Бальные танцы в школе

На одном из родительских собраний в начале 1950-х годов в евпаторийской Мужской средней школе № 10 объявили, что для старшеклассников будут организованы платные занятия в кружке бальных танцев. Записаться в кружок могли все желающие.
-Мама, я хочу научиться танцевать,- сказал восьмиклассник Алеша.
-Очень хорошо, тогда возьми деньги и передай их старосте кружка.
На первом занятии школьники познакомились с учителем танцев- молодым симпатичным корейцем. Он преподавал танцы не только в евпаторийских школах, но и в школах других крымских городов. Свой первый урок он начал с очень краткого и интересного рассказа об истории бальных танцев. Из него ребята узнали, что название "бальные" происходит от слова "бал". Это слово появилось в русском языке из французского, которое в свою очередь произошло от латинского "ballare", означающего "танцевать". Учитель рассказал,что бальные танцы- это парные танцы, где пару составляют мужчина и женщина, что эти танцы служат для массового развлечения и исполняются парой или большим количеством участников на танцевальных вечерах (балах). Бальные танцы зародились из народных еще в XIV веке в Италии, в XVI веке они распространились по Франции, а с XVIIвека- по всей Европе. Каждый век вносил в них какие-то изменения, некоторые танцы исчезали, а новые появлялись. В каждое время и в каждой стране были свои наиболее любимые танцы. В России первые балы (ассамблеи) появились в 1718 году при Петре I.
-Мы с вами разучим около тридцати бальных танцев,- сказал учитель.
И вот начались эти занятия, которые очень нравились Алеше, хотя не сразу у него все получалось. Так как школа была мужская, то мальчики танцевали парами друг с другом. Лишь через несколько лет в стране введут совместное обучение мальчиков и девочек, а пока надо было представлять в своем партнере девочку. Это, конечно, во многом лишало мальчишек очарования танцев с девочками. Но когда проводились совместные вечера с женской школой, расположенной напротив мужской школы, мальчики могли сполна ощутить романтику танца и проверить, как они усвоили танцевальные уроки "корейца", как звали они своего учителя.
Алеша после школьных занятий танцами оттачивал их движения у себя дома, на коммунальной кухне. Его партнершей по танцам была мама. Когда на кухне не было соседок, мама учила здесь сына танцевать вальс с вращением в разные стороны- по часовой и против часовой стрелки. Много танцев освоил Алеша: вальс, вальс-бостон, танго, мазурку, польку, краковяк, венгерку, миньон, полонез, падеграс, падекатр, гавот, кадриль, менуэт, фокстрот, чарльстон, падепатинер, падеспань...
После овладения танцами в школе Алексей занимался в танцевальном кружке при городском Доме пионеров. Занятия здесь вела талантливый педагог Кетти Юльевна.
-Алексей, ты опять танцуешь не со своей партнершей,- говорила она, подводя к нему другую девушку, которая была ростом меньше той, с которой хотелось танцевать Алексею. Он в то время еще не отличался большим ростом, а педагог подбирала пары по росту. Но что поделаешь: приходилось подчиняться воле учителя.
Однажды Алексей вместе с другими учениками кружка выступал в городском театре. Все очень волновались: ведь им предстояло выступать перед многочисленными зрителями. Но как приятно было услышать дружные аплодисменты в конце выступления.
А когда наступил выпускной вечер, посвященный окончанию средней школы, Алексей на балу уверенно и красиво танцевал вальс сначала с мамой, а потом- с девушками.
Теперь, вспоминая свои юношеские занятия бальными танцами, он испытывает  чувство глубокой благодарности к своим учителям, подарившим  ему радость и очарование танцев, так необходимых в жизни.
           29.06.2010
Рассказ Юрия Жданова "Бальные танцы в школе" опубликован: "Акватория муз". Альманах-2012. Выпуск литературных объединений "Орбита-1" и "Подмосковные протуберанцы". Изд. БФРГТЗ "СЛОВО". М. 2012. 548с. Стр. 83-84
"Акватория муз". Альманах-2014. Выпуск литературных объединений "Орбита-1" и "Подмосковные протуберанцы". Изд. БФРГТЗ "СЛОВО". М. 2014. 550с. Стр. 429-430


Рецензии