Вспоминая Игоря Останина

Иногда вспоминаю Игоря Останина. Мы его звали - Игорь "Праздник". Всё время, что я провел на улице, торгуя своими картинками – и на Арбате, и на Крымском Валу, у ЦДХ, - он находился как бы рядом - то, торгуя балалайками и армейскими шапками, то акварелями своих ижевских друзей-художников Чижова, Любимова, Долганова, Репина…
Наши пути часто пересекались. Помню одну веселую историю. Конец 90-ых. Холодным зимним днём, под вечер, я возвращался с крымского вернисажа. Ничего не продал. Вдруг (о, ангелы!) увидел, припорошенную снегом, скрученную пачку двадцатидолларовых купюр. В радостном изумлении от такого подарка Судьбы я её поднял. Пересчитал. Двести долларов! Положил в карман. Со мной были Шибанин и Кляшев. Купив вина, мы пошли в мою мастерскую, отмечать конец воскресного дня. Выпили. Вадик вдруг вспомнил, что такую же пачку долларов сегодня видел у Останина! Надо бы позвонить. Не его ли это деньги. Я грустно нахмурился, предчувствуя нехорошее. В мыслях, я этими деньгами уже расплатился за мастерскую, купил рамок и еды на неделю. Мы вышли к телефон-автомату. Позвонили "Празднику". Я спросил его: «Ну, как дела?». Он ответил – «Фуёво! Потерял сегодня все деньги. Двести долларов…». Я, расстроенным голосом,  поспешил его обрадовать. Нашли твои доллары! Хотя, 10 долларов мы уже пропили. Он меня довольно спокойно поблагодарил.  Терял он деньги и картины довольно часто. Пьяным себя не очень контролировал...
Это был интересный человек. Одиозный и какой-то беззащитный. Прятал свою хрупкую душу поэта. Для внешнего мира играл роль циничного, грубоватого, хитроватого продавца. Я его даже побаивался! Его пронзительных злых глаз, которые как бы просвечивали собеседника насквозь и видели в нем всё дурное. Он был не добр, и его острый ум подмечал все недостатки людей.
Последний раз я его видел 19 марта 2004 года. За один день до его неожиданной смерти. Он вернулся из Ижевска в Москву. До этого долго не пил и активно читал книги. Он хотел начать новую трезвую жизнь! Был наполнен каким-то внутренним светом. Мы шутливо пообщались в моей мастерской. Там еще были другие художники – Рома Антонов, Сережа Долганов. Я купил у Останина за 50 долларов акварельку Любимова.  Он расслабился, ушел веселый и довольный. На встречу с нашим общим другом Лёшей Червяковым. В какой-то кабак на Новокузнецкой. "Вепрь" по-моему. Там он выпил... и его "понесло". Он уехал куда-то с каким-то человеком. Лёша его потерял из виду. Через двое суток его нашли мертвым на Полежаевской, среди гаражей. То ли он замерз, то ли сердце не выдержало. Ему был тогда 41 год. Детей у него не было. Жена его бросила… Лёша очень переживал! Будто бы он виновен в его смерти. Лёша потом напечатал его стихи. В журнале "Знамя". Через 9 лет, следом за Останиным, ушёл Туда Лёша...


Рецензии