Исповедь атеиста. Ч. 3

(Начало http://www.proza.ru/2014/04/25/694)
(Предыдущая часть http://www.proza.ru/2014/04/28/677)



    Я читала Библию очень медленно. Вскоре я выработала оптимальную для себя систему 3x3. Это значит, что в основном я читала не более 3-х глав в день, и каждые 3 главы я читала по 3 дня.
    В  первый день я стремительно прочитывала три главы, чтобы узнать, о чем там речь.
    На второй день я, читая медленно, старалась вникнуть в смысл каждого стиха и потом в течение дня размышляла над тем, что меня особенно заинтересовало.
    На третий день я быстренько перечитывала все заново, получая завершенную картину. И тут же, гонимая любопытством, «галопом» проглатывала следующие 3 главы. Ну и т.д.
    Понятно, что в зависимости от размера глав и их содержания, иногда времени на прочтение и размышление тратилось больше или меньше. Маленькие главы читались быстрее, а размышление над отдельным вопросом могло длиться долгое время.


    В процессе чтения я обратила внимание на несколько особенностей. Расскажу только о трех.
   
   
    Первая особенность.


    Многие, наверно, замечали, как при углубленном размышлении над каким-нибудь вопросом, странным образом начинает попадаться "под руку" информация, относящаяся к этому интересующему нас вопросу.
    Я всегда считала, что это происходит потому, что мозг постоянно настроен на определенную тему, и он автоматически выхватывает из беспрерывно пополняющегося океана окружающей нас разнообразной информации те справки, которые касаются занимающего нас вопроса. Хотя ощущение чего-то необычного при этом иногда присутствует.

    При чтении Библии я впервые столкнулась с этим феноменом, когда добралась до десяти казней египетских. На это невозможно было не обратить внимание. Объяснения приходили параллельно чтению.
    Понять смысл первых казней очень легко, я о них не очень-то и раздумывала, и все же, о какой казни читала, о той в течение нескольких дней всплывала информация. Я помню, как довольно улыбалась всякий раз, получая подтверждение. При этом явно ощущалось чувство чего-то не совсем реального.

    Пожалуй, следует пояснить, что в то время интернета еще не было, с подпиской на газеты и журналы возникли большие проблемы, т.ч. они уже не выписывались, а по телевизору почти все время уделялось политике и развлекательным программам. И все же, откуда-то выползали обрывки каких-то пожелтевших журналов, или в новостях проскакивала какая-то информация совсем на другую тему, но в ней можно было найти разгадку.
    Попробую объяснить это на примере 5-й казни.


    В целом десять казней объясняются легко, остаются непонятыми только отдельные тонкости.
    Так, пятая казнь – моровая язва, губящая скот, на первый взгляд, вполне закономерна и легко объяснима на фоне происходящих событий, о которых повествуют предыдущие казни.
    Итак, вода в реке заражена, дохнет вся живность, лягушки ищут спасение на суше, но без воды тоже гибнут, от этого гниющего изобилия появляется невиданное полчище разнообразных насекомых, переносящих всевозможные болезни, скот заражается и гибнет. Это просто и понятно.
    Но в Библии есть одна маленькая подробность, которая требует дополнительного объяснения. Оказывается, что от моровой язвы погиб только египетский скот, а вот скот израильтян выжил. Согласитесь, что выглядит это не совсем естественно. В стране, где разразилась экологическая катастрофа небывалых размеров, болезнь поражала и убивала только египетский скот. Возможно ли такое?

    Возьмем, например, овец.
    Существует множество пород этого животного. Как их выбирают?
    Чем лучше овца приспособлена к местным условиям, чем она продуктивнее, тем она ценнее. И каждый покупатель старается приобрести овцу исходя из этих показателей.
    Овец не делят по национальности, т.е. нельзя сказать, что именно эти овцы (и только они) могут принадлежать израильтянам, а эти - египтянам.

    И вот, оказывается, согласно Библии, во время экологического потрясения странным образом болезнь проявляет избирательность по отношению к скоту, обитающему на территории одной страны. И эта избирательность зависит исключительно от национальности хозяев этого скота. Есть в этом нечто похожее на чудо.
    Но я не была верующей и не могла принять чудеса за правду только потому, что они были описаны в священной книге. У меня был подход атеиста - мне обязательно нужны были доказательства!


