11. Петербургский квадрат. Мистическая география

                11. Мистическая география

География мистического места довольно разнообразна. Вольные луга и ухоженные палисадники искусства соседствуют с пустошами (Чернышев, Дмитровский, Щербаков переулки – почва их, как представляется, оказалась непитательной для взращивания талантов).

По всему фэнсиону течет Музыкальная река, то делясь на несколько рукавов, то разливаясь половодьем, то вновь собираясь в одном потоке. Источник ее в начале Владимирского проспекта, конец – на Николаевской улице.

На Загородном цветут Сады стихов,.

Фонтан Опер бьет у Пяти Углов.

В середине Николаевской  плещет волнами Малое Лебединое озеро (а большие – в Мариинке,  в Михайловском дворце, в Вагановском училище).

На Коломенской устремляются к небу две Философские Горы (Василий Розанов, Лев Гумилев).

                Время в фэнсионе

Оно застыло, как в мифе и сказке, или в раю. Все миги слились «в одном ослепительном миге». Век пожимает руку другому веку.

Жители российских исторических эпох беспрепятственно пересекаются в едином пространстве-времени, контактируя меж собой, без посредства медиумов. Звезды, покинув орбиты, вольно гуляют по небу. Нет разницы между светилом, заключенным в «расчерченный круг» и «беззаконной кометой».

Анахронизмов, как таковых, не существует. Ведь наш фэнсион, как борхесовский Алеф, светящийся шарик, видный изо всех точек Вселенной – это чисто идеальный объект, созданный сугубо в поэтических целях.

 
                Пространство в фэнсионе


В фэнсион Трапеция входят:

Три проспекта:                Собственное имя в фэнсионе:

Невский (дома 41\43 –  79;                «Перекрестки мира» или
дома 68 – 100).                «Версты встреч»
               
Владимирский                «Святыня и Бесы»
               
Загородный                «Сады поэзии»

Набережная –
реки Фонтанки, дома 42- 68.              «Берега двойников»

Семь улиц:

Троицкая                «Улица-маскарад»

Николаевская                «Парад люсий», она же               
                «Пенаты  иллюзионистов»         

Пушкинская                «Улица несчастной любви»

Разъезжая                «Улица разъездов»
                (расставаний)

Ямская                «Приют Федора Михайловича» –
                небесного покровителя фэнсиона

Коломенская                «Философские вершины»

Стремянная                «Привал Комедиантов»

Три улочки:                Три девицы-поповны, свита 

Большая Московская                Матушки Владимирской Церкви
Малая Московская
Колокольная

Семь переулков:

Кузнечный, Поварской, Хлебный Свечной, Графский, Щербаков, Чернышев – семь изгибов сокровенных, тайный путь фэнсиона, «Петелька».

Три площади:

Владимирская, Пять углов, сквер на Пушкинской.

Три да Семь, Семь да Три – зачин сказки. 

Но сие всего лишь абстракция, условная модель, на самом деле в развитии "тем судьбы" нашего фэнсиона участвуют улицы в ближайшем окружении Трапеции – к примеру, Ивановская, Кабинетская, Лиговский проспект.

Если соединить прямыми линиями все дома, чьи номера выпали в раскладе, то получится некая «закаляка». Веретено слабых электромагнитных полей.

Бесформенная фигура. Вроде чернильного пятна на стене, от разбитой чернильницы, которой Лютер швырнул в дьявола.

Мистическое доказательство существования фэнсиона я вижу в его топографической симметричности относительно себя самого.

Основой района (скелетом его, костяком) являются четыре больших магистрали: Троицкая улица, ныне носящая имя Рубинштейна, Владимирский проспект (и продолжающий его Загородный), Николаевская (Марата) и Пушкинская (переходящая в Коломенскую).

Фонтанка с запада и виртуальный Лиговский канал с востока, а между ними два широко размахнувшихся стогна – Владимирская и Николаевская, и два более узких, изящных – Пушкинская и Троицкая. Если провести условную высоту трапеции, приблизительно в том месте, где от Стремянной берет исток Поварской переулок, то две части фигуры будут выглядеть совершенно симметрично, как будто в середину фэнсиона вставлено зеркало.

А точка пересечения двух диагоналей трапеции (геометрический центр) придется на перекресток Кузнечного и Ямской. По совпадению, случайному или нет, это адрес одного из главных,  домов, музея-квартиры Федора Достоевского, патриарха и покровителя этих мест. Идейный, духовный центр фэнсиона, в мистической его топографии.

Здесь происходит геометрический парадокс: Троицкая и Владимирский, параллельные у своих истоков, на Невском проспекте, сходятся у Пяти Углов, в искривленном, неэвклидовом мире фэнсиона.

Государственная, реестровая правильность Петрополя здесь сдает свои позиции. Улицы и улочки фэнсиона пересекаются не под прямыми углами, как это характерно для исторического центра Санкт-Петербурга, а под острыми – раня административное рвение властей. Косые, кривые переулки бросают вызов чиновничьим параграфам и плановому казенному порядку.

Четыре условно-параллельные улицы Трапеции не похожи друг на друга, каждая со своим лицом, и, если можно так выразиться, темой, идеей. По образцу классического четверостишия: уравновешены ритмически,  интонационно.

Имеются и перекрестные архитектурные рифмы. Например, Церковь иконы Владимирской божьей матери на скрещении Владимирского проспекта с Кузнечным переулком и Единоверческая церковь на углу Кузнечного и Николаевской – архитектурно перекликаются меж собой.

В прежние времена они перекликались и звонами колоколен (говорили друг с другом).

Не только две церкви (души), но и два рынка (чрева): старый Ямской,  выстроенный Стасовым, и новый.

Пять Углов – пентакль на карте: здесь улицы расходятся звездой – Рубинштейна, Разъезжая, Загородный (в две стороны) и Чернышев переулок.

Но Владимирская площадь это тоже «пять углов», от нее берут начало в пяти направлениях Владимирский, Загородный, Большая Московская, Кузнечный, Щербаков. «И звезда с звездою говорит…» Две «звездочки» фэнсиона перемигиваются.

                Автор повествования

Харон Фонтанки, он же Вергилий Зазеркалья, он же верховный маг Трапеции. Держит в руках нити времени и пространства. Переправляет очарованные души в фэнси-действительность. Служит им экскурсоводом-проводником в этом инобытии. В сущности, как и все на свете художники, демонстрирует вам пылинку космоса, увиденную сквозь призму его собственного зрения – храбро выдавая это за единственную реальность.

Все исчезает, остается – пространство, время и певец.

Кто я такая? Так, Лирандель (можете посмотреть мои тексты на Стихи. Ру и Проза. Ру.

В фэнсионе Трапеция  – жилец. Квартиросъемщик. Собственник  маленькой жилплощади (приобретенной при обстоятельствах, которые могли бы стать сюжетом для полнометражного детектива, и надо бы написать, да все недосуг).

Я в этой жизни хотела быть:

1. Магом, адептом тайной доктрины.
2. Карнавальной маской, каждый день другой (Пьеро, Арлекином, Коломбиной...)
3. Воином Света, сражающимся с бъсами.
4. Возлюбленной.
5. Иллюзионисткой в духе Калиостро или Мавроди.
6. Поэтом, возделывающим свой Сад.


Что, собственно, и исполнилось: на набережной Фонтанки, Троицкой, Владимирской, Пушкинской, Николаевской, и Загородном проспекте


Рецензии