал (с 1940 года) подводной лодкой «Щ-421»  на Северном флоте. Под командованием капитана 3-го ранга Лунина «Щ-421», согласно его заявлениям, потопила семь кораблей и транспортов противника общим водоизмещением 49 тыс. тонн. Однако подтверждённым документально является потопление только одного парохода: 5 февраля 1942 года «Щ-421» потопила немецкий пароход «Консул Шульте» (2975 брт). В начале апреля 1942 года «Щ-421» была награждена орденом Красного Знамени. Тогда же Лунину было присвоено звание Героя Советского Союза. Что-то легко раздавали «героев» подводникам. 28 февраля 1942 года Лунин получает новое назначение и становится командиром подводного крейсера «К-21».      

Атака «Тирпица»

18 июня 1942 года К-21 вышла в четвёртый поход с целью действия на морских коммуникациях противника в районе Вардё. 28 июня подводная лодка заняла позицию севернее острова Рольвсё с целью прикрытия конвоя PQ-17. 5 июля в 16.22 лодка установила акустический, а 17.00 — и визуальный контакт с немецкой эскадрой, состоявшей из линкора «Тирпиц», тяжёлых крейсеров «Адмирал Шеер» и «Адмирал Хиппер», семи эсминцев и двух миноносцев. Лунин принял решение атаковать противника, и начал маневрирование, завершившееся торпедным залпом из четырёх кормовых торпедных аппаратов в 18.01, после чего подводная лодка начала отрыв от эскадры на глубине 30 м. Атака осложнялась хорошей видимостью и малым волнением моря (что заставляло командира, во избежание обнаружения лодки, очень ограниченно пользоваться перископом), а также высокой скоростью и маневрированием немецкой эскадры. В частности, неожиданный манёвр немецких кораблей сорвал атаку из 6-ти носовых торпедных аппаратов, поэтому противник был атакован четырёхторпедным залпом из кормовых аппаратов, после чего лодка сразу пошла на погружение и легла на курс отхода. Непосредственно результатов атаки Лунин не наблюдал, на лодке лишь было зафиксировано два взрыва в 18.04, а также ряд глухих раскатистых взрывов в 18.31-18.38.

В отчёте по итогам похода, Лунин посчитал достоверным попадание двух торпед в «Тирпиц», также допуская, что торпеды могли попасть и в эсминцы эскорта, после чего на нем взорвались глубинные бомбы (когда потопленный корабль достиг глубины, на которую были установлены взрыватели глубинных бомб). Впоследствии, уже после войны, Лунин изменил мнение и посчитал, что в «Тирпиц» попала только одна торпеда, вторая же, как он и считал ранее, попала в эсминец эскорта. По возвращении в базу, подводной лодке так и было засчитано: потопление эсминца и повреждение «Тирпица».

Немецкие и другие зарубежные источники не подтверждают результативность атаки — запись о попаданиях отсутствует в сохранившихся вахтенных журналах «Тирпица» и других кораблей эскадры (в них вообще не отражён сам факт атаки, немцы её не обнаружили, почему и не стали преследовать подлодку), после атаки эскадра несколько часов продолжала идти высоким ходом, после возвращения на базу ремонт корабля не производился, отсутствуют какие-либо упоминания об атаке в воспоминаниях экипажа корабля. Также в настоящее время известна судьба всех эсминцев немецкого флота, 5 июля 1942 года потерь кораблей этого класса в немецком флоте не зафиксировано. Согласно расчётам и исследованиям к.и.н., К-21 не имела возможности попасть в «Тирпиц», поскольку Лунин допустил ошибки в определении параметров движения эскадры и стрелял с запредельной дистанции (около 20 кбт) под большим курсовым углом. Взрывы, услышанные на подлодке, объясняются взрывом торпед при ударе о грунт либо взрывами глубинных бомб, сброшенных одним из кораблей эскорта.

Расстрел норвежских мотоботов

3 апреля 1943 года К-21 под командованием Лунина вышла в девятый боевой поход. 4 апреля подлодка выставила минное заграждение. 9 апреля была произведена атака миноносца  шеститорпедным залпом, в подлодке слышали 2-3 взрыва, непосредственно гибель корабля не наблюдалась; в послевоенное время результативность данной атаки подтверждена не была. 12 апреля подлодка западнее острова Сенья обнаружила мачты мотоботов. Лунин принял решение всплыть и дать бой в надводном положении . Лодка всплыла вблизи целой флотилии норвежских невооруженных рыболовных мотоботов, занятых промыслом (данный район, называемый Свенсгрунн, богат рыбой). Норвежские рыбаки, подняв флаг, обозначили свою национальную принадлежность, что, тем не менее, не заставило Лунина отказаться от атаки. Первым было атаковано судно «Хавегга» с экипажем из 7 человек; в результате обстрела огнём артиллерии и стрелкового оружия были убиты трое и ранено ещё трое норвежских рыбаков, а судно было серьёзно повреждено.