    Я очень хотела найти ответ. И подсказка не заставила себя долго ждать.
    Однажды в новостях по телевизору мелькнуло сообщение. Оно не касалось напрямую волнующей меня темы. Но какой-то мгновенный внутренний импульс заставил меня вспомнить о 5-ой казни и провести аналогию. Это труднообъяснимо, но ощущение необычности и неслучайности было очень явным.
    Это был всего лишь намек, подсказка «пути», по которому следовало направить свои мысли. А дальше требовался всего лишь небольшой анализ.


    Пожалуй, следует тут же объяснить понятие «доказательство с натяжкой».
    Как я уже отметила, после первых глав Библии мне стало ясно, что я не смогу понять и объяснить всего. Конечно, я стремилась узнать и понять как можно больше. Но иногда в отношении каких-то вопросов (по большей части тех, что представлены как чудеса) мне было достаточно получить объяснение на уровне версии, т.е. достаточно было определить, а какова вероятность того, что некое явление или событие могут произойти в действительности. И если мне удавалось выдвинуть какую-нибудь версию, способную объяснить ВЕРОЯТНОСТЬ ВОЗМОЖНОСТИ этого события, я была удовлетворена. Именно так обстояли дела и с 5-ой казнью.

    Общий смысл был вполне понятен, но избирательная гибель скота порождала вопросы.
    Возможно, если бы я была эпидемиологом или просто ветеринаром, мне было бы очень интересно узнать, какая именно болезнь обрушилась на скот в те далекие времена; возможно, обладая достаточным знанием в этой области и сопоставляя его со сказанным в Библии, я даже смогла бы точно определить, что же это была за болезнь. Но я далека от этой сферы знаний, так что в данном случае я не ставила перед собой задачи, во что бы то ни стало докопаться до самой-самой сути этой казни, т.е. узнать конкретное название болезни, причины заражения и т.п. Мне было вполне достаточно выдвинуть хоть одну версию, способную подтвердить ВОЗМОЖНОСТЬ этой странной ИЗБИРАТЕЛЬНОСТИ. Такая версия устроила бы меня, как «доказательство с натяжкой».


    Согласно основной версии, представленной в интернете, избирательность 5-й казни объясняется удачным географическим расположением земли Гесем, на которой в Египте проживали потомки Иакова-Израиля.

    Это значит, что делается предположение о том, что все израильтяне жили обособленно от египтян.
    Но действительно ли это было именно так?

    Согласно Библии родственники Иосифа действительно поселились в земле Гесем.
    И было бы очень удобно объяснить ВСЕ 10 казней именно тем, что израильтяне жили изолированно от египтян и потому не пострадали.
    Но тогда везение израильтян во время египетских казней легче было бы принять за счастливую СЛУЧАЙНОСТЬ, обязанную удачному географическому расположению земли Гесем, но никак не за чудо. А ведь в Библии эти казни преподносятся очень похожими на чудеса. Именно поэтому каждая из них  описывается по отдельности и подробно.
    Если бы все, действительно, зависело от удачной удаленности Гесема, то не надо было подробно описывать каждую казнь, сопоставляя различный результат воздействия каждой казни на два народа. Достаточно было просто дать перечень казней и отметить, что пострадали только египтяне.
    При этом, вполне можно было бы говорить о том, что все произошло по воле Бога Израилева, потому что ОН ПОЖЕЛАЛ защитить свой народ, и только потому эта земля Гесем не пострадала.
    И, конечно, можно было бы 10 казней египетских считать Божьей карой обрушившейся на египтян за их вину перед народом Израиля.
    Но только эти 10 казней не выглядели бы как чудеса!


    Итак, территория Египта оказалась во власти огромной экологической катастрофы. Угроза нависла над всеми. Однако от обрушившихся на Египет бедствий египтяне несли большие и страшные потери, а израильтянам удавалось их избегать.

    Да, то, что большая часть израильтян проживала несколько обособлено в земле Гесем, имело значение (и немалое).
    Но особенными (чудом) эти казни стали считаться потому, что избежать тяжелых последствий удалось и тем израильтянам, которые проживали по соседству с египтянами.


    Итак, попробуем обосновать, что израильтяне и египтяне все же жили и в близком соседстве.

