Тоска по осколкам

По материалам фондов  ГАКО к книге "Вятские околицы Германской войны", изд."Зарубежные Задворки"Дюссельдорф, Германия, 2013 год. •
Заказ Москва -  http://shop.bookvika.ru/catalog/product/id/4005136;
Чтобы получить книгу из Америки на сайте   «Зарубежные Задворки» жмите на «Бумажные книги». Ищите название книги. Там надо идти по ссылкам до слов  «Заказать здесь».



                Тоска об Осколках.
 
    Посетить село Среднеивкино   мне  захотелось  при  недолгой переписке  с Вольфом Павловичем Дилль из Германии. Он мне писал: «От 1914 до 1918 в Осколках против Среднеивкино жили ссыльноселенцы  дедушка, бабушка, отец,  дядя – все московские немцы, двоюродная бабушка из Курска».
  Село   в наше время  известно  доброй славой   своих тружеников на родной  земле, оно  расположилось на живописнейшем  взгорье за  громадным прудом – озером,  по которому можно  пустить яхты.
   А от былых Осколков остались: «Колодец с  водой,  как слеза,  да тополь надломленный грозой  -  единственные «свидетели» начала 20 века». Это и   показал мне   Николай Иванович,  фермер, обосновавшийся здесь,  уже заново оживляя и застраивая   место.
    Павел Карлович Дилль   инженер  из Москвы был одним  из более чем семи тысяч  подданных Австр. –Венгрии и Германии, высланных в Вятскую губернию  к осени  1914 –го  военного года. Род Диллей в России был особенный. Он был  многочислен и укоренялся  в России  с 1860 года. «Язык, образ жизни семьи были русскими» - отметил в письме Вольф Павлович.
 Завалы и баррикады, устроенные  российскими  чиновниками на пути от  подданства любой  германской земли  в русское  подданство, были  непроходимы  для многих людей до самой войны. Среди высланных находилось большинство  людей, имевших такой же   опыт российской жизни, как род Диллей.            
     После знакомства с письмами  Вольфа Павловича, работая с документами  фондов ГАКО, я   наткнулся  на уже знакомую фамилию.   Дилль Адольф  -  Вильгельм  Карлов сорокатрёхлетний  московский  архитектор,  также   был выслан из Москвы, но  вскоре из Вятки отправлен был   в город  Уржум.
 В документах  Сарапульского уезда нашлись упоминание  об   Николае  Альбертовиче   Дилль, сельском  учителе  из  бывших  прусских  подданных , получивших  русское подданство в первой половине 1914года. Он обосновался в Сарапуле с 1913 года.
Далее родство не упомянуто, но вероятно две его  сестры: Евгения Альбертовна Дилль   32 лет и  Мария Альбертовна Дилль 27 лет в 1914 году обе работали  учительницами в сельских школах вблизи города Сарапул. Но Мария Альбертовна успела  получить российское подданство, перейдя из прусского подданства, а вот  Евгения Альбертовна осталась прусской подданной к началу войны.
    Семья инженера Павла Карловича Дилля  прожила  в Осколках до 1918 года а в 1919 году по видимому уже из Москвы  вынуждена была   выехать в Германию. Благо что , после заключения Брестского мира, её  правительство  открыло границы в первую очередь,  для грамотных и  состоятельных людей.
    Павел Карлович Дилль , живя в Осколках, научился   ремеслу изготовления  шкатулок из капа корня и бересты, фотографии которых мне любезно выслал . Вольф Павлович. Ещё я смог получить от него  фотографию   отца и дяди, когда они были ещё мальчиками в Осколках. Дядя умер в 1922 году, отец погиб как солдат в 1944 году. Больше сыну не осталось о детстве отца   ничего.
  «Есть ещё родственники в России, но до  сего времени, нет возможности получить с ними контакт»,  -  писал мне    Вольф Павлович Дилль,  получив снимки храма в Среднеивкино и  пейзажей снятых в окрестностях  Осколков.
  Название Осколки  почти забытое   приобрело вдруг  ироничный,  но реальный смысл  всего,  что оставил нам  20-й век.

          КРАТКАЯ   ИСТОРИЯ СЕМЬИ.
Об истории своего рода, Вольф Павлович написал:               
«Три брата  Дилль  -  Карл, Адольф и Альберт выехали  с германских земель   в 1860 году .
    Альберт был  механиком  на золотом прииске в  Сибири,   приняв на себя управление.
    Его сын  стал механиком на том же  прииске  и женился на русской женщине. И его семью  уже  можно было  считать  обрусевшей. В своем горном деле он был так же  превосходный  специалист.  Этот вывод следует  из того,  что  его  пригласили на работу акционеры  строящегося  цементного завода “Орёл»  в Новороссийске. Семья переехала   на берег Чёрного моря.  Аркадий Альбертович  стал  зачинателем  династии, которая была гордостью не только  цементной отрасли,  но и  города. Детей в семье было шестеро. В воспоминаниях его  сына   Виталия  Аркадьевича помещённых  Новороссийской газетой,  сказано :«В 1912 году  мне исполнилось 2 года. Отцу на заводе  дали очень хорошую, просторную квартиру.   Мама не работала, занималась детьми. В доме имелась прислуга. Отца  расстреляли   белые за то, что выращенные им овощи   передавал красно – зелёным, которые находились в городе до прихода белых.
  Советская власть чтила семью,  как семью героя, но  из  квартиры в пять комнат  выселила  в одну  комнату. Голод, нищету, холод и болезни  семья переносила  вместе со всей страной».
 Виталий Аркадьевич защищал Россию  на фронтах Великой Отечественной войны. Он дожил до девяностых,  перестроечных годов. В конце жизни говорил: «Трудностей  в моей  жизни было  - не счесть. Зато я  видел  так много интересных и важных событий в мире и стране, которые удаётся увидеть не каждому поколению людей».   
               


Рецензии