Далее был атакован мотобот «Барен», пытавшийся покинуть район боя; К-21 ограничилась очередью из пулемёта и сигналом, который норвежские рыбаки проинтерпретировали как запрет на отход к берегу. Следующей жертвой К-21 стал мотобот «Эйстейн», атакованный с расстояния 100 метров (рыбаки посчитали, что лодка подошла, чтобы попросить свежей рыбы). Мотобот был сильно повреждён артиллерийским огнём с близкой дистанции, пять рыбаков погибли, один был ранен. Экипаж ещё одного мотобота, «Скрейн», в составе 7 человек был под угрозой оружия заставлен перейти в подлодку. Последним был атакован мотобот «Фрейя», который в результате полученных повреждений затонул (погиб один и был ранен ещё один человек). При атаке мотоботов, помимо артиллерии, применялось также стрелковое оружие (ручной пулемет ДП, винтовки, пистолет-пулемёт ППШ, револьвер Наган) причём Лунин лично стрелял по рыбакам из ручного оружия.

В ходе боя, волной был смыт за борт лодки краснофлотец А. Лабутин, подносивший снаряды к орудию. Командир лодки не принял всех необходимых мер для его спасения, посчитав утонувшим. Лабутина подобрал мотобот «Барен» и доставил в норвежский посёлок, где он был передан немецким оккупационным властям и помещён ими в концлагерь. В 1944 году ему удалось бежать, пробраться в Швецию и оттуда — в СССР.

Норвежские рыбаки были доставлены в Мурманск; после войны четверо из них вернулись в Норвегию, трое погибли в советских лагерях. По итогам боя, Лунин заявил о потоплении четырёх мотоботов, по норвежским данным, был потоплен один мотобот и два серьёзно повреждены. Есть сообщения , что в момент баталии с норвежскими мотоботами, Герой Советского Союза, капитан II ранга Николай Лунин был...сильно пьян.
Расстреляв норвежские суда из артиллерийских орудий, Лунин совершил постыдный поступок, ставящий его на одну доску с командиром германской подводной лодки Экком (который был казнен за него по приговору английского военного суда после войны).

Подробные данные о расходовании боеприпасов к стрелковому оружию «во время потопления судов» находятся в ОЦВМА (Дело 14349 Фонд 113 Листы 61-66). После войны ни один из начальников товарища Лунина в своих мемуарах не счел нужным упомянуть об этом инциденте. Есть также информация, что за этот позорный поступок капитану II ранга пришлось понести даже какое-то небольшое наказание. Подобные случаи были и с американцами, да известно, что и красноармейцы тоже не всегда щадили пленных и гражданских.

А был ли «мальчик»?

19 февраля 1993 года в Москве состоялась конференция «Союзные морские конвои на Севере в 1941-45 гг. в архивных документах Российской Федерации, Великобритании и США». В числе других докладчиков был и один из авторов «Боевого пути советского ВМФ» доктор исторических наук капитан 1 ранга А. В. Басов.

В его докладе «Новые документы о морском конвое PQ-17» был упомянут «Акт обследования корпуса «Тирпица» комиссией от Северного Флота в августе 1945 года». В нем содержался вполне определенный вывод об отсутствии на корпусе «Тирпица» повреждений от торпед и следов ремонта. Эксперт Мирослав Морозов: «Да, информация об этом периодически всплывает, хотя официальная историческая наука еще в советский период признала факт промаха подводной лодки «К-21» по линкору «Тирпиц». Атака оказалась успешна лишь в том смысле, что заставила германское командование отказаться от продолжения операции по перехвату надводными кораблями союзного конвоя PQ-17».

Так, в фундаментальном труде «Боевой путь Советского Военно-Морского Флота». М.: Воениздат, 1988, с. 197 писалось: «Лодка начала атаку, но вражеские корабли (их было 12) сделали поворот, и атака не удалась. Искусно маневрируя, подводная лодка вновь легла на боевой курс и в 18 часов 1 минуту произвела четырехторпедный залп из кормовых аппаратов с дистанции 17–18 кабельтовых. Результатов атаки командир лодки не наблюдал, но через 2 минуты после залпа акустик доложил о двух взрывах. Подводная лодка К-21 всплыла, и командир донес командованию Северного флота о встрече с немецкой эскадрой и об атаке «Тирпица». Это донесение было перехвачено и расшифровано гитлеровцами. Немецко-фашистское командование, считая, что его замысел преждевременно раскрыт, приказало эскадре возвратиться в норвежские шхеры».

В вышедшей в 1992 г. «Боевой летописи Военно-Морского Флота 1941-1942 гг.» на с. 100 указывалось: «5 июля около 11 ч немецкая эскадра (линкор «Тирпиц», тяжелые крейсера «Адмирал Хиппер», «Адмирал Шеер», 7 эсминцев и 2 миноносца) вышли в море. Вскоре в районе к северу от Гаммерфеста ПЛ «К-21» (к. 2 р. Н. А. Лунин) обнаружила ее, атаковала торпедами линкор и донесла об этом командованию». Таким образом, в обоих изданиях информация о повреждении линкора отсутствовала, что подтверждает факт промаха «К-21».