    Согласно Библии, земля Гесем, можно сказать, была жемчужиной Египта. Сам фараон считал ее лучшим местом в земле Египетской (Быт., гл.47, ст.6).
    Ну разве можно представить, что до прихода израильтян египтяне в тех краях совсем не жили,  что эта очень плодородная земля пустовала?

    Со временем народ Иакова - Израиля стал разрастаться и, возможно, «потеснил» египтян, но хотя бы в пограничной зоне два народа должны были проживать рядом (вперемешку), а иначе  эта земля была бы даже не просто автономией какой-то, а отдельным государством.


    Дальше.
    Согласно 10-ой казни (Исход, гл.12, ст.7, 13), израильтянам было предложено помазать косяки и перекладину дверей кровью пасхального агнца. Это должно было послужить знаком, позволяющим отличить дома израильтян от домов египтян, а значит, и защитить семьи израильтян при наступлении на Египет 10-ой казни – поражении первенцев.

    Но если предположить, что израильтяне жили полностью изолировано и только в земле Гесем, то зачем надо было это делать, как их можно было спутать с египтянами?
    Нужно было при 10-й казни просто обойти эту землю стороной.

    Спутать жилища можно было только в том случае, если бы два народа жили «вперемешку»!


    Согласно Исх., гл.11, ст.4, Господь говорит, что во время 10-й казни он пройдет «посреди Египта».
    Раз казнь предназначена египтянам, значит, понятно, что Господь уж точно собирается посетить места, где компактно проживают именно они. А раз израильтянам предложили отметить свои дома, чтобы не пострадать во время этой кары, значит, хоть какая-то часть израильтян жила и за пределами Гесема среди египтян.

    Еще одно свидетельство в пользу того, что часть израильтян жила рядом с египтянами.
    И снова на примере 10-й казни (Исх., гл.11, ст.2; гл.12, ст.35, 36).

    Перед Исходом израильтянам было предложено выпросить у египтян золотые и серебряные вещи.
    Ну невозможно ведь представить, что обособленно живущие в земле Гесем израильтяне в очень опасное для жизни время разбрелись по Египту и стали выпрашивать у совершенно незнакомых египтян золотые и серебряные вещи.
    С такой просьбой можно было обратиться только к хорошим знакомым. Потому и названы эти египтяне «ближними». Уж, наверное, речь идет о соседях.
    (Кстати, в Исх., гл.3, ст.22 прямо говорится, что выпрашивать вещи надо у СОСЕДЕЙ!)

    Т.ч. похоже, что два народа не жили в полной изоляции друг от друга. Кое-где они жили и по соседству.
    А это значит, что объяснить избирательность 5-й (и 6-й) казней исключительно обособленным проживанием израильтян в земле Гесем, не получается.


    Еще немного в пользу того, что объяснение этих двух казней (5 и 6) не может быть связано только с удаленностью земли Гесем.

    В Библии иногда действие казни «связывают» с территорией проживания.

    Так, в Библии отмечено, что удаленность земли Гесем сыграла большую роль в 4-ой, 7-ой и 8-ой казнях (в 9-ой казни это не совсем «то».)
    (В первых трех казнях это особо не отмечается, но понятно, что и тогда удаленность Гесема тоже сыграла важную роль.)

    А вот в 5-ой, интересующей нас, казни (и в 6-ой) никаких ссылок на зависимость результата казни от территории проживания народов нет.
    Зато фараон посылает узнать о результате этой казни. Хотя, наверное, к этому времени фараон мог бы уже и привыкнуть к тому, что землю Гесем «неприятности обходят стороной».
    Но в том-то и дело, что в некоторых местах два народа жили по соседству.
    Потому-то и отмечен повышенный интерес фараона к результату 5-ой казни.
    И как оказалось, интерес был не напрасен, у одного народа скот вымер, а у другого нет.
    Это, действительно, походило на чудо.


    В тексте очень много нюансов (по каждой казни). Но сейчас мы не занимаемся вопросом казней египетских. Поэтому мне не хочется еще большие углубляться во все подробности.
    Думаю, и без этого можно говорить о том, что удаленность земли Гесем хоть и сыграла важную роль в удивительном спасении израильтян, но далеко не единственную и все же не главную.


    Теперь обратимся к Библии.

    Итак, что говорится в ней о 5-ой казни – моровой язве?
    (Исход, гл. 9, ст. 3-6):

«3. То вот, рука Господня будет на скоте твоем, который в поле, на конях, на ослах, на верблюдах, на волах, и овцах; будет моровая язва весьма тяжкая.
4. И разделит Господь между скотом Израильским и скотом Египетским, и из всего скота сынов Израилевых не умрет ничего.
5. И назначил Господь время, сказав: завтра сделает это Господь в земле сей.
6. И сделал это Господь на другой день, и вымер весь скот Египетский; из скота же сынов Израилевых не умерло ничего».


    Согласно 4-у стиху, Господь, насылая 5-ю казнь, проводит раздел "по скоту", который принадлежит этим народам.
    Никаких дополнительных указаний на зависимость результата этой казни от места проживания того или другого народа не имеется.

    Т.ч., похоже, что под «землей сей» в 5-м стихе все-таки подразумевается ВСЯ ЕГИПЕТСКАЯ ЗЕМЛЯ (в том числе и Гесем)!

    Потому и выглядит событие 5-ой казни как чудо, что в одной стране, переживающей страшную катастрофу, от сопутствующего ей бедствия, накрывшего весь Египет (включая и землю Гесем), погиб только египетский скот.


    (Аналогично 6-я и 10-я казни тоже накрывают ВЕСЬ Египет полностью. Но это уже отмечается в Библии.
    Обе эти казни пройдут «по ВСЕЙ земле Египетской» (Исх., гл.9, ст.9 и гл.11, ст.6).
    Но Гесем – это ведь все-таки тоже часть Египта. А, значит, и там будут свирепствовать эти казни, но вот пострадают от них только египтяне. И это будет очень похоже на чудо.)


    Вот и получается, что версия об избирательности 5-ой казни, объясняемая только удачным географическим расположением земли Гесем, на которой в Египте проживали потомки Иакова-Израиля, не кажется достаточно убедительной.

    (Можно было бы чуточку больше прояснить вопрос 5-ой казни (и 6-ой), но думаю, что для рассматриваемого сейчас вопроса сказанного достаточно.)
 


    Теперь о моей версии относительно того, что помогло израильтянам противостоять ударам 5-ой казни (и 6-ой).   


    Когда я прочла о 5-ой казни впервые, я не была достаточно внимательна, тогда я пока еще не знала, что каждое слово в Библии может иметь особое, очень важное значение.
    На первый взгляд, все конечно же было похоже на чудо, которое я не в силах была объяснить: во время 5-ой казни пострадал только египетский скот!


    Я смутилась еще больше, прочитав о 6-ой казни – воспалении с нарывами, она тоже была избирательной и тоже поражала только египтян, как людей, так и их скот. (Исход, гл. 9, ст. 9 – 11).

    К тому же сведения из отрывка, касающегося 6-ой казни (ст. 10), как тогда показалось, явно противоречили сказанному ранее в отрывке, посвященному 5-ой казни (ст. 6).

    Вначале 5-я казнь: « ...и ВЫМЕР ВЕСЬ СКОТ Египетский».

    Затем 6-я казнь: «...и сделалось воспаление с нарывами на людях и НА СКОТЕ».

    - Если весь скот вымер, согласно 5-ой казни, то, о каком скоте идет речь в 6-ой? – задалась я вопросом.

 
    Я тщетно ломала голову над объяснением этих казней до тех пор, пока однажды в новостях не промелькнуло сообщение о случаях заражения сибирской язвой в каком-то районе. Мой мозг тут же отреагировал, направив мысли к 5-й и 6-й казням египетским. В голове быстро замелькали известные мне факты, и стала прорисовываться вполне определенная картина.
 
    О сибирской язве я имела самое общее представление, но этого было достаточно.

    Животные, заболевшие сибирской язвой, быстро погибают.
    Люди заражаются от инфицированных животных, и преимущественно страдают кожной формой этой болезни, которая проявляется в виде довольно неприятных язвочек (воспаление с нарывами). В наше время при своевременном обращении к врачу человек полностью излечивается.
    Однако сама по себе эта инфекционная болезнь очень опасна и требует соблюдения строгих норм. Больной скот подлежит обязательному уничтожению, но, к сожалению, всегда находятся не совсем порядочные люди, которые стараются поскорее заколоть больное животное и продать его мясо. Именно в таких случаях по большей части и происходит заражение.
 