Как топят линкоры?               
На Рождество 1943 г. Шарнхорст и несколько эсминцев под командованием контр-адмирала Эриха Бэя (Erich Bey) вышли в море, с целью атаковать советские северные конвои JW 55B и RA 55A севернее Норвегии. К несчастью для немцев, их приказы были дешифрованы английскими криптографами и Адмиралтейство смогло отправить значительные силы на перехват боевой группы. На следующий день из-за сложных метеоусловий Бэй не смог обнаружить конвой и отправил эсминцы южнее для поиска конвоя, оставив Шарнхорст в одиночестве. Менее чем через 2 часа корабль наткнулся на крейсера конвоя Belfast, Norfolk, и Sheffield. Belfast обнаружил Шарнхорст в 08:40 на расстоянии 35,000 ярдов ( около 32,000 метров) с помощью радара и в 09:41 Sheffield установил визуальный контакт.

Под прикрытием снега английские крейсера открыли огонь. Belfast для наведения орудий попытался осветить Шарнхорст с помощью световой ракеты, но неудачно. Norfolk решил использовать для стрельбы показания радара и сделал два успешных выстрела. Один из них разбил основную антенну радара Шарнхорста и не позволил тому отвечать прицельным огнём в условиях плохой видимости. Norfolk понёс лишь незначительный ущерб. В попытке обойти крейсера и добраться до судов конвоя, Бэй направил Шарнхорст юго-восточнее, дальше от крейсеров. Во второй половине дня корабли прикрытия конвоя, включая британский линкор Duke of York, обнаружили Шарнхорст и открыли огонь. Несмотря на выход из строя ангара и орудийной башни, Шарнхорст смог временно увеличить дистанцию до преследователей. Однако скоро Duke of York приблизился и опять открыл огонь — второй залп повредил орудийную башню «А»,пороховые заряды в башне «А» загорелись, а вслед за ними и заряды в башне «В». Однако открывшаяся течь потушила разгоравшееся пламя. Ни один из британских кораблей не получил серьёзного урона, хотя флагман не раз был накрыт залпом, а одна из его матч была сломана 11 дюймовым снарядом. В 18:00 главная батарея Шарнхорста замолкла; в 18:20 снаряд с Duke of York взорвался в котельном отсеке, уменьшив скорость Шарнхорста до 22 узлов и оставив его беззащитным перед атаками эсминцев. Однако, сильно потрёпанный и замедленный Шарнхорст все ещё отвечал сильным огнем вспомогательных калибров по крейсеру Jamaica; эсминцы Musketeer, Matchless, Opportune, и Virago пускали торпеды по Шарнхорсту. Duke of York сделал 77 залпов к 19:28.

Пятьдесят две торпеды были выпущены по Шарнхорсту, и последние три, выпущенные Jamaica в 19:37 с расстояния менее чем две мили, стали смертельными. Шарнхорст затонул в 19:45, 26 декабря 1943 года, когда его гребные винты еще вращались. Из всего экипажа в 2092 человек спаслись только 36 матросов — и ни одного офицера. 30 взял на борт Scorpion и 6 Matchless.

Позднее в этот вечер адмирал Брюс Фрэйзер (Bruce Fraser) собрал офицеров на борту Duke of York и сказал: «Джентльмены, битва с «Шарнхорстом» закончилась для нас победой. Я надеюсь, что любой из вас, кому когда-либо придется вести свой корабль в бой с намного сильнейшим противником, будет командовать своим кораблем так же доблестно, как сегодня командовали «Шарнхорстом».               

Было ли из-за чего страдать?

Итак, чтобы потопить Шарнхорст, кроме попаданий снарядов главного калибра с линейных кораблей понадобилось ещё ПЯТЬДЕСЯТ ДВЕ ТОРПЕДЫ. А Капитан Лунин и весь Советский флот десятки лет переживает, попал он в Тирпица или не попал одной торпедой. Учитывая его «героические» 14 неподтверждённых побед и масштаб 3-х подтвёрждённых, очень и очень большие сомнения возникают в торпедировании Тирпица. Приписки во время войны были приняты во всех армиях. Это наносило большой вред, вводя командование в заблуждение. С другой стороны, благодаря им сыпались награды, а после войны и памятники и фильмы и легенды и названия улиц и детских садов... и звания, новые звёздочки на погоны побольше размером.
Главная изюминка во всей этой истории, это живущее и подпитываемое подозрение русских, что немцы и англичане сговорились не признавать поражение Тирпица лунинской торпедой!

Памятник Герою Советского Союза
контр-адмиралу Н.А. Лунину в Мариуполе
Открыт 7 мая 2011


Рецензии