    Интересно отметить, что, соблюдая осторожность, человек, обрабатывающий зараженное животное, может и не заболеть.
    Это значит, что тот, кто закалывает больное животное и разделывает тушу или тот, кто позже готовит из этого (зараженного) мяса, могут остаться здоровы, зато заболеть могут те, кто отведает блюдо, приготовленное из этого мяса, если оно будет недостаточно хорошо проварено или прожарено.
    Примечательно, что при хорошо проваренном или прожаренном мясе люди, отведавшие его, не заболеют, они даже могут так и не узнать, какой подвергались опасности.
 
    Итак, получается, что вся цепочка людей, соприкасающихся с зараженным мясом, целиком или по частям может заболеть, а может и не заболеть!

    Согласитесь, что эти данные указывают на возможность ИЗБИРАТЕЛЬНОСТИ при эпидемии сибирской язвы. Правда, избирательность эта – "УПРАВЛЯЕМАЯ", т.е. защититься от серьезной эпидемии можно, если применять меры предосторожности. Ну а для этого, в свою очередь, НАДО ОБЛАДАТЬ ДОСТАТОЧНЫМ ЗНАНИЕМ по нужному вопросу.


    Итак, пример ДОПУСТИМОСТИ избирательности при серьезной эпидемии был получен, дальше оставалось лишь провести аналогию между этой избирательностью и той, о которой упоминается в Библии (5-я, 6-я казни).


    Только не подумайте, что я настаиваю на том, что в Библии речь идет именно о сибирской язве.
 
    Вполне убедительно звучит представленная сейчас версия о том, что во время казней египетских скот поразила вирусная болезнь жвачных животных -  блутанг (катаральная лихорадка овец, «синий язык»). Очень похоже, что эта болезнь, действительно, имела место во время 5-ой казни.


    Болезнью 6-ой казни признают сап.
    Согласно статье о сапе, источниками и носителями инфекции являются ЛОШАДИ (но могут быть также инфицированы мулы, ослы, верблюды).

    Итак, во время 6-ой казни произошла новая вспышка заражения животных. Если это был сап, то пострадать должны были в первую очередь ЛОШАДИ, а учитывая, сколь серьезной была экологическая катастрофа, пострадать они должны были очень сильно.

    Как известно, вскоре египтяне бросились вдогонку за израильтянами на колесницах, запряженных лошадьми.

    А значит, похоже, что основной удар поражающей болезни, о которой говорится в 6-ой казни, пришелся все же не на лошадей, и, значит, скорее всего, это был не сап!
    (Думаю, не стоит давать более подробный анализ несоответствия некоторых симптомов сапа с той ситуацией, которая описана в Библии.)


    Но в данном случае, как уже было отмечено выше, лично для меня не имеет принципиального значения, какие именно болезни обрушились на Египет во время 5-ой и 6-ой казней.
    Важно убедиться только в том, что «ИЗБИРАТЕЛЬНОСТЬ» во время страшной эпидемии, разразившейся в Египте, при которой безжалостному поражению подверглись только египтяне и их скот, была, действительно, ВОЗМОЖНА.

 
    Итак, допустимость такой избирательности при серьезной эпидемии была рассмотрена чуть выше, на примере «сибирской язвы», теперь, как тоже отмечалось выше, осталось только провести аналогию между этой избирательностью и той, о которой упоминается в Библии.
 

    Если в наше время при опасной болезни сибирской язвы, приняв необходимые меры, люди могут избежать тяжелых последствий, то ТЕОРЕТИЧЕСКИ нечто подобное могло быть возможным и во времена 6-ой казни египетской, т.е. люди (израильтяне) могли не заболеть.
    Ну а если признать, что избирательность в отношении заражения ЛЮДЕЙ при 6-ой казни  допустима, можно пойти дальше и принять предположение, что и избирательность в отношении ЖИВОТНЫХ при 6-ой казни, а, значит, и при 5-ой, тоже возможна, при условии, что скотоводы (израильтяне) ОБЛАДАЛИ НЕОБХОДИМЫМ ЗНАНИЕМ.

    Т.е., В ПРИНЦИПЕ, события 5-ой и 6-ой казней ДОПУСТИМЫ, правда, при условии, что среди израильтян-скотоводов того времени были специалисты, обладающие знанием, позволяющим успешно противостоять грозным эпидемиям.


    А значит, можно сделать и предположение, что израильтяне не пострадали во время 5-ой и 6-ой казни, потому что они ОБЛАДАЛИ ДОСТАТОЧНЫМ ЗНАНИЕМ, которое позволило им противостоять серьезной эпидемии.


    Не хочу, чтобы у кого-нибудь сложилось впечатление, будто все мои выводы строятся на каких-то расплывчатых, смутных суждениях «с натяжкой», поэтому думаю, что в данном случае следует убедиться и в том, что в те далекие времена израильтяне обладали знанием, достаточным для того, чтобы суметь противостоять серьезной эпидемии.
Но прежде, чем перейти к этому вопросу, завершу разбор рассматриваемых казней.


    Получив подсказку "со стороны", я стала заново перечитывать 5-ю и 6-ю казни.
    На этот раз я была более внимательна. Я обратила внимание, что при описании 5-ой казни в 3-м стихе, гл. 9 при перечислении погибших животных упоминаются кони, ослы, верблюды, волы и овцы, а о коровах ничего не говорится. Значит, у египтян могли остаться хотя бы коровы, и именно поэтому в следующих казнях речь снова заходит о домашнем скоте.


    К тому же в 7-ой казни уж очень ясно указывается и неоднократно подчеркивается, что Божья кара  обрушилась на животных, которые были В ПОЛЕ. Поэтому и в 3-ем стихе при описании 5-ой казни слово «поле» уже не может остаться незамеченным. Становится понятно, что и здесь речь идет о гибели скота, находящегося в поле, а это значит, что часть перечисленных в этом стихе животных, если они были в загоне, тоже могла уцелеть.

    Итак, похоже, что во время 5-ой казни погиб весь египетский скот, который пасся на полях. А скот израильтян сохранился потому, что находился в загонах, где легче было обеспечить ему особый уход, необходимый при сложившихся тяжелых условиях.


    Итак, версия.
    Очень может быть, что израильтяне не пострадали при 5-ой казни, потому что они оставили свой скот в загонах и строго контролировали предназначенные животным воду и корм (возможно, для профилактики добавляли специальные травы). А поступили они так потому, что обладали достаточным знанием, чтобы противостоять той свирепой эпидемии, которая обрушилась тогда на Египет.
    (Именно знания очень помогли в то время израильтянам противостоять и другим казням.)



    Ну а теперь попробуем прояснить вопрос знаний, которыми израильтяне могли обладать в те далекие времена.
    (На данном этапе ограничусь только вопросом скотоводства.)

 
    Согласно Ветхому Завету, десять основных заповедей с множеством правил и законов, касающихся самых разных областей жизни, от имени Бога Моисей провозглашает вскоре после Исхода (Исх., гл. 20-23), однако это отнюдь не означает, что ко времени начала казней египетских народ сынов Израиля прозябал в абсолютном невежестве.

   
     Еще в книге «Бытие», в гл. 26, в ст. 5 читаем относительно Авраама:

    «За то, что Авраам послушался гласа Моего и соблюдал, что Мною заповедано было соблюдать: повеления Мои, уставы Мои и законы Мои».
   
    Этот стих говорит о том, что еще Авраам был наделен всевозможными «инструкциями» на все случаи жизни.
    Думаю, позволительно предположить, что среди множества поучений и указаний у Авраама были и сведения по скотоводству. Но если бы даже это было и не так, и Авраам начал бы заниматься этим делом (скотоводством) с нуля, то за долгие годы усердного труда он должен был бы набраться достаточно большого опыта, ведь недаром согласно Библии («Бытие», гл. 13, ст. 2):

    «И был Аврам очень богат скотом...»

    А со временем его стада только увеличивались, а значит, рос и его опыт, который позже он передал своим потомкам.



    Теперь обратимся к тому месту в Библии, где описывается, как Иаков – Израиль со всем своим семейством, спасаясь от голода, приходит в Египет по приглашению своего сына Иосифа, весьма преуспевшего при дворе фараона.

    Иосиф учит свою родню, как им следует представиться, если фараон призовет их к себе (Быт., гл.46, ст.34):

    «мы, рабы твои, СКОТОВОДАМИ были от юности нашей доныне, и мы, и отцы наши».

    В том же стихе Иосиф поясняет:

    «Ибо мерзость для Египтян всякий пастух овец».

    Узнав, что родственники Иосифа были потомственными скотоводами, фараон обращается к нему с предложением (Быт., гл. 47, ст.6):

    «И если знаешь, что между ними есть способные люди, поставь их смотрителями над моим скотом».



    Какие выводы можно сделать?

    Израильтяне были потомственными скотоводами. Когда они пришли в Египет, они уже обладали достаточным знанием, позволяющим успешно ухаживать за скотом и умножать свои стада. Тем более их опыт должен был умножиться за долгое время пребывания в Египте, к началу казней.

    А как обстояли дела у египтян?
    Конечно, в Древнем Египте было развито скотоводство. Однако, согласно Библии, как было отмечено чуть выше, на момент прихода спасающихся от голода родственников Иосифа египтяне презирали овцеводство.

    В связи с этим интересно отметить, что в перечне животных, погибших от  5-ой казни, упоминаются овцы. Но ведь казнь постигла только египетский скот. Значит, ко времени казней египтяне уже не «брезговали» овцеводством. Как это можно объяснить?

    Согласно Библии, после семи лет голода народ Египта сильно обнищал. По-видимому, какая-то часть, бедствующих коренных граждан Египта, вынуждена была вступить в ряды «презренных пастухов овец».
    Но разве можно представить, что обнищавшие египтяне, жившие где-то далеко на западе или юге страны, отправились бы в далекий Гесем, чтобы обучиться «презренному» овцеводству?
    Очень сомнительно. А вот те египтяне, которые жили в Гесеме по соседству с израильтянами, вполне могли оценить пользу от разведения овец. Вот они-то, должно быть, и стали первыми из египтян заниматься овцеводством. Ну а потом это постепенно распространилось по всему Египту.


    Исходя из описаний, очень похоже, что во время 5-ой казни основной удар пришелся именно на овец. (Не стану вдаваться в подробности.)

    Египтяне, не могли иметь больших познаний в той области, которую они (относительно) не так уж и давно презирали. Их знания, скорее всего,  не выходили за рамки общего представления об уходе за скотом, но к серьезным эпидемиям, в отличие от израильтян, они явно не были готовы. А потому они и потеряли весь скот во время 5-ой казни.

    На основании Библии, нетрудно сделать вывод, что у израильтян помимо овец было много и других домашних животных. И израильтяне хорошо справлялись и с ними. Поэтому фараон и предложил Иосифу поставить смотрителями царского скота (среди которого на тот момент не могло быть овец) наиболее способных в этом деле родственников.
    Предложение, сделанное фараоном, уже само по себе свидетельствует о разном уровне подготовки скотоводов двух народов, и свидетельствует оно в пользу израильтян.


    Хорошим примером, подтверждающим, что израильтяне обладали знанием, и именно оно помогло им противостоять большой экологической катастрофе, может служить подробный разбор связанных между собой и описанных в Библии событий 10-ой казни египетской и подготовки к Пасхе Господней накануне исхода. Но этот подробный разбор занимает слишком много места, поэтому сейчас я не стану приводить его в качестве примера.
 

    Напомню, что 5-я казнь рассматривались в качестве примера для того, чтобы показать, как «работает» первая особенность, с которой я столкнулась при чтении Библии. Это о том, как иногда странным образом приходит необходимая подсказка со стороны, которая помогает находить нужные ответы.
 
    Пожалуй, можно ограничиться приведенными рассуждениями. Думаю понятно, что значит неожиданное "всплывание" информации, которая дает либо готовый ответ, либо подсказку, приводящую к ответу.

    Иногда, если вопрос не является очень важным, то и небольшого объяснения в виде «доказательства с натяжкой» бывает вполне достаточно. Ну а, если вопрос очень интересен (или принципиально важен), то и аргументов приходится искать как можно больше, чтобы выдвигаемая версия выглядела более убедительно.


(Продолжение следует http://www.proza.ru/2014/08/23/6


Рецензии